Контрольные лампочки советских олдтаймеров
Приборные панели советских легковых авто 40-х - 60-х годов прошлого века значительно отличались от современных. На всех было 5 стрелочных приборов - спидометр, амперметр, указатели количества бензина, температуры воды и давления масла. Исключения составляли "Запорожец", самый первый "Москвич" моделей 400 и 401 и... представительская "Чайка" ГАЗ-13 - этих обделили амперметром и стрелочным указателем давления масла (и/или температуры воды). К спидометру, естественно, прилагался одометр - счётчик пробега. Часто встречались также стрелочные часы. А вот количество и назначение контрольных ламп на разных машинах значительно отличалось. О них и повествует эта страничка.
Флагман отечественного автомобилестроения 40-х - 50-х годов прошлого века ЗиС-110 имел их 4 - две красные указателя поворотов, фиолетовая дальнего света фар, и... зелёная включённого зажигания. Зачем нужна последняя, неясно, возможно, по причине очень тихой работы нижнеклапанного восьмицилиндрового двигателя водитель должен был иметь хоть какую-то информацию о том, крутится он или нет. Кстати, система электрооборудования вплоть до конца производства в 58-м году была шестивольтовая. Сделано было 2 с небольшим тысячи экземпляров 110-х.
У следующего по рангу ЗиМа было аж 6 контрольных ламп: 2 указателей поворотов в виде стрелок красного цвета, красные дальнего света, включенного ручного тормоза и вентилятора обдува ветрового стекла (совмещённая с включателем), а также зелёная мигающая перегрева воды в системе охлаждения. С 50-го до 60-го года было изготовлено примерно 21 000 машин этой модели.
Перейдём к М-20 "Победе". Ей досталось 4 лампы: две поворотов, дальнего света и перегрева воды. Очевидно, её закипание в те времена было актуальной проблемой на всех приблизительно 250 тысячах выпущенных экземпляров.
"Москвича-400" (и 401) ограничили всего двумя контрольными лампами: маленькой фиолетовой дальнего света внизу спидометра и красной разрядки аккумулятора. Последняя, как и на всех авто с генератором постоянного тока, горела именно при разрядке аккумулятора, а не при неработающем генераторе, как у современных машин. Это более информативно, ведь возможна ситуация, что генератор работает, а аккумулятор из-за большого числа потребителей тока разряжается. Контроль указателей поворотов был не нужен ввиду отсутствия последних. Перегрев же воды определялся по пошедшему из-под капота пару. Сделали "Москвичей" первого поколения примерно столько же, сколько и "Побед".
В следующем "Москвиче" (402, 407 и 403) контрольную лампу зарядки аккумулятора заменили на лампочку включения вентилятора отопителя, причём она горела с разной интенсивностью в зависимости от одной из трёх скоростей вращения вентилятора. IMHO, девайс абсолютно ненужный - и так по звуку всё ясно. Да ещё конструкторы ухитрились запихнуть лампочку внутрь светлой пластмассовой ручки управления вентилятором, и днём её практически не было видно. Вместо сигнализатора зарядки аккумулятора появился амперметр. На поздних экземплярах была и одна зелёная лампочка контроля включения "поворотников", хотя сами указатели поворотов ставили на машины этого семейства с начала выпуска. Общее количество "Москвичей" второго поколения составило около полумиллиона.
На "Москвиче-408", выпуск которого начали в середине 60-х (и первых экземплярах 412-го), были те же световые сигнализаторы (кроме отопителя). И это не есть правильно. Поскольку опять же IMHO, световой сигнализатор падения давления масла в двигателе куда важнее стрелочного прибора, в целом и на "Москвичах" в частности, в чём смог убедиться на собственном печальном опыте.
У "Волги" набор световых указателей был побогаче. Слева на комбинации приборов лампа контроля дальнего света, справа красная указателей поворота; красная ручного тормоза и зелёная перегрева воды расположены ниже по обе стороны рулевой колонки. Была также контрольная лампочка вентилятора отопителя, расположенная аналогично москвичёвской. Наконец-то конструкторы догадались упростить электросхему и для контроля "поворотников" ограничиться одним сигнализатором. Всего 21-х "Волг" сделали около 639 тысяч.
Но всех их превзошёл... 965-й "горбатый" "Запорожец". Помимо красной лампочки контроля "поворотников" и фиолетовой дальнего света в комбинации приборов, были также красные недостаточного давления масла и контроля генератора, зелёная контроля отопителя, а на ранних машинах ещё и зелёная лампа перегрева масла. Размещалась она вместе с лампочкой контроля давления в комбинации приборов, что хорошо видно на правом фото. Позже её заменил стрелочный прибор, а сигнализатор недостаточного давления переехал на переднюю панель. Всего с конвейера сошло 322 тысячи 965-х разных модификаций. Те же световые сигнализаторы, но иначе скомпонованные, были и на выпускавшихся в конце 60-х первых "ушастых" ЗАЗ-966В и ЗАЗ-966, а также на ЛуАЗ-969В.
Пальму первенства у "Запорожца" могла отобрать только представительская "Чайка" ГАЗ-13. Правда, их за 22 года выпуска, начиная с 1959-го, было сделано в режиме ручной сборки 3 с небольшим тысячи экземпляров - на треть больше, чем ЗиС-110. При этом в такси и обычной "Скорой помощи", в отличии от 110-го, "Чайки" не работали, а обслуживали исключительно расплодившихся высокопоставленных чиновников. Много авто, в соответствии с национальной политикой партии, распределялось в правительственные организации столиц союзных республик и стран "народной демократии". Некоторые экземпляры после капремонта попадали в "Дворцы бракосочетаний" или "Интурист". У "Чайки" было аж 7 световых сигнализаторов! Лапы давления масла и контроля указателя поворотов располагались в круглом окошке слева (перекрыто рулём). Правее, на спидометре - лампочка дальнего света. Сигнализаторы разрядки аккумулятора и контроля центральной смазки шасси находились в крайнем правом круглом окошке. Согласно электросхеме из заводской инструкции по эксплуатации и ранним рисункам, на панели приборов должны быть ещё две отдельные лампы - перегрева воды и ручного тормоза. Одна красная ручного тормоза видна на современных фото рядом с кольцом звукового сигнала, а вторая перегрева после выпуска первой партии "Чаек" в 1959г была упразднена, как анахронизм на машинах высшего класса. Однако сохранилась система центральной смазки шасси, оставляющая масляные лужи на асфальте.
Про "членовозы" ЗиЛ-111, выпущенные в 50-х - 60-х годах прошлого века, даже упоминать не буду, ибо страшно далеки они от народа (С), да и общее количество выпущенных экземпляров исчисляется всего десятками. Зато следует вспомнить микроавтомобиль - мотоколяску для инвалидов С1Л (трёхколёсную, изготавливавшуюся с 1952 по 1958г, всего сделано около 25 тысяч штук) с красной лампочкой разрядки аккумулятора, зелёной нейтрального положения коробки передач и красной контроля поворотоников. Хотя самих указателей поворота было вначале только два красных, светящих одновременно и вперёд, и назад. Потом от них отказались, использовав для указания левого поворота передний подфарник и задний фонарь, а для правого... так ли часто приходится направо поворачивать? Ну и обойдутся инвалиды. На более поздней и значительно более широко распространённой четырёхколёсной мотоколяске С3А, которую собирали до 1970г, число наружных указателей пришло в норму. Зато первые два года выпуска красных лампочек контроля поворотников зачем-то было две штуки, потом попустило. На этой модели вместо сигнализатора разрядки аккумулятора присутствовал амперметр, но электрооборудование оставалось шестивольтовым.
Большинство упомянутых ламп имело светоиспускание в 1 свечу и обозначение 1св (светили несколько слабее современных мощностью 1 ватт), иногда 1,5св.
Теперь остановимся на близких мне мотороллерах. "Пузатая" "Вятка" ВП-150 никаких контрольных ламп не имела, а у появившейся в 1965г В-150М был зелёный световой сигнализатор "поворотников". Поскольку большинство мотороллеров этой модели эксплуатировалось без дефицитного в то время аккумулятора (система зажигания работала без него), то указатели поворотов и средство их контроля были незадействованы. У первой "Тулы" Т-200 был указатель включённой передачи с аж четырьмя лампочками. В 60-х на модернизированной Т-200М, а позже и на "Туристе", указатель заменили зелёной контрольной лампой нейтрали и добавили красную разряда аккумуляторной батареи. Теоретически на "Туристе" по заказу могли ставить и световой сигнализатор контроля указателя поворотов, про что упоминается в журнале ЗР, но вряд ли это имело место на практике в то время. Электрооборудование на всех моделях вятскополянских мотороллеров было 6-вольтовое, а тульских - 12-вольтовое.
Главная страница История советских авто
Последнее обновление
14.02.2010. Другие
страницы могут быть новее.