Москвич-407
На самом деле, 407-м обзывают "Москвичи"
моделей 402, 407, 403, а также универсалы,
фургоны и полноприводники,
выпущенные московским заводом
малолитражных автомобилей (МЗМА) с
1956-го по 1965-й год. Это машина моего
детства, на которой в двухлетнем
возрасте побывал в Крыму, а позднее
совершил первую поездку за рулём.
Вот как это было. Пустая
асфальтировная дорога, небольшой
подъём. Теоретически всё прекрасно
знаю, но предстоит первое в жизни трогание с места. Выжимаю тугое
напольное сцепление, движением
рукоятки на руле на себя и вниз
включаю первую, жму на газ и
отпускаю сцепление. Естественно,
"Москвич" прыгает вперёд, но
движок не глохнет и вот я ЕДУ! На
первой передаче трёхступенчатой
коробки на средних оборотах это где-то
километров 10-15 в час. Пора включать
вторую. Рукоятку вверх, от себя и
снова вверх. Процедура проходит на
удивление успешно, скорость
возрастает до 30-40. Но впереди на
узкой дороге поворот на 90 градусов,
а сбросить газ не догадываюсь.
Кручу белый руль и с визгом
пятнадцатидюймовых покрышек
прохожу поворот. В салоне летят все
незакреплённые предметы, включая
бабушку на заднем сидении. Так
началась моя автомобильная жизнь.
А история 407-го началась в
1951-м, когда "Москвич-400", копия
довоенного немецкого "Опель-Кадета",
безнадёжно
устарел. Первый опытный образец "Москвича-402"
был
весьма похож на английскую
малолитражку Ford Consul. Спустя четыре года опытных образцов было уже
двенадцать, и только тогда госкомиссия утвердила-таки один из них в серию.
Производство 402-го началось в апреле 1956г, одновременно с прекращением
выпуска 401-го (модифицированного в 1954г 400-го). Несколько позже стали
выпускаться созданные на базе 402-го «Москвич-423» с кузовом универсал и легковой
автомобиль повышенной
проходимости «Москвич-410».
Новый "Москвич" стал
пионером отечественного
автомобилестроения по многим
показателям: панорамное
цельногнутое ветровое стекло,
телескопические амортизаторы,
бесшкворневая передняя подвеска,
кнопочное управление замками
дверей, двухспицевое рулевое колесо.
Однако, несмотря на все новшества, в
автомобиле было много анахронизмов.
Силовой агрегат был от предыдущей
модели с увеличением рабочего объёма
до 1,22 куб.см. - мощность
нижнеклапанного двигателя у "Москвича-402"
составила 35 л.с. против 26 л.с. у "Москвича-401".
Коробка передач, имевшая три
скорости, равно как и главная
передача остались прежними.
Стартёр имел ножной привод от
педали. Это и стало причиной
сравнительно недолгой жизни модели
- за два года было выпущено всего 87
тысяч "Москвичей-402".
407-я модель пошла в
серийное производство в мае 1958 года.
Налицо был значительный шаг вперед.
Объем верхнеклапанного двигателя -
1358 куб.см. 45 лошадиных сил разгоняли
автомобиль весом в тонну до 115 км/ч,
против 105 у 402-го. Появились стартёр
с пуском от ключа зажигания (хотя в
самом начале была выпущена
небольшая партия машин со старым
стартёром) и молдинги на крыльях и
дверцах.
Из других внешних отличий -
стали более короткими накладки на задних дверях, а оранжевая секция поворотника
в задних фонарях из средней секции переехала в верхнюю. Но
одновременно изменилась и цена, с 15
000 до 25 000 дореформенных рублей.
Рекомендованым бензином стал А-72, хотя допускалась и кратковременая
эксплуатация на старом 66-м. Интересная деталь - даже в начале 1959г
к "Москвичам" прилагалась
инструкция от 402-го с вкладышем "Двигатель
модели М-407". 1 октября 1959г на всех
авто появилась четырёхступенчатая
коробка передач, в феврале 1960г
изменилась схема
электрооборудования с минусом
аккумулятора на массе, а в 1961г начал
устанавливаться более
современный гипоидный задний мост
с уменьшенным передаточным числом,
что позволило сократить расход
бензина. Некоторое количество авто
стали красить в два цвета. Примерно в это же время
было изменено оформление облицовки
радиатора - вместо среднего горизонтального хромированого бруса появилась
сетка.
А в 1963-м в связи с изменениями
в шасси машина и вовсе была
переименована в 403-ю. Кузов внешне
не изменился по сравнению с М-407.
Вдвое более редким стало рекомендовано заводской инструкцией техническое
обслуживание. Появились
стеклоомыватель и новое рулевое колесо. Педали тормоза и
сцепления стали подвесными, а
последнее получило гидропривод.
Модернизировали и подвеску.
Основные параметры авто остались
прежними. Был также экспортный
вариант М-403Э с изменёнными
облицовкой радиатора, молдингами и
задними фонарями. Выпуск "Москвича-403"
и его модификаций в виде универсала
и фургона продолжался до 1965г,
последний год параллельно с новым 408-м.
Из
приборов в машине был спидометр,
одометр, амперметр, указатели
количества бензина, давления масла
и температуры воды. А вот
контрольных ламп вначале было всего две -
маленькая синяя дальнего света на
спидометре (проградуированом до 140км/ч)
и белая включения вентилятора
отопителя в его полупрозрачной
круглой ручке управления с тремя
скоростями. Включение же
указателей поворотов
отслеживалось по положению
маленького белого рычажка на
рулевой колонке. Лишь в 60-х появилась соответствующая контрольная лампа. Капот открывался
ручкой под "бардачком" у двери
правого переднего пассажира, а
багажник - ручкой под задним
сидением справа. Таким образом, чтобы полезть в багажник, нужно было сначала
открыть правую заднюю дверь. Рычаг ручного тормоза был под передней панелью справа от руля.
При необходимости можно было отключить ручник одним быстрым ударом руки, в
отличие, скажем, от "Жигулей", где нужно нажать пальцем на кнопку и опустить
рычаг. Привод стеклоочистителя был механический, от двигателя. Все авто
комплектовались ламповым
радиоприёмником с диапазоном
длинных и средних волн и
регулируемой подсветкой
комбинации приборов. Водительская
дверь изнутри не блокировалась.
Инструкция гласила - при желании
запереть автомобиль изнутри,
например, при ночёвке, опустите
левое переднее стекло,
заблокируйте замок двери через
него снаружи ключом зажигания и
поднимите стекло. Кстати, сидения,
раскладываясь, обеспечивали
относительно удобные спальные
места.
Партия "Москвичей-407" была даже подготовлена к отправке в США - Америка тогда просто задыхалась от огромных дорожных крейсеров и экспорт небольших и экономичных автомобилей со всего мира был велик. Однако после того, как над СССР был сбит американский самолет-шпион "У-2", машины так и остались на заводе. Зато в Финляндии, Норвегии, Бельгии, Греции, не говоря уже о социалистических странах, они пользовались стабильным спросом. Некоторые экземпляры оказывались в Африке и Мексике. На экспорт шло около трети продукции МЗМА.
Общие данные М-407 | |
Кузов | седан, 4 двери, 4(5) мест |
Габариты Д / Ш / В, мм | 4055 / 1540 / 1560 |
База, мм | 2370 |
Колея передняя / задняя, мм | 1220 / 1220 |
Клиренс, мм | 200 |
Масса снаряжённая / полная, кг | 990 / 1290 |
Объем бака, л | 35 |
Двигатель и трансмиссия | |
Тип | бензиновый карбюраторный |
Расположение и количество цилиндров / кл. на цилиндр | Р4 / 2 |
Объем, см куб. | 1360 |
Мощность, л.с. при об/мин | 45 / 4500 |
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин | 86 / 2600 |
Тип привода | задний |
КПП | механическая 4-ст. (до 1.10.1959 3-ст.) |
Ходовая часть | |
Тормоза | барабанные, без усилителя |
Подвеска передняя / задняя | независимая пружинная / зависимая рессорная |
Шины | 5,60-15 |
Эксплуатационные показатели | |
Максимальная скорость, км/ч | 115 |
Разгон 0-80 км/ч, с | 24 |
Средний расход бензина А-72, л/100 км | 9-10 |
Были
следующие модификации 407-го: 407М -
медицинский, 407Б - с ручным
управлением, 407Т - такси-седан, 423Н -
универсал, 423Т - такси-универсал и 430
- фургон, а также полноприводные
модификации - 410Н (седан),
медицинский 410М и универсал 411.
Впрочем, выпуск полноприводников
был невелик, а с конца 60-го года их уже не
делали ради увеличения выпуска
основной модели.
Всего было изготовлено 266209 407-х, а вместе с 402-ми, 403-ми и модификациями - около полумиллиона авто. И сейчас сохранившиеся экземпляры продолжают использоваться в качестве транспортных средств, особенно в сельской местности. Правда, в ходе ремонтов значительная часть 407-х приобрела модернизированый 50-сильный двигатель от 408-го "Москвича" и утратила боковые молдинги. В связи с этим иногда встаёт вопрос, как внешне отличить их от более ранних 402-х. Самая надёжная примета - декоративная накладка на задних дверях, которые редко меняются. У 402-х накладка почти в два раза больше.
Что касается ходовых
качеств 407-го, то можно отметить
достаточно высокую проходимость (особенно,
если назад установить "вездеходные"
покрышки), а также неплохую
эластичность двигателя. С
трёхступенчатой коробкой и
негипоидным задним мостом "Москвич"
уверенно двигался на прямой
передаче со скоростью 30 км/час. Даже
после семидесятитысячного пробега
без переборки двигателя машина
сохраняла возможность
поддерживать крейсерскую скорость
в 90 км/час, не перегреваясь в жаркую
погоду, а при обгонах разгоняясь до
100-110. Зато ТО со шприцовкой
требовалось каждую тысячу
километров. Число точек смазки шасси при этом составляло 54, а кузова 83 (у 403-го число
точек смазки кузова достигло аж 102, правда, только через каждые две тысячи).
Естественно, никто смазкой кузова без необходимости себя не утруждал, и
правильно делал.
Фото, если не оговорено, из веб-конференции Авто-ретро wwwboards.auto.ru/retro
Главная страница История советских авто
Последнее обновление
26.09.2010. Другие
страницы могут быть новее.