История продаж авто в СССР

Опыт автомобилиста по отдыху в КрымуНовый автомагазин, 1950г. Фото из журнала "Автомобиль" с www.pobeda-club.ru. Видна "Победа"-кабриолет До Великой Отечественной войны новые автомобили, как, впрочем, и почти все другие промышленные товары, не продавались. Изредка ими награждались за какой-либо действительный или мнимый подвиг либо "успех в социалистическом соревновании". Кроме того, можно было выиграть автомобиль в государственную лотерею, во всяком случае, в списках выигрышей присутствовал даже роскошный по тем временам ЗиС-101. Ещё могли купить перед войной списанные "эмки" М-1 некоторые высокопоставленные военные. Так или иначе, число частных автовладельцев на весь СССР исчислялось сотнями, а с началом войны почти все их автомобили, как и мотоциклы, были безвозвратно изъяты. Последнее касалось также любых радиоприёмников и жилых домов вблизи "стратегических" объектов, типа водонапорной башни на ЖД.

В комментариях к этой страничке на форуме Авторетро сайта auto.ru отмечалось, что легковой ГАЗ-А всё-таки в 30-х продавался, была даже Реклама "Москвича-400", фото с www.m400.ruреклама в журнале "Архитектор". Впрочем, скорее всего его могли приобрести разного рода организации, но не "частники".

После войны около 50 тысяч легковых автомобилей попало в страну в качестве трофеев, некоторые из них оказались в частных руках. А на рубеже 40-х - 50-х годов началось массовое производство 'Москвичей-400', 'Побед' и ЗиМов. Большинство 'Москвичей' продавалось населению, 'Победы' и тем более ЗиМы в основном использовались государственными учреждениями. Однако года до 53-го все 3 перечисленные модели можно было свободно купить соответственно за 8000, 16000 и 40000 рублей образца 1949г (в результате денежной реформы 1961г рубли потеряли один нолик и оставались в таком виде вплоть до распада СССР в 91-м году). Потом на 'Москвичи' и 'Победы' образовалась очередь, а ЗиМы остались продаваться всем желающим гражданам, но их никто не покупал - больно дорого. Зарплата квалифицированого рабочего или инженера находилась тогда в пределах 500 - 1000руб в месяц, а всякие отхожие промыслы жестоко преследовались. Если кто-либо и набирал этим путём нужную сумму, светиться покупкой авто никакого резона не было - можно было запросто загреметь в места не столь отдалённые. 

Рассказывают такую байку. В единственный харьковский автомагазин на углу площадей Тевелева 'Победа' (последней серии М20В, судя по облицовке радиатора)(ныне Конституции) и Розы Люксембург, где были выставлены все три тогдашние модели авто, пришёл невзрачно одетый человек. Посмотрел на 'Москвич'.
-Можно купить?
-Нет, очередь.
-А 'Победу'?
-Тоже очередь.
ЗиМ?
-Ну вообще-то можно... Но вы же видите, сколько он стоит?
-Ничего, заверните...
Поскольку прецедентов в истории магазина не было, его директор позвонил в КГБ. Там разобрались и ответили: "Это академик Вальтер. Он весь ваш магазин купить может. Продавайте."
Так академик стал ЗиМовладельцем. Ещё один ЗиМ купил председатель какого-то успешного колхоза, и больше желающих не нашлось.

Часть "Москвичей" и "Побед" в начале 50-х продавалась в варианте "кабриолет", причём стоили такие машины дешевле обычных с закрытым кузовом.

Очереди на 'Победу' и 'Москвич' составлялись самими покупателями, с "десятниками", "сотниками" ЗиМ (он же ГАЗ-12)и ежемесячными перекличками в соседнем дворе. Не явившиеся на перекличку безжалостно отсеивались. Что за это имело "начальство", сказать трудно, но, вероятно, его деятельность не была совсем бескорыстной. В 60-е годы очереди составлялись уже непосредственно в магазине. Сроки были такие: записавшиеся в 1956-м году на 401-й 'Москвич' получали в 59-м уже 407-й, а записавшиеся в 1959-м на 'Волгу' могли выкупить её в 66-м за немалые 5500руб.

В процессе производства одной модели её стоимость не менялась, зато в момент смены моделей происходил резкий скачок цен. Так, 'Москвич-401' стоил 9000руб, 'Москвич-402' - 15000руб, а отличавшийся от него только двигателем с повышенной на 10л.с. мощностью 'Москвич-407' - уже 25000руб.

В конце 50-х - начале 60-х годов прекратилось производство ЗиМов, место 'Победы' заняла 'Волга' и появился 'Запорожец-965', первоначально оцененный в 16000руб. Москвич-407 (выпуска после 1960г, судя по облицовке радиатора)Само собой, грузовые автомобили и даже пикапы и фургоны на базе легковых "частникам" не продавались. Это же касалось и микроавтомобилей -мотоколясок C3А производства Серпуховского завода - их выдавали инвалидам бесплатно, сроком на 5 или 7 лет. Некоторые категории инвалидов бесплатно получали "Запорожцы" с ручным управлением, а с небольшой доплатой даже "Москвичи".

Многолетние очереди приводили к тому, что реальная цена авто была в 2-3 раза выше государственной. Но... продавать автомобили можно было только государству через комиссионный магазин, который оценивал авто исходя из госцены с учётом износа. Конечно, были кое-какие схемы обхода, но связаные с немалым риском, посему часто автомобиль был у одного и того же хозяина десятилетиями. Это положение было отменено только в 70-х годах, однако вплоть до распада СССР часть суммы передавалась продавцу через кассу комиссионного магазина, который с этого имел 7%, а часть - "в конверте", что приводило к массе случаев "кидания", причём жаловаться в милицию продавец не всегда решался - его могли обвинить в спекуляции. Поэтому многие предпочитали продавать свои старые авто родственникам и знакомым по ценам ниже рыночных.

Начиная с 70-го года продажа автомобилей стала возрастать. Вступили в строй ВАЗ и Ижевский завод, реконструировались заводы в Москве и Запорожье. В то же время в связи с повышением уровня жизни резко возросло и число желающих стать "автолюбителями". ЗАЗ-965А. Фото Lis-il c zaz.kiev.uaОчереди достигли такой длины, что получить по ним автомобиль можно было лет через 10. В этой ситуации подавляющее большинство авто стали продавать через производственные и прочие предприятия, которые распределяли автомобили между своими сотрудниками. Естественно, было где густо, а где пусто. Скажем, на оборонный завод поступали десятки автомобилей в год, а в какой-нибудь второстепенный НИИ - один автомобиль в несколько лет. Люди ряда профессий и пенсионеры вообще не могли легально купить новое авто. Зато без проблем можно было купить за валюту или чеки "Берёзки" - её суррогат, который получали работающие за рубежом. А ещё автомобиль можно было выиграть в лотерею. И, наперекор теории вероятности, это удалось аж двоим моим соседям - одним "Москвич-2140", другим "Запорожец". Причём именно выиграть, а не купить выигравший билет - таких денег у них точно не было. На "Москвиче" до сих пор наследники ездят. 

Цены в середине 70-х годов были такие: 'Волга' ГАЗ-24 (их, правда, продавалось очень мало) - 9200руб, 'Жигули' ВАЗ-2101 - 5500, ВАЗ-21011 - 6000, ВАЗ-2103 - 7500, 'Москвич-412' - 4990, а 'Запорожец' ЗАЗ-968 - 3500руб. Полноприводный ЛуАЗ-969 на "запорожских" агрегатах стоил 4000руб. Средняя же зарплата нормально зарабатывающего мужчины составляла тогда около двухсот рублей в месяц.

Многолетний выпуск легковых авто в количестве, намного превышающем миллион в год, и сокращение экспорта в связи с моральным старением выпускаемых моделей дали свои плоды - в первой половине 80-х некоторые авто (о чудо!) появились в свободной продаже. В Харькове, например, это была 'Нива' (10300руб), 'Москвич-2140Люкс' (8000руб) и 'Запорожец' ЗАЗ-968М (5000руб). Получила распространение обезличенная комиссионная торговля б/у автомобилями по реальной цене. Конечно, это был большей частью металлолом, но для человека, располагавшего руками и временем, но не деньгами, впервые появился шанс обзавестись своими четырьмя колёсами. Например, 7-летние ручные 'Запорожцы', Москвич-426(427?) экспортный с кузовом универсал, выпуска до 1970г, фото из ретроконфы на auto.ruсданные инвалидами после получения нового, стоили в основном 600руб. Однажды в Москве в середине 80-х в комиссионном магазине в Южном порту появилась партия новёхоньких 'Побед', хотя их выпуск прекратился ещё в 1958г. Всё это время они простояли на каком-то военном складе. И хотя цена 'Побед' была сравнима с ценой новых "Жигулей", желающих их приобрести нашлось с избытком. А в феврале 1992г вся немаленькая площадка харьковского комиссионного магазина на Большой Даниловке оказалась уставлена ... телегами. Тоже новенькими и тоже вскоре раскупленными.

В конце 80-х и почти до конца существования СССР новых автомобилей в свободной продаже снова не было из-за резко усилившейся инфляции. Зато желающие впервые смогли приобрести б/у грузовики и автобусы.

Закупались ли легковые авто за границей? Про сколько-либо масштабные закупки можно говорить лишь по отношению к 'гэдээровским' ЕМВ (БМВ) конца 40-х - начала 50-х годов и чехословацким 'Шкодам-1201' десятилетие спустя. Но информации, что они продавались в новом виде в частные руки, найти не удалось. Естественно, единичные экземпляры для Брежнева и т.д. не в счёт.Мотороллер В-150М 'Электрон' (1974-1979)

Дополнение от 30.06.2010. Появились сведения, что новые ЕМВ-340 всё же продавались "частникам" в Москве и не только по цене 15820руб образца 1949г (чуть дешевле "Победы").

С мотоциклами ситуация была значительно лучше - кроме тяжёлых с коляской Киевского и Ирбитского заводов и периодически чехословацкой 'Явы' их можно было купить свободно. Вот примерные цены новой мототехники на вторую половину 70-х: рижские и львовские мопеды (класса 50 куб.см) - 180руб, мотороллер 'Электрон' (150) - 270руб, 'Турист' (200) - 450руб, мотоцикл 'Минск' (125) - 330руб, 'Восход' (175) - 420руб, 'Иж' разных модификаций (350) - 600-1000руб, чехословацкие 'Ява' и 'ЧЗ' (350) - 900руб, тяжёлые с коляской (650, 750) - около 1500руб.

Приглашение в магазин для получения авто. Цены уже поползли вверх. Фото с nnm.ruЕщё такая деталь: вплоть до конца 80-х в полуторамиллионном Харькове число магазинов, торгующих запчастями, не превышало десятка. И наиболее ходовых запчастей там не было. За ними приходилось ходить на нелегальный авторынок и переплачивать спекулянтам в несколько раз по сравнению с госценой. Иногда запчасти удавалось приобрести на СТО, но при этом оплачивать установку, а также ТО или другие реально не проводимые работы.

Что касается количественных показателей продаж легковых автомобилей и мотоциклов, то в моём распоряжении лишь отдельные цифры. В 1965г населению было продано (включая продажу б/у через комиссионные магазины) всего 64 тысячи легковых машин, в 1970-м - 123, в 1977-м - 1107. По мотоциклам и мотороллерам цифры за соответствующие года 690, 816 и 1109 тысяч штук. Зато продажа мотоциклов началась ещё в 1940г с цифры 7 (не тысяч, а просто штук - и это на весь СССР).

Фото из журналов "За рулём" за 1974 и 1976г (если особо не оговорено)

Некоторые сайты, владельцы которых в целях... используя терминологию советских времён, "личной наживы", целиком спёрли информацию с этой странички, не озаботившись поставить ссылку на первоисточник, невзирая на мои напоминания: sovauto .su, www.cars-retro .ru. Стучать на них админам соответствующих зон не буду - и так у убогих посещаемость более, чем скромная. Зато рекламы выше крыши, да ещё с вирусами. Кроме того, в отличие от ворюг, данная страничка по мере поступления новой информации постоянно обновляется.

Главная страница    История советских авто

Rambler's Top100 Service

Последнее обновление 26.01.2011. Другие страницы могут быть новее.

Hosted by uCoz