История продаж авто в СССР
До Великой Отечественной войны
новые автомобили, как, впрочем, и почти все
другие промышленные товары, не
продавались. Изредка ими
награждались за какой-либо
действительный или мнимый подвиг
либо "успех в социалистическом
соревновании". Кроме того, можно
было выиграть автомобиль в государственную лотерею,
во всяком случае, в списках
выигрышей присутствовал даже
роскошный по тем временам ЗиС-101. Ещё могли купить перед войной
списанные "эмки" М-1 некоторые высокопоставленные военные. Так или
иначе, число частных автовладельцев
на весь СССР исчислялось сотнями, а
с началом войны почти все
их автомобили, как и мотоциклы, были
безвозвратно изъяты. Последнее касалось также любых радиоприёмников и жилых
домов вблизи "стратегических" объектов, типа водонапорной башни на ЖД.
В комментариях к этой
страничке на форуме Авторетро
сайта auto.ru отмечалось, что легковой
ГАЗ-А всё-таки в 30-х продавался,
была даже реклама в журнале "Архитектор". Впрочем, скорее всего
его могли приобрести разного рода организации, но не "частники".
После войны около 50 тысяч легковых автомобилей попало в страну в качестве трофеев, некоторые из них оказались в частных руках. А на рубеже 40-х - 50-х годов началось массовое производство 'Москвичей-400', 'Побед' и ЗиМов. Большинство 'Москвичей' продавалось населению, 'Победы' и тем более ЗиМы в основном использовались государственными учреждениями. Однако года до 53-го все 3 перечисленные модели можно было свободно купить соответственно за 8000, 16000 и 40000 рублей образца 1949г (в результате денежной реформы 1961г рубли потеряли один нолик и оставались в таком виде вплоть до распада СССР в 91-м году). Потом на 'Москвичи' и 'Победы' образовалась очередь, а ЗиМы остались продаваться всем желающим гражданам, но их никто не покупал - больно дорого. Зарплата квалифицированого рабочего или инженера находилась тогда в пределах 500 - 1000руб в месяц, а всякие отхожие промыслы жестоко преследовались. Если кто-либо и набирал этим путём нужную сумму, светиться покупкой авто никакого резона не было - можно было запросто загреметь в места не столь отдалённые.
Рассказывают такую байку.
В единственный харьковский
автомагазин на углу площадей
Тевелева (ныне
Конституции) и Розы Люксембург, где
были выставлены все три тогдашние
модели авто, пришёл невзрачно
одетый человек. Посмотрел на 'Москвич'.
-Можно купить?
-Нет, очередь.
-А 'Победу'?
-Тоже очередь.
-А ЗиМ?
-Ну вообще-то можно... Но вы же видите,
сколько он стоит?
-Ничего, заверните...
Поскольку прецедентов в истории
магазина не было, его директор позвонил
в КГБ. Там разобрались и ответили:
"Это академик Вальтер. Он весь
ваш магазин купить может.
Продавайте."
Так академик стал ЗиМовладельцем.
Ещё один ЗиМ купил председатель
какого-то успешного колхоза, и
больше желающих не нашлось.
Часть "Москвичей" и "Побед" в начале 50-х продавалась в варианте "кабриолет", причём стоили такие машины дешевле обычных с закрытым кузовом.
Очереди на 'Победу' и 'Москвич'
составлялись самими покупателями,
с "десятниками", "сотниками" и ежемесячными
перекличками в соседнем дворе. Не
явившиеся на перекличку
безжалостно отсеивались. Что за это
имело "начальство", сказать
трудно, но, вероятно, его
деятельность не была совсем
бескорыстной. В 60-е годы очереди
составлялись уже непосредственно в
магазине. Сроки были такие:
записавшиеся в 1956-м году на 401-й 'Москвич'
получали в 59-м уже 407-й, а
записавшиеся в 1959-м на 'Волгу' могли
выкупить её в 66-м за немалые 5500руб.
В процессе производства одной модели её стоимость не менялась, зато в момент смены моделей происходил резкий скачок цен. Так, 'Москвич-401' стоил 9000руб, 'Москвич-402' - 15000руб, а отличавшийся от него только двигателем с повышенной на 10л.с. мощностью 'Москвич-407' - уже 25000руб.
В конце 50-х - начале 60-х
годов прекратилось производство
ЗиМов, место 'Победы' заняла 'Волга'
и появился 'Запорожец-965', первоначально оцененный в 16000руб. Само
собой, грузовые автомобили и даже
пикапы и фургоны на базе легковых
"частникам" не продавались. Это же касалось и
микроавтомобилей -мотоколясок C3А производства Серпуховского завода - их выдавали
инвалидам бесплатно, сроком на 5 или 7 лет. Некоторые категории инвалидов
бесплатно получали "Запорожцы" с ручным управлением, а с небольшой доплатой даже
"Москвичи".
Многолетние очереди приводили к тому, что реальная цена авто была в 2-3 раза выше государственной. Но... продавать автомобили можно было только государству через комиссионный магазин, который оценивал авто исходя из госцены с учётом износа. Конечно, были кое-какие схемы обхода, но связаные с немалым риском, посему часто автомобиль был у одного и того же хозяина десятилетиями. Это положение было отменено только в 70-х годах, однако вплоть до распада СССР часть суммы передавалась продавцу через кассу комиссионного магазина, который с этого имел 7%, а часть - "в конверте", что приводило к массе случаев "кидания", причём жаловаться в милицию продавец не всегда решался - его могли обвинить в спекуляции. Поэтому многие предпочитали продавать свои старые авто родственникам и знакомым по ценам ниже рыночных.
Начиная с 70-го года продажа
автомобилей стала возрастать.
Вступили в строй ВАЗ и Ижевский
завод, реконструировались заводы в
Москве и Запорожье. В то же время в
связи с повышением уровня жизни
резко возросло и число желающих
стать "автолюбителями".
Очереди достигли такой длины, что
получить по ним автомобиль можно
было лет через 10. В этой ситуации
подавляющее большинство авто стали
продавать через производственные и
прочие предприятия, которые
распределяли автомобили между
своими сотрудниками. Естественно,
было где густо, а где пусто. Скажем,
на оборонный завод поступали
десятки автомобилей в год, а в какой-нибудь
второстепенный НИИ - один
автомобиль в несколько лет. Люди
ряда профессий и пенсионеры вообще
не могли легально купить новое авто. Зато без проблем можно было купить за
валюту или чеки "Берёзки" - её суррогат, который получали работающие за рубежом.
А ещё автомобиль можно было выиграть в лотерею. И, наперекор теории вероятности,
это удалось аж двоим моим соседям - одним "Москвич-2140", другим "Запорожец".
Причём именно выиграть, а не купить выигравший билет - таких денег у них точно
не было. На "Москвиче" до сих пор наследники ездят.
Цены в середине 70-х годов были такие: 'Волга' ГАЗ-24 (их, правда, продавалось очень мало) - 9200руб, 'Жигули' ВАЗ-2101 - 5500, ВАЗ-21011 - 6000, ВАЗ-2103 - 7500, 'Москвич-412' - 4990, а 'Запорожец' ЗАЗ-968 - 3500руб. Полноприводный ЛуАЗ-969 на "запорожских" агрегатах стоил 4000руб. Средняя же зарплата нормально зарабатывающего мужчины составляла тогда около двухсот рублей в месяц.
Многолетний выпуск
легковых авто в количестве, намного
превышающем миллион в год, и
сокращение экспорта в связи с
моральным старением выпускаемых
моделей дали свои плоды - в первой
половине 80-х некоторые авто (о
чудо!) появились в свободной
продаже. В Харькове, например, это
была 'Нива' (10300руб), 'Москвич-2140Люкс'
(8000руб) и 'Запорожец' ЗАЗ-968М (5000руб).
Получила распространение
обезличенная комиссионная торговля
б/у автомобилями по реальной цене.
Конечно, это был большей частью
металлолом, но для человека,
располагавшего руками и временем,
но не деньгами, впервые появился
шанс обзавестись своими четырьмя
колёсами. Например, 7-летние ручные 'Запорожцы', сданные инвалидами после получения
нового, стоили в основном 600руб.
Однажды в Москве в середине 80-х в
комиссионном магазине в Южном порту
появилась партия новёхоньких 'Побед',
хотя их выпуск прекратился ещё в 1958г.
Всё это время они простояли на
каком-то военном складе. И хотя цена
'Побед' была сравнима с ценой новых
"Жигулей", желающих их
приобрести нашлось с избытком. А в
феврале 1992г вся немаленькая
площадка харьковского
комиссионного магазина на Большой Даниловке
оказалась уставлена ... телегами.
Тоже новенькими и тоже вскоре
раскупленными.
В конце 80-х и почти до конца существования СССР новых автомобилей в свободной продаже снова не было из-за резко усилившейся инфляции. Зато желающие впервые смогли приобрести б/у грузовики и автобусы.
Закупались ли легковые
авто за границей? Про сколько-либо
масштабные закупки можно говорить
лишь по отношению к 'гэдээровским'
ЕМВ (БМВ) конца 40-х - начала 50-х годов
и чехословацким 'Шкодам-1201'
десятилетие спустя. Но информации,
что они продавались в новом виде в
частные руки, найти не удалось.
Естественно, единичные экземпляры
для Брежнева и т.д. не в счёт.
Дополнение от 30.06.2010. Появились сведения, что новые ЕМВ-340 всё же продавались "частникам" в Москве и не только по цене 15820руб образца 1949г (чуть дешевле "Победы").
С мотоциклами ситуация была значительно лучше - кроме тяжёлых с коляской Киевского и Ирбитского заводов и периодически чехословацкой 'Явы' их можно было купить свободно. Вот примерные цены новой мототехники на вторую половину 70-х: рижские и львовские мопеды (класса 50 куб.см) - 180руб, мотороллер 'Электрон' (150) - 270руб, 'Турист' (200) - 450руб, мотоцикл 'Минск' (125) - 330руб, 'Восход' (175) - 420руб, 'Иж' разных модификаций (350) - 600-1000руб, чехословацкие 'Ява' и 'ЧЗ' (350) - 900руб, тяжёлые с коляской (650, 750) - около 1500руб.
Ещё такая деталь: вплоть до
конца 80-х в полуторамиллионном
Харькове число магазинов,
торгующих запчастями, не превышало
десятка. И наиболее ходовых
запчастей там не было. За ними
приходилось ходить на нелегальный авторынок и
переплачивать спекулянтам в несколько раз по
сравнению с госценой. Иногда запчасти удавалось приобрести на СТО, но при этом
оплачивать установку, а также ТО или другие реально не проводимые работы.
Что касается количественных показателей продаж легковых автомобилей и мотоциклов, то в моём распоряжении лишь отдельные цифры. В 1965г населению было продано (включая продажу б/у через комиссионные магазины) всего 64 тысячи легковых машин, в 1970-м - 123, в 1977-м - 1107. По мотоциклам и мотороллерам цифры за соответствующие года 690, 816 и 1109 тысяч штук. Зато продажа мотоциклов началась ещё в 1940г с цифры 7 (не тысяч, а просто штук - и это на весь СССР).
Фото из журналов "За рулём" за 1974 и 1976г (если особо не оговорено)
Некоторые сайты, владельцы которых в целях... используя терминологию советских времён, "личной наживы", целиком спёрли информацию с этой странички, не озаботившись поставить ссылку на первоисточник, невзирая на мои напоминания: sovauto .su, www.cars-retro .ru. Стучать на них админам соответствующих зон не буду - и так у убогих посещаемость более, чем скромная. Зато рекламы выше крыши, да ещё с вирусами. Кроме того, в отличие от ворюг, данная страничка по мере поступления новой информации постоянно обновляется.
Главная страница История советских авто
Последнее обновление 26.01.2011. Другие страницы могут быть новее.