Забытые кабриолеты
Как ни странно, но 60 лет назад отечественная промышленность, наряду с основными легковыми моделями авто "Москвич" и "Победа", выпускала и их модификации с кузовом "кабриолет". Казалось бы, кабриолеты сложнее в изготовлении (из-за ряда дополнительных усилителей несущего кузова), меньше подходят к нашему климату и не нужны основной массе потребителей. Такому странному перекосу в производственной программе есть два объяснения - нехватка в стране тонкого стального листа для крыши и ... личные пристрастия диктатора товарища Сталина. Как известно, он родом из Грузии, где жарким летом открытые машины обладают в некоторых случаях преимуществом в части комфорта пассажиров. Хотя для себя любимого генералиссимус предпочитал бронированые лимузины. Так или иначе, после смерти Сталина выпуск "кабриков" на базе массовых автомобилей был прекращён.
"Автомобиль-кабриолет" - называлась заметка, опубликованная в журнале "Огонек" в августе 1948 года. "Новая машина будет более удобной для наших потребителей, особенно для жителей южных районов страны... В новом "Москвиче" просторнее, хотя здесь тоже четыре места". Так рекламировался новый "Москвич"- 400-420А, правда, реклама, как полагается, мало соответствовала действительности. Особенностью конструкции автомобиля был съемный верх из ткани, крепившийся в сложенном положении сзади сверху запасного колеса, усиление кузова, в частности, диагональными раскосами нижней балки пола. "П"-образный верхний брус ветрового стекла заменён на брус замкнутого сечения. Это было предпринято для сохранения прочности несущего кузова, лишившегося стальной крыши (но рамки дверей остались). В связи с особыми условиями эксплуатации несколько изменились материалы обивки салона, металлические детали противосолнечного козырька хромировались.
С 1948-го по 1953-й год завод изготовил 17742 машины с открытым кузовом. Однако до нашего времени сохранились единицы. Представленный на фото экземпляр из Харькова был обнаружен в гараже с дырявой крышей в весьма плачевном состоянии. И только усилия реставраторов вернули ему первозданный вид.
Автомобиль комплектовался 4-х цилиндровым двигателем рабочим объемом 1074 см3; степень сжатия —5,8; мощность — 23 л.с. при 3600 об/мин; число передач — 3; передаточное число главной передачи — 5,14; длина —3855 мм; снаряженная масса — 860 кг; скорость — 90 км/ч; эксплуатационный расход топлива — 9л на 100 км. Все эти цифры не отличаются от таковых у базовой модели, только масса увеличилась на 5 кг.
Не отставал от московского и горьковский автозавод, где в 1949-м начался выпуск кабриолета М20Б на базе "Победы" второй серии. Ниже приводится текст и фото с gaz20.spb.ru.
Складывалась только верхняя часть крыши, а боковины были жесткими:
конструкторы опасались ослабить кузов. Более того, ввели в него дополнительные
упрочняющие элементы. Но потяжелела машина ненамного - всего на 35 кг.
Брезентовый верх отрицательно сказался на аэродинамике. Максимальная скорость у
кабриолета упала на 5 км/ч, а контрольный расход топлива вырос с 11 до 11,5
л/100 км.
Тент изготавливался из сдвоенной прорезиненной непромокаемой хлопчатобумажной
ткани. Спереди к тенту прикреплялся деревянный лобовой брус, который фиксировался
в передней части проемов крыши двумя упорами и
прикреплялся к верхней полке
рамки ветрового стекла двумя натяжками. Тент натягивался на пять дуг. Три первые
дуги съемные, они вставлялись в гнезда верхней рейки, а две задние укреплялись
на шарнирах. Под боковые части тента подкладывались т.н. "ватники". В задней
части тента находилось окно со стеклом.
Укладка и установка тента была нетривиальной задачей, и в случае дождичка
водителю приходилось быстренько выполнить следующие манипуляции:
1. снять чехол и ремни;
2. развернуть тент, освободив дуги;
3. войдя в кузов автомобиля, взять лобовой брус, довести его до ветровой рамы и
установить его на упоры;
4. вставить концы первых трех дуг в гнезда;
5. выйдя из автомобиля, расправить тент и застегнуть боковые кнопки тента;
6. войти в переднее отделение автомобиля и, натянув на упорах лобовой брус
вперед, застегнуть натяжки лобового бруса;
7. выйти из автомобиля, проверить правильность установки тента и застегнуть
передние кнопки.
Если учесть, что упомянутые выше элементы
конструкции тента неизбежно были в той или иной степени покрыты грязью, можно
предположить - в средней полосе большинство водителей крайне редко его опускали.
Выпуск "кабриков" на базе "Победы"
завершился в 1953г, всего было сделано 14222 экземпляра.
Оба типа кабриолетов находились в начале 50-х годов в свободной продаже, причём цена их была ниже, чем у базовой модели - неслыханный случай для авто с несущим кузовом! В частности, такую "Победу" в 1950г купил известный писатель В. Катаев и сразу же предпринял на ней поездку в Крым вместе с семьёй по новой трассе Москва - Симферополь. По итогам путешествия была написана книга "Поездка на юг". Однако за рулём сидел наёмный водитель.
По причине меньшей прочности кузова и худшей защиты его от коррозии изнутри, век открытых "Москвичей" и "Побед" был короче обычных. Некоторые владельцы, недовольные "тряпкой" над головой, приваривали вместо неё железные крыши из запчастей или от списаных машин. В результате даже в 60-х годах кабриолеты были уже редкостью. Я, например, ни разу в жизни вживую не видел такого "Москвича", и только один раз, в 70-х - "Победу". Правда, поставлялись они, вероятно, больше в южные районы СССР.
Выпускались открытые автомобили (фаэтоны и кабриолеты) и на базе представительского лимузина ЗиС-110. Хотя их было сделано всего несколько десятков штук, они использовались и в обычном такси. В ещё меньших количествах строились открытые машины на базе последующих легковых авто ЗиЛа, а также "Чаек" ГАЗа.
Вплоть до 70-х годов включительно в южных курортных местностях встречались открытые автобусы капотного типа "Рица" и "Крым" на базе грузовика ГАЗ-51, снабжённые тентом, поднимаемым в случае непогоды, и вмещающие 19 - 23 пассажира. Изготовляли их авторемонтные заводы, всего сделано более 100 экземпляров, использовались в качестве экскурсионных. Чем не большой фаэтон? Были и более ранние машины аналогичного вида на шасси ЗиС-5.
Ну и нельзя забывать также армейские ГАЗики - ГАЗ-67Б, ГАЗ-69 и выпускаемый по настоящее время (под другим индексом) УАЗ-469, имеющие съёмный брезентовый верх. Кабриолетами их назвать нельзя, зато в количественном отношении их сделали во много раз больше. Это же касается луцких джипов ЛуАЗ-969 разных модификаций и мотоколясок С3А. Впрочем, последняя, выпускавшаяся с конца 50-х до 70-го года, под определение "кабриолет" формально попадает. Но видеть её в реальной эксплуатации с опущенным тентом не доводилось ни разу.
Главная страница История советских авто
Последнее обновление
07.01.2011. Другие
страницы могут быть новее.