История строительства дорог на ЮБК

Опыт автомобилиста по отдыху в Крыму

До присоединения Крыма к России дорог на южный берег Крыма из степной части полуострова практически не было - татары и предшествующие народы пользовались вьючными тропами. Лишь в двадцатые годы девятнадцатого века в связи с развитием хозяйственных связей началось строительство дороги из административного центра Симферополя на южный берег.

Долгое время это был почтовый тракт. В честь окончания его строительства в 1826г установлен первый в Крыму памятник. Сначала он был у самой дороги, но в 1930-х годах она из-за значительной крутизны подъема в этом месте была перенесена, и памятник, оставшийся в стороне, оказался заброшенным. Сейчас на него можно посмотреть, пройдя по тропе несколько сот метров к востоку от автостоянки, расположенной у поста ДАИ на перевале.

Трасса Симферополь-Алушта, 1961г. Видны чехословацкий троллейбус "Шкода" и ПАЗ-652. Скан TatraVod из rcforum.ru Памятник первым строителям дороги Симферополь - Алушта. Фото И. СальниковаПамятный обелиск высотой около 12 метров стоит на небольшой поляне в лесу. Его известняковые плиты несут следы времени: царапины, пулевые отметины, каверны выветривания, автографы на разных языках и т. п. В стороне среди деревьев и кустарников едва прослеживаются отрезки старой дороги с отдельными ограждающими столбиками. Долгие годы на памятнике отсутствовала доска с надписью, кем и в честь кого он поставлен, что вызывало у туристов различные толки. В путеводителе по Крыму М. Сосногоровой, изданном в 1874 году, читаем: "На обелиске находится следующая надпись: "По велению императора Александра I, дорога сия от Симферополя до Алушты через хребет Яйла начата с 1824 года, устроена в царствование императора Николая I, в 1826 году, при новороссийском и бессарабском генерал-губернаторе графе Воронцове, гражданском губернаторе Нарышкине подполковником Шипиловым". Как видите, в этой надписи не были упомянуты имена истинных строителей дороги. В 70-х годах ХХ века на обелиске укреплена доска, надпись на которой гласит, что он сооружен в честь строителей первой шоссейной дороги от Симферополя до Алушты. А проложили ее солдаты вторых батальонов Козловского и Нашенбургского пехотных полков под руководством военного инженера подполковника Шипилова. Это памятник простым русским солдатам, которые, вгрызаясь киркой и лопатой в твердую скальную породу, с неимоверными трудностями построили сложное по тем временам инженерное сооружение. Дорога пролегла западнее древнего пути и просуществовала более ста лет. Лишь в 30-х годах ХХ века началась её коренная перестройка. За пять лет, с 1935 по 1940 год, дорога была полностью реконструирована, а полотно покрыто асфальтом. Но прошли годы, и она уже не справлялась с потоком машин, скорость и грузоподъемность которых значительно увеличились. Кроме того, большинство пассажиров с трудом выносило петлеобразные крутые повороты, встречающиеся на каждом километре. А главное, на ЮБК расположились правительственные дачи, в которых любило отдыхать высшее начальство. В конце 50-х было начато строительство новой трёхполосной дороги от Симферополя до Алушты - горной троллейбусной трассы. Всего за год строителями был выполнен огромный объем работ - перемещено более 5 миллионов кубометров грунта, срезано около 300 крутых поворотов, возведены подпорные стены. Новая и старая дороги Симферополь - АлуштаПолотно дороги было расширено вдвое. На рубеже 60-х началось регулярное движение от Симферополя до Алушты. На многих участках дорога пролегла по новым направлениям. В этих местах старая дорога видна в виде узких асфальтовых ответвлений, например, к турбазе "Ангарский перевал". Привожу карту района перевала, где участки старой дороги обозначены жёлтым цветом. Но в большинстве мест проезд по ним сейчас уже закрыт. Заметим, что на старой дороге в районе Верхней Кутузовки в 1966г, т.е. когда новая дорога уже была, снимались сцены погони из известного фильма Гайдая "Кавказская пленница". В этом же районе во время строительства трёхполоски был реконструирован памятник "Кутузовский фонтан", расположенный на месте сражения русских войск под командованием Кутузова с турецким десантом в XVIII веке. Вот только фонтаном он стал числиться только номинально - строители подрезали водоносные горизонты, и родник, питавший ранее фонтан, иссяк.

 Что касается дороги от Алушты до Ялты, то её первый вариант был построен в 1837г, а современный - в 1961-м.

Почти одновременно с дорогой из Симферополя на ЮБК, в 30-х годах ХIХ века, началось и строительство дороги Белогорск (Карасубазар) - Приветное (Ускут), хотя она, конечно, имела куда меньшее значение. И судьба её была другой - начиная с отметки в нескольких километрах за Красносёловкой и вплоть до выхода на приморскую равнину она за почти 200 лет мало изменилась. Вот как описывает путешествие по ней в 20-х годах прошлого века геолог А. Крубер (очевидно, имеется ввиду спуск с перевала в сторону Приветного): "Дорога, делая многочисленные петли, лепится по карнизу обрывистого ущелья, и необходимо всё умение возницы, чтобы тяжёлая мажара на повороте не свалилась в бездну. С замиранием сердца смотришь, как она несётся прямо к пропасти, и невольно спрашиваешь: куда же дальше? Внезапный поворот, и перед глазами открывается новая петля дороги."

При СССР за дорогой кое-как следили - расширили и заасфальтировали сравнительно ровный участок до Красносёловки и ещё несколько километров дальше, проложили водоотводные трубы при пересечениях с балками, установили кое-где ограждения из железобетонных блоков, регулярно подсыпали щебень... Теперь ограничиваются установкой знаков, запрещающих движение. Хотя местные и любители лёгкого экстрима (в том числе автор этих строк) всё равно ездят. Подробности о моих поездках, например, в отчёте-2000.

Третья дорога, которую хочу упомянуть, это Бахчисарай-Ялта, точнее, её участок от Соколиного (Коккозки) до Ялты. Она строилась с 1865 по 1894г военно-сапёрными батальонами под руководством инженер-полковника Шишко (в его честь названа скала в месте выхода дороги с Южного склона на яйлу, сейчас на ней смотровая площадка). Особенно трудным был участок от 17 до 22км со стороны Ялты, где уклон достигает 60-80 градусов. Этот участок представляет наибольшие трудности, теперь уже для водителей, и в наши дни. Осенью 1941г он был взорван партизанами и восстановлен уже после войны.

В честь окончания строительства дороги в 1894г на скале Пендикюль построена смотровая площадка -Серебрянная Беседка, откуда открывается прекрасный вид на Ялту.

Со времён строительства дорога лишь немного расширена и покрыта асфальтом. В последнее время поток транспорта по ней резко возрос, что требует от водителей большого внимания. Если не стоит цель полюбоваться красивыми видами, быстрее и безопаснее доехать из Бахчисарая в Ялту через Красный Мак - Терновку - Форос, оставляя в стороне Севастополь. Кроме того, дорога часто бывает закрыта из-за оползней, а также в зимнее время.

А вот история строительства Романовской дороги, из Ялты до Косьмо - Дамиановского монастыря в горах Крыма, по материалам www.2000.net.ua

История возникновения Романовской дороги в Крыму начинается задолго до ее создания. Весь уклад жизни императорской семьи вел к тому, что не построить эту дорогу просто не могли. Союз Романовых с Крымом предопределил рождение прекрасной горной дороги, проходящей мимо самых высоких вершин Крыма. Дороги, являющейся излюбленным местом отдыха летних облаков и тяжелых, наполненных дождем и снегом, свинцовых осенне-зимних туч.

После Крымской войны в 1857г при источнике Косьмы и Дамиана, вода которого с давних времен считалась исцеляющей от всех болезней, создается Косьмо-Дамиановский монастырь. А в начале 1880-х гг. в 60-70 саженях от монастыря по приказу императора Александра III - набожного человека и большого любителя охоты - был построен царский охотничий домик на 8 комнат: гостиная с кабинетом, спальня, две комнаты для прислуги, буфетная и ванная. Вслед за царем и его свитой монастырь и источник начинают посещать все больше людей. Здесь создаются купальни для омовения в водах источника и гостиница для паломников.

В 1896г удельное ведомство объявило эту местность «собственным уделом охоты царя». С 1910г к царскому домику, а значит и к монастырю, стали прокладывать улучшенные грунтовые дороги от Ялты, Алушты и важнейших охотничьих мест. По примеру деда и отца сюда неоднократно приезжал Николай II. Он посещал как охотничьи угодья, так и Косьмо-Дамиановский монастырь. Последняя российская царица - Александра Федоровна, надеясь на чудо, облюбовала целебный источник для лечения больного гемофилией царевича Алексея. Однако проезд из имения «Ливадия» за Ялтой до монастыря через Алушту был довольно долог и обременителен.

В эти же годы лесничий Южнобережского лесничества А. Ф. Скоробогатый инициирует постройку дороги из Массандры на Никитскую яйлу с целью ее облесения.

К постройке приступили в 1910г. В этом же году был закончен участок дороги от ворот лесничества до Грушевой поляны протяженностью 3 версты. В 1911г соорудили следующие 3 версты дороги, и в 1912г было открыто движение до Красного Камня.

Строительство этой дороги открывало перспективы для последующего, более грандиозного, проекта: сократить путь императорской семьи к монастырю и царскому домику, минуя Алушту, напрямик через Никитскую яйлу!

В конце 1911г министерство императорского двора предложило лесному ведомству взять в свои руки сооружение шоссейной дороги, пригодной для автомобильного движения от Красного Камня до царского охотничьего домика, и вопрос был решен положительно. При проектировании направления дороги приняли во внимание экономические интересы местности и лесного хозяйства, а также то, что дорога будет сооружена в самый короткий срок.

В постройке горной дороги были заинтересованы все участники соглашения. Министерству императорского двора она была нужна как кратчайшее и наиболее удобное сообщение имения «Ливадия» с районом царской охоты, расположенным в верховьях Альмы. Лесному департаменту - для ухода за лесными массивами Султанской и Бешуйской казенных лесных дач и вывоза оттуда продукции для нужд губернии.

Строительство началось в первых числах мая 1912г вслед за утверждением окончательного проекта еще по последним остаткам снега.

Почти на всем протяжении дороги попадались скалистые, каменистые и щебенистые грунты, сильно затруднявшие разработку. На крутых склонах приходилось во многих местах срезать большие участки земли или устраивать подпорные стены, камень для которых находился поблизости. В отдельных случаях пригодный камень привозили за несколько верст на лошадях и вьючных ослах.

23 октября 1913г (по старому стилю) с первым проездом Николая II от начального пункта в Южнобережском лесничестве до конечного - царского охотничьего дома - Романовская дорога открыта для сквозного проезда. А уже к апрелю 1914г были телефонизированы царский охотничий домик, монастырь, казармы Бешуйского лесничества, казенные дома Алабач и Красный Камень. Несколько позднее устроена сеть подъездных дорог к Романовскому шоссе.

Романовская дорога, причудливо петляя, заползает от Массандры по горным склонам сквозь вековые сосновые леса, мимо ущелья Уч-Кош (где даже летом внизу ущелья можно увидеть снег), к кордону «Красный Камень» (название от моха красного оттенка, растущего на камнях) - оттуда открывается потрясающая панорама Ялтинского амфитеатра. Стелется по Никитской Яйле, минует самый высокий в Крыму Никитский перевал, пролегает неподалеку от Беседки ветров, парящей над Гурзуфской долиной, и огибает самую высокую вершину Крыма - гору Роман-Кош (1545 м над уровнем моря). За Чучельским перевалом дорога стремительным серпантином сбегает вниз к Косьмо-Дамиановскому монастырю.

О том, с какой основательностью и тщательностью сооружена эта дорога, свидетельствует хотя бы тот факт, что долгие годы она была пригодна для автотранспорта и ни разу до 1957г не ремонтировалась. Вероятно, именно в этом году на ней было сделано асфальтовое покрытие - Хрущёв, в отличие от Сталина, любил отдыхать на ЮБК, а охотиться в заповеднике. 4 ноября 2008г (по новому стилю) дороге исполнилось 95 лет.

Главная страница   Тайны Крыма ХХ века  Карта автодорог Крыма 1945г (710К)

Rambler's Top100 Service
Последнее обновление 11.11.2010. Другие страницы могут быть новее.