На данной страничке представлен один из листов "Альбома схем автомобильных дорог СССР" министерства обороны 1945г издания, рассекречен в 1993г. Он взят с www.soldat.ru и несколько обработан, что позволило уменьшить размер файла в 4 с лишним раза без ухудшения качества. К сожалению, цвет, очевидно, был утерян ещё при ксерокопировании в архиве. Посему все автомобильные и железные дороги, а также реки, получились одинаково чёрными. Впрочем, реки отличаются извилистостью и их легко отличить, а стальные магистрали я, не пожалев времени, покрасил в коричневый цвет. Но имевшиеся в оригинале сведения о качестве покрытия автомобильных дорог пропали безвозвратно. Лишь те, что "союзного значения", толще прочих.

 Разделялось качество покрытия, судя по предисловию к "Альбому", так: "красным цветом показаны покрытия, обеспечивающие проезд в течение круглого года - черные покрытия, мостовые, белые шоссе, гравийные дороги; зелёным цветом показаны покрытия, проезд по которым затруднен в распутицу - легкие покрытия и улучшенные грунтовые дороги; коричневым цветом показаны грунтовые и слабо улучшенные дороги, не обеспечивающие проезд автомобилей во влажные периоды года. Дорожная сеть нанесена по состоянию на 1 января 1941 года с внесением наиболее важных изменений в расположении дорог и типах покрытий на 1 июля 1944 г. Административное деление дано по состоянию на 1 января 1944 года". Что такое "чёрные покрытия" и "белые шоссе", догадывайтесь сами.

 Отметим отсутствие нынешней автодороги Симферополь - Харьков (та, что нарисована до Джанкоя, лежит с другой стороны от железной), а также в районе Новоалексеевки - по пути из Крыма сразу после Сиваша дорога  уходит вправо, на Геническ и далее на север, по несовпадающему с нынешним направлению. Кстати, Новоалексеевка и соответствующая ЖД станция, похоже, перепутаны местами. Конфигурация берега Сиваша в этом месте также отлична от современной. Показана дорога по Арабатской стрелке, причём длиной 140км. Видимо, она и в те времена изрядно петляла, несмотря на равнинную местность. А может, просто ошибка. К несуществующему ныне посёлку Бешуйские Копи (где были угольные шахты) нарисовано аж два пути. Заметно отличается прямизной от нынешней дорога Саки - Севастополь. Путь из Евпатории в Ак-Мечеть (Черноморское) не обходит, как сейчас, озеро Донузлав - перемычку, отделяющую его от моря в тот момент ещё не прокопали. Хорошо видна "верхняя" (теперь "средняя") и "нижняя" дороги на участке от Ливадии до Симеиза, а далее до Байдарских Ворот ныне закрытая "верхняя". Можно посмотреть и на "старую" дорогу Симферополь - Ялта. Из других источников известно, что в те времена она до Алушты, а возможно и до Ялты, уже была асфальтирована, но весьма узка и извилиста. Позднее на ней снимались кадры погони из широко известной кинокомедии Гайдая "Кавказская пленница". К нынешней трассе Симферополь - Ялта, построенной в начале 60-х годов прошлого века как правительственно - троллейбусная, отношение имеет незначительное. Хорошо заметная на карте дорога Алушта - Судак была заасфальтирована только во второй половине 50-х годов. Путь "союзного значения" из Симферополя в Евпаторию пролегает прямо через нынешний Симферопольский аэропорт, до начала 50-х асфальтирован не был. Кстати, упомянутая дорога имеет давнюю историю - ещё перед первой мировой войной по ней проходило в сутки до 40 автомобилей и до 500 подвод. Такая интенсивность движения приводила в ужас тогдашних инженеров, отвечавших за состояние дорожного покрытия и считавших, что оно должно было быть сделано из гранита во избежание ежегодного ремонта. У Сиваша на карте есть альтернативное название "Гнилое море". Хотя к моменту издания "Альбома" крымских татар уже выселили, и по крайней мере райцентры получили новые названия, внести соответствующие изменения составители не успели, что придаёт "схеме" особую ценность. Ну и не забудьте обратить внимание, что коса Тузла относится к Краснодарскому краю ;) .

Главная страница  Другие карты Крыма

Rambler's Top100 Service
Последнее обновление 31.03.2010. Другие страницы могут быть новее.

Hosted by uCoz