В Крым по Арабатской стрелке

Опыт автомобилиста по отдыху в Крыму Обычно в Крым автомобилисты проникают тремя путями: через Чонгар, Перекоп или Керченскую паромную переправу. Но есть ещё два сухопутных пути: через дамбу посередине Сиваша и Арабатскую cтрелку. Поговорим о последней.

 Хотя не раз заезжал на cтрелку с обеих сторон, первый раз проехал по ней насквозь только в 2005-м. Подробнейший отчёт с фото здесь.

 Сначала немного общих сведений. Стрелка в её нынешнем виде образовалась сравнительно недавно, примерно 900 лет назад. Она немного старше Москвы и значительно моложе Керчи или Херсонеса. Ранее на её месте была цепь островов и мелей. Под действием волн, гонимых господствующими восточными ветрами, они соединились в непрерывную сушу, прерываемую только двумя сравнительно узкими протоками в районе Геническа. В настоящее время через эти протоки переброшены капитальные автомобильные мосты. Стрелка тянется на 115 км в длину при ширине от нескольких километров до нескольких сот метров. С востока Азовское море, с запада Сиваш.

Автостоянка в относительно цивилизованом начале Арабатки, фото конца 90-х

 Северная часть Арабатки, возле Геническа - курортная зона. Непрерывной чередой вдоль берега Азова, вплоть до села Стрелковое, стоят пансионаты и базы отдыха. Некоторые уходят в отрыв ещё километров на 10-15 по направлению к Крыму. Самая ближняя к Геническу - моя любимая автостоянка. Подъезд к ним обеспечивает широченнейшая бетонка, которая, похоже, при определённых обстоятельствах может обеспечивать взлёт-посадку самолётов. Да и сделана она из плит разобранного военного аэродрома. Но сузившись и пройдя Генгорку и Счастливцево, в Стрелковом она заканчивается. Дальше, почти до села Каменское в Крыму, идёт достаточно специфическая грунтовая песчаная дорога. Вполне твёрдая, под действием неясных факторов она вся состоит из волн высотой в несколько сантиметров - "стиральной доски" или гребёнки.

 Дополнение от 16.08.2009. Нашёл в Инете гипотезу возникновения гребёнки. Катящееся колесо автомобиля сначала выдавливает из-под себя валик песка, а потом переезжает его спрессовывая – вот и получается такая штука на дороге, разрушающая подвески машин.

 Если ехать медленно - ужасная вибрация. С увеличением скорости вибрация, если гребёнка небольшая, пропадает, но тут другая беда - через каждые полсотни метров ямы, кочки, лужи разной глубины и прочие колдобины. Если гребёнка большая, остаётся только ползти на первой передаче. Размеры же гребёнки постоянно меняются. Короче, смерть подвеске. При этом единой дороги большей частью нет, а есть самым причудливым образом соединяющиеся параллельные колеи.Гребёнка, она же "шифер", она же "стиральная доска" Некоторые из них ведут в тупик по причине образовавшейся после дождей глубокой лужи. Пространство между колеями - рыхлый песок с травой, труднопроходимый для обычных машин. Некоторые колеи у Сиваша могут быть не только из песка, но и частично из солёной серой сивашской глины. Песок - единственный грунт, становящийся более плотным при намокании, а вот глина... Зато на глине нет гребёнки. Поэтому, если погода сухая, лучше ехать возможно ближе к Сивашу.

 Километров через 25 после села Стрелковое, за границей Херсонской области и Крымской АР, самые пустынные места. Небольшой участок оставшейся в современной Европе дикой природы. Пустынный пляж Азова в обе стороны до горизонта. Белый песок, голубое море, неиссякающие бризы. Именно здесь расположен Арабатский государственный заказник. Признаки человеческого жилья, не говоря уже о магазинах и АЗС, отсутствуют как класс. Источников пресной воды это тоже касается. Азовское море отделено от дороги песчаным валом, иногда даже двумя с озёрами и болотами между ними. Подъехать к морю удобно только ближе к Крыму, после заброшенного полевого стана. Кроме того, в южной части стрелки глубже море и меньше насекомых. В районе валов (это бывшие границы карьеров по разработке песка) их очень много по причине образовавшихся на месте выемки песка полупресных озёр и болот. Днём больше всего досаждают мошка, кусючие мухи и слепни. Мошка активна и в тёмное время суток. К сожалению, в любом месте Арабатки летом с вечера и до утра присутствуют в большом количестве знаменитые сивашские комары, если только их не сдувает ветром с Азова.

 В конце стрелки, у берегов Крыма, находятся соляной промысел, село Соляное, а за ними довольно хорошо сохранившиеся остатки турецкой крепости Арабат. Песчаная дорога переходит в щебенчато-песчаную (но тоже с гребёнкой), и только после Каменского начинается асфальт. Можно посмотреть карту конца стрелки и района Каменского.

 Карта въезда на Арабатку со стороны Геническа здесь. После въезда в Геническ из трех расходящихся веером дорог вокруг клумбы выбираем правую (есть местный проезд еще правее, туда ехать не надо), далее сразу за старым кладбищем с оградой из ракушечника направо, еще направо и вниз, минуем железнодорожный переезд, заброшенный пост ДАИ, 2 моста и Вы на стрелке. В 2006г построили маленькую "объездную", сократившую путь через Геническ. Эта "объездная", как и старая дорога, показаны на схеме, основа которой взята с genichesk.com.ua.

Схема проезда на стрелку через Геническ

 А тут прекрасный отчёт о сквозном проезде по стрелке, хотя и велосипедном. Только вот утверждение о приемлемом качестве дороги в Стрелковом и 30 километров после него IMHO не соответствуют истине...

Арабатка с воздуха Посмотрите на весеннюю Арабатку с воздуха. Хорошо видны пляжи, просёлки, старые разработки песка, ныне заполненные водою, и "засухи" - временно обезвоженные заливы Сиваша. Место съёмки, вероятно, в нескольких километрах южнее Стрелкового.

 Теперь лирическое дополнение из авто.ру: http://wwwboards.auto.ru/travel/641489.html

 Арабатка - это дорога, пересекающая твою душу вдоль самых сокровенных её уголков.
Если ты любишь тусоваться в Коктебеле и пр. - это не совсем для тебя.
Если ты считаешь, что море (в смысле пляжей) есть в Феодосии - это тем более не для тебя.
На Арабатке - море. Нет, там МОРЕ!
Но упаси вас Господь отпускать ребенка одного в круге поплавать.
Мол, море мелкое. Оно непременно сторицей воздастся вашу беспечность невесть откуда налетевшей волной. местные это знают .....
Да и те кто занимаются кайтингом - тоже.
Весной Арабатка похожа на переливающийся зеленый ковер, пестреющий то тут, то там островками цветов. кажется что это сплошная трава и только трава.
Нет - говорят низко летящие соколки и ястребки, - здесь, в полях, богатый мир, таящий много необычного.
Летом буйство красок уступает перед напором солнца, и выживают одни колючки, которые несмотря ни на что тоже полны обаяния.
А какие там летом комары... уммм...
Нет, они не очень большие, не лоси, но когда они налетают на тебя все сразу, то ты думаешь, что комары размером с маленькую собачку.
Как говорят, всё познается в сравнении. Вечерами, борясь с комарами, ты уже втайне просишь, Господи, пусть завтра на море будет ветренно.
Это значит, что ты уже не сможешь тихо лежать вдоль самой линии прибоя и всем телом ощущать, как мягкая волна приятно освежает твоё тело.
Но зато не будет и комаров, они ведь не могут справится с сильным азовским ветром, маленькие они...
Арабатка - узкая, настолько узкая , что ты не знаешь, что лучше - идти купаться на море или идти принимать в Сиваше грязевые ванны.
Отдых там сродни отшельничеству. Посиди в тени редких деревьев и подумай - что ты есть на этом свете. какие у тебя приоритеты?
Порой, лежа на пляже, ты вспоминаешь, что оказывается нужно сделать важный звонок, ты звонишь, и выясняется, что это надо было сделать еще вчера.... поосторожней надо со временем...
Арабатка - это рай для "скромных" нудистов, ведь подчас до ближайших соседей по пляжу метров пятьдесят
Впрочем, тебя никто не заставляет оголяться. ты сам выбираешь правила. твои правила.
У каждого она своя - Арабатка.
Выжженная, пустынная, солнечная, морская, тихая, буйная, переменчивая, но своя....

Главная страница

Rambler's Top100 Service
Последнее обновление 23.04.2010. Другие страницы могут быть новее.

Hosted by uCoz