Арабатка - насквозь (поездка в Крым - август 2005)

Опыт автомобилиста по отдыху в Крыму Старт 24-го августа из Южного под Харьковом в 5.45. А в 19.00 уже стою на Арабатской стрелке в 10м от моря. Но не на обычной автостоянке в начале, а на другой, в Генической Горке, километров на 5 ближе к Крыму, под названием "Дикий пляж". По размерам она близка к первой, но вытянута вдоль моря. Деревья и кусты, а также кафе-базары-развлечения здесь отсутствуют. Есть только туалеты, баки для мусора и бочка с водой. Впрочем, Генгорка рядом, сходить туда и насладиться цивилизацией не проблема. Море чуть менее мелкое, зато грязноватое. Или мне просто не повезло по причине сильного восточного ветра и небольшого шторма? Но из-за этого ветра нет и комаров. Ни единого, хотя лиман, отделяющий стоянку от основной части стрелки, окаймлён камышами. Многие там рыбачат. Кстати, упоминаемый в некоторых отчётах "шлагбаум экологов" при въезде на Арабатку замечен не был. Как и сами "эколохи".

Перевожу ЗАЗик в "спальное" положение, купаюсь и начинаю прогулку Первую ночь провёл на автостоянке "Дикий пляж" в Генической Горкевдоль всей стоянки, а она километра полтора в длину. Ветер сильный, но тёплый, посему атмосфера весьма комфортна. В пакете с надписью "Спецвузавтоматика - компьютеры, комплектующие" у меня бутылочка из-под минералки с некоторой жидкостью, какой - решайте сами, исходя из своей испорченности. Периодически из неё прихлёбываю. Любуюсь морем, рассматриваю авто соседей по стоянке (а они стоят с интервалом в среднем 50-100м, среди них есть даже магистральный тягач), но нет-нет, да и посещает мысль - как же завтра утром ехать? До Крыма два весьма оживлённых поста ДАИ... По Крыму путь к морю тоже неблизкий. Для тех, кто не в курсе - к утру я буду абсолютно трезв, и честная экспертиза это подтвердит. Но вот ДАИшная трубочка может позеленеть. Тогда моральное унижение, расставание с энной суммой денег. Или сидеть тут полдня... И приходит решение - ведь можно проехать в Крым по Арабатке! Здесь ДАИ не водится. Да и сборщиков дани при въезде в Крым оставлю с носом :)

Обдумываю этот вариант. Знаю про ужасную дорогу, которую не выдерживали подвески и более совершенных авто, чем у меня, про то, что помощи в середине стрелки ждать не от кого. Даже пассажира, способного помочь вытащить машину из песка или грязи у меня нет. Резина на ведущих колёсах не то, чтоб совсем лысая, однако близка к такому печальному состоянию. Но... человек я или тварь дрожащая?

К утру принимаю твёрдое решение - ехать. Купание, завтрак продуктами из походного электрохолодильника, мелкий ремонт ЗАЗика. Для улучшения охлаждения двигателя устанавливаю ещё дома изготовленные специальные проставки под петли заднего капота. Теперь там щель сантиметров в 15, через которую набегающий поток воздуха интенсивно обдувает движок. Как показало дальнейшее, очень удачное решение проблемы перегрева.

Автостянка "Дикий пляж" на утреннем солнышкеИх нашли год спустя в десятке километров в сторону от основной дороги. Они вскрыли себе вены. На заднем сидении лежали мумифицированные трупы детей. Женщина до конца вела дневник, последняя запись: "Откопать машину и двигаться назад по собственным следам уже невозможно. Чувство полной свободы сменилось отчаянием и страхом. Через сорок часов после того, как был выпит последний глоток воды, у детей начались судороги. Мы гибнем." (Приблизительное цитирование статьи из журнала "За рулём" за 2004г о путешествии советских журналистов через Сахару на трёх Нивах в 1989г. К сожалению, в Инетовском варианте журнала эта статья отсутствует).

Ну, аналогичная участь мне не грозит, но в случае неустранимой поломки подвески на стрелке и невозможности буксировки, эвакуация ЗАЗика будет нереальна или обойдётся в несколько раз выше его стоимости... Придётся его бросить вместе со всеми вещами. На всякий случай мобилизую вдобавок к уже имеющимся пару валяющихся в ближайшей окрестности пластиковых бутылкок и наполняю их водой из местной бочки. Теперь запас воды у меня около 15 литров. И полный бак, почти 40 литров бензина, плюс ещё 5 литров аварийного запаса в канистре. Так просто мы не сдадимся!

В 10.15 все дела закончены, последний раз окунаюсь в море, полный вперёд! Проезжаю Счастливцево, под колёсами новёхонькая дорога из бетонных плит, разметка, километровые столбы... Почти Европа. Но вот без предупреждения бетонка заканчивается. Бух! Сваливаюсь на песок. Сразу начинается "стиральная доска", она же гребёнка. Ох, эта гребёнка! Она состоит из твёрдых волн песка высотой не более нескольких сантиметров и вызывает страшную вибрацию авто. Если гребёнка совсем низкая, то с увеличением скорости вибрация пропадает, но разогнаться мешают встречающиеся через каждые несколько десятков метров ямы и кочки. Когда гребёнка высокая, то ехать можно только на первой передаче. В большинстве же случаев используется вторая, реже третья. И так около 100км. А четвёртую после бетонки включил первый раз только уже за Каменским, в Крыму.

Вправо от дороги уходит глинистая колея. После некоторых колебаний ехать по ней не решаюсь. И напрасно, как показал дальнейший опыт, именно глина в сухую погоду здесь лучшая дорога - на ней не образуется гребёнка. Зато долго не высыхают лужи неизвестной глубины и с неизвестным дном, которые не всегда можно объехать. Но хуже гребёнки ничего нет...

Догоняю иномарку. Видимо, она ползёт на первой передаче на малых оборотах, поскольку не могу держаться за ней даже на второй. Тут от дороги отходит параллельная колея, с виду получше. Сворачиваю на неё, прибавляю скорость, иномарка остаётся позади. Но метров через 100 ясно, что поменял шило на мыло. Та же гребёнка. В дальнейшем убеждаюсь, что переезд с одной дороги или колеи на другую помогает мало, хотя всегда кажется, что соседняя лучше ;) . Единственное действенное правило - выбирать малонаезженные колеи, где ещё не успела образоваться гребёнка, или колеи с участками глины, а последние расположены ближе к Сивашу.

Слева от дороги сплошной полосой различные пансионаты и базы отдыха, некоторые действующие, большинство заброшенные. Местами лежат бетонные плиты, снятые с какого-то военного аэродрома, поэтому есть шансы, что по крайней мере до Стрелкового - последнего населённого пункта на Арабатке со стороны Геническа - дорога когда-нибудь будет. Довольно много кустарников и даже деревьев - видимо, питаются водой, которую люди добывают из артезианских скважин и щедро расходуют.

Наконец, дороги и колеи сливаются в одну, сворачивают направо, потом налево, и вот ржавая табличка "Стрелковое". В Инете читал, что в этом селе и километров 30 после него дорога относительно хорошая. Какое там... Правда, на широкой улице есть дополнительные колеи прямо вдоль домов - на них почти нет гребёнки. Стрелковое оказывается весьма длинным, километра 4 проехал и конца не просматривается, на многих домах таблички "Сдаются комнаты".

Так, а почему у меня указатель температуры масла зашкаливает? Один взгляд под машину, и видно, что от тряски отлетела резинка, предохраняющая разъём датчика температуры от контакта с нижним кожухом моторного отсека. Первая жертва гребёнки, но далеко не последняя :( . Вырезаю из куска старой камеры новую резинку, запихиваю её между датчиком и кожухом, через 5 минут еду дальше.

Стрелковое закончилось. Слева ещё попадаются отдельные базы отдыха, справа какие-то развалины.Развалины у дороги за Стрелковым Дорога окончательно превращается в путаницу колей. Двигаясь по одной из них, упираюсь в ворота полузаброшенного объекта сельскохозяйственного назначения. Чтоб не возвращаться назад, выруливаю на основное направление по чисто тракторной колее. Основное направление легко определить по линии электропередачи. Дикая тряска на гребёнке. Стараясь избежать её хотя бы с правой стороны, еду впритирку к придорожным кустам. Сквозь ровный шум движка и стук подвески слышу посторонний металлический звук. Выхожу из машины и вижу вторую жертву гребёнки - один из кустов почти оторвал правый молдинг, он изогнулся и волочится по земле. Выпрямляю молдинг и кое-как водворяю на место.

Впереди по курсу вышка, явно имеющая отношение к телерадиокоммуникациям. Причём объект серьёзный - подъехав ближе, вижу рядом с вышкой топливные цистерны для автономных дизель-генераторов.

Еду по крайней правой колее. Она глинистая, и местами возможно двигаться на третьей передаче.Дорога по Арабатке большей частью состоит из паралельных колей Вот только лужи... Наконец, упираюсь в лужу, которую объехать невозможно. Вокруг жирная грязь. Разворачиваюсь, возвращаюсь на сотню метров назад и нахожу переезд на песчаную колею.

Около дороги слева какое-то здание, окружённое забором из сетки с навешанными на ней металлическими листами. Судя по Инетовской информации, это страусиная ферма. Но останавливаться и разбираться не хочется, страусов можно посмотреть и в зоопарке. За фермой последний действующий пансионат (многоэтажный корпус и бунгало). Проплывает мимо фонтанирующий источник воды, вокруг суетятся люди, похоже, считающие эту воду целебной. Пробираюсь сквозь стадо коров. Далее цивилизация заканчивается. Линии электропередачи больше нет. Зато есть высокий вал, отделяющий меня от Азовского моря. Вообще говоря, от Счастливцево и почти до Каменского в Крыму Азовское море с дороги - точнее, направления - совершенно не видно. Перед глазами степь, пересекающиеся колеи, иногда Сиваш справа. Кусты и деревья встречаются всё реже и реже и совсем исчезают. Остаётся позади последняя машина с рыбаками на валу (как она туда заехала?), и я один на один с дикойВнутренние озёра на стрелке между двумя валами природой.

Заканчивается второй час непрерывной тряски. Число колей сокращается - здесь ездить некому. Но вот встречное авто - это микроавтобус с явно не СНГ-шными номерами. Поскольку он едет по моей колее, а слева есть ещё одна, водитель благовоспитанно съезжает в траву и уступает мне дорогу. Благодарю его взмахом руки. До тех мест, где на Арабатку заезжают со стороны Крыма, мне попадётся ещё только две машины - пошарпаный УАЗик с местными номерами и Нива с российскими.

Желая взглянуть на Азовское море, останавливаюсь и с некоторым трудом взбираюсь на вал.Вид с вала на дорогу и СивашОгромный ворон (сначала подумал, что это орёл) нехотя слетает с какого-то шеста. Но увидеть морские дали не судьба. Передо мной вытянутое озеро, а за ним ещё один вал. Произвожу фотосъемку, спускаюсь к машине. А там... о мама мия... Весь салон кишит залетевшими в открытые окна насекомыми. Больше всего специфических треугольных мух, за ними по численности следуют зелёные и чёрные кузнечики, есть и осы. Арабатский государственный заказник, мать его... Стараюсь побыстрее уехать с этого гиблого места. Осы улетают, кузнечики разбредаются по углам, а мухи облюбовывают заднее стекло и, судя по всему, прекрасно там себя чувствуют. Позднее, открыв настежь обе двери и вооружившись тряпкой, пытался их выгнать, но они упорно возвращались назад. Парочка так и приехала со мной в Харьков.

Гребёнка продолжается без конца и края. Всерьёз начинает беспокоить всё усиливающийся металлический лязг где-то слева спереди. Останавливаюсь, покачиваю колесо, затягиваю отвернувшуюся гайку на бампере... Но переодеваться (или раздеваться догола) и затевать серьёзную диагностику под палящим солнцем в царстве насекомых желания нет. Скрепя сердце, еду дальше. Приходит в голову мысль - а может 1.8 давления в передних колёсах, оптимальное для асфальта, плохо для гребёнки? Спускаю воздух до 1.3, но особого эффекта не замечаю.

Справа на горизонте видны высокие деревья. Сверяясь с картой, понимаю, что они растут на крымском берегу Сиваша. Мне до Каменского остаётся ещё километров сорок-пятьдесят.

Слева от дороги большой заброшенный дом старинного вида. Он даже обозначен на моей двухкилометровке. Сделан не из ракушечника, а из кирпича. Можно предположить, что это остатки помещичьей усадьбы позапрошлого века. Или постоялого двора - ведь до строительства железной дороги в Крым по стрелке проходил оживлённый почтовый тракт в Керчь и Феодосию.

Снова перед глазами переплетающиеся колеи, лужи, и гребёнка, гребёнка... Вторая, третья, снова вторая... Такой дороги по стрелке около 100кмПериодически пытаюсь ехать одним колесом посереди колеи, другим по траве, помогает редко. Не я первый такой умный, и, похоже, за долгие годы автомобильной эры в результате совместных действий рессор, пружин и амортизаторов гребёнка образовалась на всём направлении, а потом на особо трясучих и более не используемых участках выросла растительность. Сворачивать же в высокую - на уровне капота - и густую траву вдаль от направления как-то стрёмно. Кто знает, что там внизу. Так что продолжаю движение в основном по колеям. На крупных неровностях, коих тоже в избытке, в багажнике и моторном отсеке подпрыгивают и гремят незакреплённые предметы. Лужи прохожу уже почти на автопилоте. Вдруг замечаю, что у очередной лужи слишком крутой берег, и, следуя левым колесом по траве, а правым по воде, неизбежно зацеплюсь днищем. Резкое торможение на небольшой скорости весьма эффективно. Но с места, где остановился, берег лужи уже не виден, мешает передок. Выхожу из машины и убеждаюсь в правильности своих действий. Сдаю назад, разогнавшись, объезжаю засаду по траве.

Наконец, появляются свидетельства близости Крыма. Проезжаю мимо полузаброшенного полевого стана. Вокруг останки сельскохозяйственной техники. На горизонте появляются силуэты гор. Вал слева давно превратился просто в холмик. И вот на нём вижу "Волгу", рядом палатка. Это уже крымские рыбаки. Финиш близок!

Жизнь прекрасна, но лязг слева спереди превосходит все мыслимые пределы. Пора начинать разбор полётов. Вижу на холмике "копейку" и идущую к ней колею. Еду по этой колее, но в последний момент, не желая нарушать уединения обитателей "копейки", сворачиваю к берегу Азова прямо по песку. Через десяток метров капитально застреваю.

Лето, солнце, жара. В воде резвятся дети, на пляже загорают родители. А я стою на четвереньках и, обливаясь потом, выгребаю песок из-под роскошного золотистого вроде бы вседорожника. И чего мне по асфальту не ездилось!... Песок только с виду мягкий и ласковый. На самом деле он очень коварен и прямо-таки засасывает тяжеленный - больше двух тонн! - автомобиль. Акселератор давить бесполезно - вся мощь надсадно рычащего двигателя вязнет в "Дексроне" гидротрансформатора. Передние колёса делают лишь робкие попытки к пробуксовке, которые тут же пресекает система DSTC (динамической стабилизации и контроля тяги). А коли передние колёса не буксуют, то нечего пенять на электромагнитную муфту "Халдекс": законных оснований подключать задние колёса у нее нет... (Журнал "За рулём" №7 2003г, стр.18, "Джентльмен в облике мачо", отчёт о редакционных испытаниях джипа "Вольво-ХС90")

Да, конечно, конструкторы шведского джипа люди не без чувства юмора. Ну, у меня всё проще. За минуту, даже не становясь на колени, возимой сапёрной лопаткой убираю горки песка позади колёс. Задняя передача, полный газ, резкий бросок сцепления. ЗАЗик проползает пару метров назад по собственным следам, потом ведущие колёса снова закапываются. Процедура повторяется несколько раз. Наконец, выбираюсь на относительно твёрдый грунт.

С тех мест, откуда приехал, находит грозовой фронт, окаймлённый страшным на вид полукольцом облаков. Соседи на "копейке" быстро сворачиваются и уезжают. Не забыв предварительно окунуться в Азове, поддомкрачиваю свой ЗАЗик, откручиваю левое переднее колесо и начинаю подсчёт потерь. Первые капли дождя, гром и молнии никак не мешают разборкам с жертвами гребёнки ;)

Так, шаровые и подшипники в порядке, трубы подвески прочно соединены с кузовом, рулевые тяги без проблем... А вот гнездо верхнего крепления амортизатора наполовину оторвалось и выдавилось в багажник. Естественно, допустимый подвеской ход амортизатора при растяжении увеличился, посему он, бедный, и стучит. Ну, это не фатально. Ставлю на место колесо, бросаю инструмент в багажник и бегу отмываться в море.

Развалины турецкой крепости АрабатТеперь наступает, пожалуй, самый приятный момент за всё время поездки. Представьте себе картину: огромный песчаный пляж, на котором ни одного человека в обе стороны до горизонта. Чистое, тёплое и глубокое в двух метрах от берега море. Вал облаков уже над головой, за ним абсолютно чёрная туча. Темно, как вечером. Капает дождь, сверкают молнии, гремит гром. А я стою по шею в воде и любуюсь пейзажем. Жаль, что заснять его нет ни условий, ни времени :( .

Дождь усиливается. Бегу к машине, прямо в плавках прыгаю за руль и выезжаю на главное направление. Снова проклятая гребёнка. Хорошо хоть дождь никак не соответствует мрачному виду тучи, в ливень не переходит и постепенно сходит на нет. Впереди показываются какие-то строения. Это первая база отдыха со стороны Крыма. За ней село Соляное. Колеи превращаются в щебенчатую дорогу. Но щебёнка не может полностью скрыть гребёнку, если ситуация и изменилась к лучшему, то незначительно.

Слева относительно хорошо сохранившаяся турецкая крепость Арабат с крепостной стеной и рвом. Построена в 1475-м, в 1771-м её взяли русские войска. И ведь тоже по Арабатке шли! Заснимаю крепостную стену, но на детальное исследование меня не хватает. Дело в том, что решил ещё сегодня доехать до Коктебеля. За крепостью пост ДАИ. А за ним в паре километрах село Каменское, уже на Крымском полуострове. Лет 10 назад Каменское и близлежащая часть берега моря были весьма криминогенными местами. А построена крепость ещё до того, как Колумб открыл АмерикуГрабежи и убийства отдыхающих, утопленные в озёрах и каналах их авто, пытки и убийство пойманного милиционера в подземных катакомбах... С последним бандиты явно погорячились - обиженное МВД взялось за них всерьёз и быстро переловило. В настоящее время всё спокойно и пост ДАИ заброшен. Щебёночная дорога огибает Каменское. В этом месте двигатель начинает дёргаться и глохнет, а потом уже не заводится. Лезу под капот. Высоковольтный провод от бобины к трамблёру на месте, на карбюратор не похоже... Возникает мысль про противоугонную заглушку на блоке электронного зажигания под сиденьем. И действительно, она стала очередной жертвой гребёнки, вывалившись из гнезда. Но не последней - через несколько километров, уже на асфальте, отваливается ручка правого стеклоподъёмника. Зато амортизатор на хорошей дороге стучать почти перестаёт.

Приключения на сегодня не закончены. Желая сократить путь на Феодосию и доверившись карте Вид на Карадаг из автокемпинга Коктебеля Коктебельский автокемпингкрасный цвет там не всегда асфальт), попадаю ещё на десяток километров пустынной щебёнки, правда, приличного качества. Наконец, Владиславовка, Феодосия, Насыпное, невысокий перевал, и вот я в автокемпинге Коктебеля. Стою над Чёрным морем на том же месте, что и 5 лет назад. Только вид через лобовое стекло испортил подвешенный на столбах электрический кабель. Темнеет. Иду купаться в море. Оно настолько тёплое, что впервые в жизни могу находиться в нём неограниченное время, не испытывая холода. Ситуацию однако портят валяющиеся повсюду обпившиеся - обкурившиеся - обколовшиеся личности бомжеватой наружности (хотя на самом деле часть из них может быть и миллионерами, находящимися на культурном отдыхе).

КарадагВид на западную часть Коктебеля с моряЗа следующие полдня успеваю всё: искупаться в утреннем море, погулять по набережной, позагорать и покупаться на пляже "Нового Коктебеля", сплавать с морской экскурсией к Карадагу, пообедать в кафе "Ложка", подремать полчаса, повозиться с верным ЗАЗиком и совершить завершающее погружение в море. Правда, последней процедуре пробовал помешать небольшой дождь, но ничего - в плавках и под зонтиком к морю спускаться вполне удобно.

В половине четвёртого начинаю возвращение домой по дороге рядом с Северо-Крымским каналом. Попадаю под страшный ливень, но система зажигания, окатываемая водой через щель перед капотом, выдерживает его без малейших перебоев. В районе Новоалексеевки, Карадаг вблизигде я замыкаю кольцо, темнеет. Останавливаюсь на ночёвку на большой стоянке при АЗС на перекрёстке с объездной Мелитополя. За постой пришлось отдать три гривны - Зубцы Карадагаместному Остапу Бендеру или действительно работнику АЗС, выяснять не стал. В 6 утра продолжаю движение в сторону Харькова. Перед Зелёным Гаем на обочине две иномарки, у одной открыт капот. Номера не украинские, не российские и не белорусские. Рядом отчаянно машет руками какой-то мужчина. Останавливаюсь. Он начинает рваться в правую дверь, но наружная кнопка у меня по обыкновению заблокирована. Слегка приоткрываю правое стекло. Мужчина неопределённой национальности кричит с кавказским акцентом: "Ты Украина? Да? А мы из Бельгия! Бензина нет! Заправка далеко?". Объясняю, что до заправки пара километров. Тут "бельгиец" снимает с пальца массивный перстень из "жёлтого металла", бросает мне его в машину на переднее сидение и кричит: "Папа! Денег нет! 12 грамм чистого золота! Сколько дашь?". Между прочим, "сынок" примерно одного возраста со мной. Начинаю жалеть, что остановился, возвращаю перстень и говорю, что у меня денег тоже мало. "Бельгиец" снова бросает перстень на сидение и вопит: "Папа! Дай 100 гривен!". Опять возвращаю перстень, но процедура повторяется с падением суммы до 50 хохлобаксов. Наконец, просто вышвыриваю перстень в окно, и, не обращая внимания на цепляющегося за машину и что-то кричащего "сынка-бельгийца", трогаюсь. В зеркале заднего вида вижу, как он прыгает перед очередным авто.

Вот и всё. В половине третьего я дома. Экологи и мойщики по дороге отсутствовали начисто (а почему, интересно? От бизнеса, приносящего 1000% прибыли, так просто не отказываются). ДАИшников мало, да и те что есть "якыйсь кволи" (какие-то дохлые), мною не интересовались ни разу, половина постов закрыта. Многие знаки ограничения скорости заменены на "рекомендуемая скорость"...

Дополнительная информация по Арабатке здесь.

А если найдутся ещё ненормальные, желающие проехать через всю Арабатку, то пожелаю им низкой гребёнки и мелких луж!

Главная страница

Rambler's Top100 Service

Hosted by uCoz