Всё про ЗиЛ-164
Автомобиль ЗиЛ-164 был построен на базе ЗиЛ-150 путем
модернизации его отдельных узлов и агрегатов. Введение всех мероприятий по
модернизации автомобиля производится заводом поэтапно, поэтому на авто разного
срока выпуска может быть введен неполный объем модернизации.
Теперь, собственно, о самой машине. От своего предшественника ЗиС-150В, ЗиЛ-164
отличался рядом конструктивных особенностей. Двигатель получил новый масляный
картер, а на седельном тягаче ЗиЛ-164Н ставился картер от двигателя ЗиЛ-157.
Кроме того, от ЗиЛ-157 на седельный тягач устанавливался двухсекционный
масляный насос с радиатором - это было связано с более тяжелыми условиями работы
машины-буксировщика и, следовательно, более напряженном тепловом режиме мотора.
Новые газопроводы были рассчитаны на крепление двухкамерного карбюратора МКЗ-К84
у тягача и на однокамерный карбюратор МКЗ-К82 у остальных модификаций. Кстати,
заводской каталог запасных частей предусматривал поставку комплекта деталей для
установки карбюратора МКЗ-К82 на ЗиС-150 и самосвалы ЗиС-585, выпущенные до
второго квартала 1956 года.
Новый двигатель с увеличенной степенью сжатия (6,2 против 6,0) стал мощнее: 97
л.с. при 2800 об/мин у бортового автомобиля (двигатель ЗиС-150 развивал мощность
в 95 л.с. при тех же оборотах) и 104 л.с. у седельного тягача (без ограничителя
мощности - соответственно, 100 и 109 л.с.), причем запас хода возрос с 515 до
550 км. Жалюзи радиатора новой конструкции устанавливались на все машины, а
новый радиатор с герметичной пробкой и расширительным бачком только на тягачи.
Интересная особенность: пластины охлаждения радиатора ЗиЛ-164Н были медными, а
остальных модификаций - латунными.
ЗиЛ-164 получил новые кронштейны передней подвески, обеспечивавшие крепление
рессор в резиновых подушках. На ЗиЛ-164 первых выпусков ставился бампер, как на
ЗиС-150 - прямая штампованная балка П-образного профиля. На более поздних
машинах бампер имел загнутые углы и две горизонтальные подштамповки. Были также
изменены поперечина и раскосы заднего буксирного прибора, а в остальном
конструкция рамы осталась без изменений. Без кронштейнов передних рессор и
буксирного прибора рама ЗиЛ-164 выпускалась заводом как запасная часть для
замены поврежденных рам автомобилей ЗиС-150. Для удобства установки самосвальных
кузовов и буксировки прицепа седельные тягачи и самосвалы имели укороченные рамы
- они были обрезаны сзади на 747 мм и имели три поперечины вместо четырех,
причем буксирный прибор на самосвалах сохранялся. Задние световые приборы
включали в себя два указателя поворотов и один комбинированный фонарь с лампами
тормоза и заднего хода (опечатка, не "хода", а "света" - Н.Ф.). Причем, на бортовой машине фонарь и левый указатель
поворота крепились на кронштейне номерного знака, стоявшем с левой стороны рамы,
а правый указатель поворота на собственном кронштейне - к раме справа. На
самосвале же все световые приборы монтировались на специальных кронштейнах или к
полу кузова, или к заднему борту. Седельный тягач указателями поворота (задними
- Н.Ф.) не
укомплектовывался вообще (хотя схема электрооборудования давала возможность их
установки), а комбинированный фонарь привинчивался к кронштейну номерного знака,
установленному слева над окном в задней стенке кабины. Световые сигналы не имели
в те годы такого большого значения, как сегодня, поэтому очень часто в
автохозяйствах снимали поворотники, а то и фонарь с самосвалов. Мне, например,
ни разу не приходилось видеть фотографий "рабочего" самосвала с полным
комплектом задней светотехники, зато без нее - в большом количестве.
ЗиЛ-164Н имел увеличенное в сравнении с бортовыми грузовиками и самосвалами
передаточное число главной передачи - 9,28 против 7,63. Соответственно была
несколько изменена конструкция картера главной передачи на заднем мосту. На
тягаче устанавливался также второй топливный бак, увеличивавший запас топлива со
150 до 300 литров.
В тормозных системах седельного тягача ЗиЛ-164Н и предназначенного для
буксировки прицепа бортового грузовика ЗиЛ-164Р устанавливался раздаточный кран
с разъемом на задней поперечине рамы для подключения тормозной системы прицепа,
там же находилась штепсельная розетка системы электрооборудования.
Некоторые запланированные заводскими конструкторами изменения в серию не пошли.
Например, поворотная форточка окна двери кабины, изображенная в каталоге
деталей, на серийных машинах никогда не ставилась.
Проблемы с постановкой на конвейер нового грузовика ЗиЛ-130 вынудили завод
начать в 1961 году выпуск переходной модели ЗиЛ-164А, на который устанавливались
узлы ЗиЛ-130, уже освоенные в производстве, - однодисковое сцепление и коробка
передач с изменёнными передаточными числами. Для работы с однодисковым сцеплением с
пружинным демпфером типа ЗиЛ-130 на двигателе ЗиЛ-164А был установлен новый
маховик. Двигатель получил также новый топливный насос повышенной
производительности (125 л/час против 60). Были введены вентилятор радиатора с
увеличенным до 38 градусов углом установки лопастей (у ЗиЛ-164 угол установки
лопастей составлял 30 градусов) и новый кожух вентилятора, полностью
взаимозаменяемые со старыми. Вместо трубчато-пластинчатого радиатора стали
устанавливать более технологичный при массовом производстве трубчато-ленточный
(змейковый).
Коробка передач от ЗиЛ-130 имела два синхронизатора инерционного типа для второй
и третьей, четвертой и пятой передач. Для установки этой коробки потребовалось
изменить передаточное число главной передачи заднего моста с 7,63 на 6,45 (6,97
у ЗиЛ-164АР и ЗиЛ-164АН). Это было сделано путем увеличения числа зубьев
ведущей шестерни, а не заменой моста ЗиЛ-164 на мост ЗиЛ-130. Мост ЗиЛ-130
начали ставить на ЗиЛ-164А только после 1962 года, когда с конвейера
одновременно сходили машины обеих моделей. Внешне эти мосты легко различить по
расположению тормозных камер: у Зил-164А они стоят спереди балки, у ЗиЛ-130 -
сзади.
Скользящее шлицевое соединение было перенесено с карданного вала заднего моста
на промежуточный вал. Подшипник промежуточной опоры карданного вала с двумя
штампованными крышками поместили на резиновой подушке в кронштейне на поперечине
рамы.
В основной тормозной системе установили новый тормозной кран и компрессор с
укороченными поршнями и тремя поршневыми кольцами вместо четырех. Автомобиль
получил также ручной тормоз новой конструкции с внутренними колодками. Рычажные
амортизаторы передней подвески были заменены на телескопические двойного
действия.
Задние световые сигналы изменили следующим образом: два отдельных фонаря
включения тормоза установили в задней поперечине рамы, а два комбинированных
фонаря, каждый с двумя лампами - поворота и габарита, закрепили на платформе.
Левый комбинированный фонарь имел окно для подсветки номерного знаки. Седельный
тягач задними световыми приборами не укомплектовывался (точнее, задними
указателями поворотов - Н.Ф.).
Модификация ЗиЛ-164АР получила двигатель повышенной мощности, такой же, какой был
и на седельном тягаче. Размеры кузовов самосвалов на шасси ЗиЛ-164А изменились,
но незначительно (что, впрочем, не отразилось на их объеме). В буксирном
приборе самосвалов перестали устанавливать амортизирующую пружину.
Передний бампер ЗиЛ-164А, в отличие от бампера ЗиЛ-164, имел радиусный профиль
средней части между подштамповками и комплектовался накладными площадками,
закрывавшими сверху пространство между бампером и крыльями с облицовкой
радиатора. В автохозяйствах нередко устанавливали такие площадки и на автомобили
предыдущих выпусков.
На ЗиЛ-164 и 164А предусматривалась установка шин 9,00-20 с рисунком протектора
"дорожный" или "вездеходный", а также шин 260-20. Часть шин 260-20 с 1960 года
выпускалась с десятислойной покрышкой, допускавшей увеличение давления в камере
до 5 кг/см2. При установке таких шин грузоподъемность бортового автомобиля
возрастала до 4500 кг. Кроме того, для экспорта в жаркие страны выпускались
автомобили без отопителя и с системой охлаждения увеличенной мощности, а для
государств с холодным климатом - машины с предпусковым подогревателем и
дополнительной теплоизоляцией.
Автомобили ЗиЛ-164 и 164А долгие годы были верными "рабочими лошадками"
практически во всех автохозяйствах Советского Союза. На их базе
специализированные заводы выпускали большими сериями фургоны, заправщики,
цистерны, пожарные машины, автокраны и многие другие типы специальной техники.
Фотография автомобиля химической дезактивации на шасси ЗиЛ-164 попала даже в
справочник "Джейн". Многие машины, использовавшиеся группой советских войск в
ГДР, оборудовались специальными кузовами немецкой постройки. В частности,
немецкие пожарные машины на базе ЗиЛ-164 после списания из воинских частей
продолжали работать в пожарных бригадах ближайших городов. Некоторые из них
сохранились до нашего времени в городских музеях и у частных владельцев, их
фотографии периодически появляются в зарубежных изданиях. Кроме того, многие
автохозяйства своими силами изготавливали на базе ЗиЛ-164 весьма оригинальные
спецмашины, нередко такие конструкции появлялись в СССР впервые, например,
кассетный цементовоз.
Очень необычно выглядели московские пожарные насосы на шасси ЗиЛ-164 с
двигателем и облицовкой радиатора от ЗиС-151, а позднее - от ЗиЛ-157. На шасси
ЗиЛ-164А монтировалась также первая в СССР серийная цистерна для перевозки
сжиженного газа АЦЖНГ-4-164А.
Интересны автомобили Кутаисского автозавода, созданные на базе ЗиЛ-164.
Первоначально завод выпускал самосвалы с боковой разгрузкой, самосвальные
цистерны-цементовозы и автопоезда-хлопковозы, используя полностью базовый
московский автомобиль. Внешне кутаисский ЗиЛ отличался от московского лишь
отштампованной на боковинах капота надписью в две строки "КУТАИССКИЙ АВТОЗАВОД".
Но с 1959 года завод приступил к выпуску седельного тягача собственной
конструкции с кабиной над двигателем КАЗ-606 с использованием двигателя, мостов
и узлов трансмиссии ЗиЛ-164. Тягач был создан для эксплуатации на горных
дорогах, имел тормозную систему повышенной мощности и укороченную до 2800 мм
колесную базу.
Тем временем, по мере увеличения производства ЗиЛ-130 выпуск ЗиЛ-164А постепенно
сокращался, и в 1965 году с конвейера сошли последние машины этой модели.
Полноприводный трехосный собрат "сто шестьдесят четвертого" ЗиЛ-157 оказался
более живучим - его выпускали до начала девяностых.
Владимир Чехута, 2003
Дополнение от Н.Ф. Последний бортовой ЗиЛ-164 (с передними крыльями от ЗиЛ-157) эксплуатировался в Харькове до начала 2005 года. А потом он передислоцировался в... известный читателям моих страничек Южный, где последний раз видел его в позапрошлом году. Правда, с поднятой левой створкой капота - поломался в дороге. Кстати, где-то недалеко обитает и иногда встречается на дорогах находящийся внешне в отличном состоянии ГАЗ-63 с кунгом.
Выпускался ЗиЛ-164 с 1957г. Обычно ЗиЛ-164 (и ЗиЛ-164А) отличают от предыдущей модели ЗиС-150 по вертикальной решётке радиатора, вместо горизонтальной. Но это не совсем правильно. Уже в 1956г с конвейера сходили ЗиС-150В с вертикальной решёткой.
Техническая характеристика ЗиЛ-164 (и ЗиЛ-164А)
Главная страница История советских авто
Последнее обновление
02.10.2010. Другие
страницы могут быть новее.