Всё про ГАЗ-51
В начале нынешнего года с конвейера горьковского автозавода
сошел последний грузовик ГАЗ—51А. Почти тридцать лет строили эти машины в
Горьком. Почти тридцать лет во всех районах нашей страны несут свою нелегкую
службу надежные, неприхотливые ГАЗ—51. И вот пришла пора им уступить место более
совершенной модели ГАЗ-52-04.
А много это или мало — тридцать лет, когда речь идет о производстве автомобиля?
Все познается в сравнении. Если сопоставить сроки производства отечественных
автомобилей-долгожителей, то станет видно: в этом смысле ГАЗ—51 — рекордсмен.
За разговором о новейших моделях, которыми интересуются все, порой незаслуженно
забываются старые добрые машины, до сих пор служащие нам верой и правдой. Если
подсчитать тонны перевезенных ими грузов, представить себе их общий пробег,
получаются космические цифры. Говоря же о ГАЗ—51, надо иметь в виду, что он ко
всему прочему еще и многоцелевой автомобиль, и поэтому его роль в нашем народном
хозяйстве поистине огромна.
Разработка грузовика ГАЗ—51, призванного заменить устаревший ГАЗ—ММ, была начата
еще в 1937 году. Он был задуман как машина
грузоподъемностью в 2 тонны, снабженная шестицилиндровым двигателем, под условным
названием ГАЗ—11-51. Освоению этого автомобиля в производстве помешала война.
Вскоре после победы вышло постановление Государственного Комитета Обороны (26
августа 1945 года) «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности», в
котором было принято предложение о производстве целого ряда грузовых и легковых
автомобилей, в том числе ГАЗ—51 грузоподъемностью 2,5 тонны.
Это постановление положило начало
огромному труду рабочих, конструкторов, технологов.
О работах горьковского автозавода в 1945 году сообщалось, что уже собрано два
образца легкового автомобиля «Победа», а также образцы грузовиков ГАЗ—51 и
ГАЗ—63. Главный конструктор ГАЗа А. А. Липгарт рассказывал («Огонек», 1945,
№3), что были созданы три серии образцов грузовых автомобилей. Первая серия не
удовлетворила предъявляемым требованиям. С учетом обнаруженных недостатков была
построена вторая серия грузовиков, которая, как выявили испытания и пробег, тоже
не дала ожидаемых результатов. И только третья серия была рекомендована к
производству.
Сообщение главного конструктора свидетельствует о том, с какой требовательностью
подходили горьковчане к новой модели, как отшлифовывали всю конструкцию,
добиваясь ее совершенства. Все это делалось в предельно сжатые сроки. Их
диктовали задачи восстановления народного хозяйства.
19 июня 1945 года образцы новых машин осматривали в Кремле руководители партии и
правительства. А уже в 1946 году новые модели пошли с конвейера.
Началось серийное производство ГАЗ—51. Это был 2,5-тонный грузовик с
шестицилиндровым двигателем мощностью 70 л. с. весьма совершенной по тем
временам конструкции. При относительно небольшом увеличении веса по сравнению с
ГАЗ—ММ удалось поднять грузоподъемность более чем в полтора раза и удлинить
межремонтный пробег в полтора-два раза. ГАЗ—51 оказался чрезвычайно экономичным
по расходу горючего на километр пробега.
Труд горьковчан был отмечен высокими наградами. Создателям машины — главному
конструктору горьковского автозавода А. А. Липгарту, инженерам А. М. Кригеру, А.
Д. Просвирнику, Л. В. Косткину, В. И. Борисову и С. И. Русакову была присуждена
Государственная премия.
Это был новый шаг в автомобилестроении. Сравним два важных для экономики страны
показателя: удельная материалоемкость (отношение снаряженного веса к
грузоподъемности) автомобиля ГАЗ—ММ — 1,2, а ГАЗ—51 — 1,08; мощность двигателя —
соответственно 50 и 70 л. с.
ГАЗ—51 стал родоначальником целого семейства, включающего модификации разного
назначения. Появились ГАЗ—51У— экспортный вариант, ГАЗ—51В — экспортный тропический, ГАЗ—51Б — работающий на
сжатом газе, ГАЗ—51Ж — работающий на сжиженном газе, ГАЗ—51Н — с двумя
бензобаками и сиденьями вдоль боковых бортов, ГАЗ—51С— с двумя бензобаками, ГАЗ—51Т — грузовое такси. На базе ГАЗ—51 и ГАЗ—51А
(модернизированный вариант 1955 года) выпускались имеющие с ними много общего
самосвалы ГАЗ—93, ГАЗ—93Б, ГАЗ—93А, автомобили повышенной проходимости ГАЗ—63
(колесная формула 4 Х 4), ГАЗ—63А (4 Х 4), седельные тягачи ГАЗ—51П, ГАЗ—63П,
ГАЗ—63Д и масса специализированных автомобилей. И все эти машины, как и
собственно ГАЗ—51, широко применялись в народном хозяйстве.
Грузовик ГАЗ—51 отлично зарекомендовал себя и за рубежом. Большими партиями эти
автомобили поставлялись в социалистические страны. Машина выпускалась в ПНР на
автозаводе в Люблине, а также в КНДР на заводе в Дычхоне.
Чем объяснить столь большую популярность и долговечность ГАЗ—51? Ведь каким бы
совершенным ни был автомобиль к моменту его выпуска, с течением времени
появляются новые, более прогрессивные конструкции, совершенствуется технология.
Дело в том, что коллектив горьковского автозавода непрерывно работал над
улучшением машины. Автомобиль год от года становился надежнее, дешевле в
производстве.
Постоянно совершенствовалась конструкция автомобиля. Возьмем только два года —
1953 и 1954. За это время внедрено 145 конструктивных улучшений, коснувшихся
трех базовых моделей завода, — ГАЗ—51, «Победы» и ГАЗ—12. При том, что ГАЗ—51
стал прочнее, надежнее, его вес снизился на 140 кг.
В 1955 году была выпущена модель ГАЗ—51А — дальнейшее продолжение постоянной
модернизации. Конечно, и она в процессе выпуска изменялась, совершенствовалась.
Но как ни хороша машина, век ее ограничен. Техника прогрессирует быстро. Когда с
конвейера сходит только первый автомобиль новой модели, в конструкторских бюро
уже разрабатывают другую, более совершенную машину — это закономерно. Настала
очередь и автомобиля ГАЗ—51А. Грузовик больше не выпускается, но мы еще долго
будем встречать его на дорогах страны. И еще не раз шоферы скажут: «Спасибо вам,
товарищи горьковчане, за отличный автомобиль».
Г. КОНСТАНТИНОВ, Е. МАТВЕЕВ, ЗР №8, 1975г
Главная страница История советских авто
Последнее обновление
10.08.2010. Другие
страницы могут быть новее.