Справочник автотуриста 1974г - избранные цитаты

Опыт автомобилиста по отдыху в Крыму

 На данной страничке приводятся наиболее любопытные, с моей точки зрения, цитаты из "Справочника автотуриста" 1974г издания, коллектива авторов издательства "Транспорт". Хотя в аннотации указывается, что справочные данные приведены на 1 января 1973г, "общие сведения" уходят в прошлое ещё лет на 10-20. Надо не забывать, что они составлены на основе разного рода профсоюзных документов (именно профсоюзы заведовали в  те времена "организованным туризмом"), поэтому многие рекомендации в них выглядят сейчас (да и выглядели тогда) весьма юмористически. На практике, естественно, даже те, кого можно было назвать "организованными", им не следовали, а основная масса автопутешественников даже и не подозревала об их существовании. Свои комментарии выделил красным цветом. Итак, поехали...  

Общие советы

Совершать дальние путешествия в одиночку, особенно автотуристам впервые отправляющимся в дальние путешествия, не рекомендуется. В дороге всегда могут понадобиться товарищеская помощь и совет. Путешествие в группе приятнее, спокойнее и увереннее. Но составить хорошо слаженную группу—дело нелегкое. Признак хорошо подобранной группы —общность интересов всех участников. Во время длительного пути участники устают от нервного напряжения, но это не должно отражаться на слаженности группы. Кроме профессиональных навыков, водители автомобилей должны обладать сдержанностью, быть сговорчивыми и уметь уступать друг другу. Хорошо, когда туристы единодушны, когда никто и никого не подгоняет.
Не следует комплектовать большую группу, в ней труднее сохранить стройность и порядок движения. Опыт дальних путешествий показывает, что группа должна состоять из трех-четырех автомобилей. Автомобили целесообразно подбирать однотипные. Это удобно для взаимовыручки запасными частями и технических консультаций.
Авто- и мототуристы в Харькове на площади Дзержинского (ныне Свободы), конец 50-х. "Москвич-407" и ИЖ-49Среди автотуристов группы должны быть распределены обязанности с учетом опыта и знаний каждого.
Наиболее опытному туристу поручается контроль за подготовкой автомобилей к поездке, руководство группой и составление плана маршрута путешествия. Выполнение указаний руководителя обязательно для всех участников.  ;) Туризм — это не просто пребывание за чертой города, это — путешествие. Оно требует предварительной разработки маршрута и плана. Перед длительным путешествием рекомендуется провести ряд тренировочных выездов или принять участие в путешествиях выходного дня. Участникам путешествий перед поездкой необходимо получить разрешение врача. ;)
Для автотуристов в дороге важен правильный режим движения. Переутомление и однообразно проведенное время не способствуют бодрому настроению. Спать ложиться надо часов в девять вечера, а в шесть часов утра быть готовым к выезду. На сон отводить не менее 7 ч в сутки. Для движения на автомобиле утренние часы самые приятные: воздух чистый и свежий, двигатель работает нормально, без перегрева.
Во главе колонны должен находиться руководитель группы, а в конце — водитель из числа более опытных автотуристов. Участники путешествия стартуют с интервалом 2 — 3 мин.
Скорость движения и дистанцию между автомобилями устанавливает руководитель группы. Не следует двигаться сжатой колонной, это может привести к дорожно-транспортным происшествиям. Дистанция в любых дорожных условиях на любых скоростях должна обеспечивать безопасность движения и полностью исключать возможность столкновения при внезапном торможении впереди идущего автомобиля. При подъезде к населенным пунктам, шлагбаумам, пересечениям дорог головной автомобиль снижает скорость. Колонна подтягивается.
Населенные пункты следует проезжать компактно. При проезде через города с интенсивным движением возможно расчленение колонны (необходимо заранее договориться, где колонна будет собираться после проезда города).
Движение днем совершается с учетом качества дороги и напряженности движения на них. Рекомендуются следующие суточные нормы пробега по дорогам: с асфальтобетонным покрытием — до 500 км; с булыжным или щебеночным покрытием или улучшенным грейдерным, — до 250 км, по горным дорогам тяжелого профиля, пескам — не более 75 — 100 км. Водитель, управляющий автомобилем, иногда не чувствует усталости. Между тем утомление усиливается и незаметно снижает у водителя быстроту реакции, притупляет его внимание.
Постоянная скорость движения, равномерно чередующиеся столбы у дороги и мелькающие встречные автомобили вызывают состояние сонливого оцепенения. Опыт показывает, что в таком состоянии водитель может проехать 20 км, не отдавая отчета ни об истекшем времени, ни о пройденном расстоянии. И хотя он в это время автоматически все же контролирует управление автомобилем и реагирует на внешние раздражения, но у него сильно снижается скорость реакции. В этой незаметно подкрадывающейся сонливости заключается главная опасность. Все это чревато опасностью дорожно-транспортного происшествия. Вот почему следует останавливаться через каждые час-полтора и делать пятиминутный отдых с разминкой. Это усилит кровообращение, возвратит бодрость. Необходимо выполнить несколько физических упражнений. Особенно полезны наклоны туловища вперед. Пальцами рук надо коснуться носков, не сгибая коленей.
Кратковременные остановки на отдых или ночлег рекомендуется делать на опушке леса, на окраине селения, но обязательно вне полотна дороги. В жару рекомендуется останавливаться в тени или на берегу реки. Если один из водителей заявит об усталости, всей группе следует сделать привал.
На ночевку или длительный отдых лучше остановиться в деревне, на территории кемпинга, туристской базы, пансионата. Устраиваясь на ночлег бивуачным порядком, необходимо устанавливать дежурство участников. ;) Водители от дежурств освобождаются.

Советы, которые должны стать нормой поведения автотуристов

1. Помните о том, что по поведению каждого судят о поведении всех автотуристов. Дорожите высокой честью и достоинством автотуристов.
2. Не отрывайтесь от коллектива. Коллективные путешествия интереснее, полезнее и благодаря взаимной помощи безопаснее и надежнее.
3. Прежде чем предъявить претензии к коллективу, подумайте, что вы сами сделали для него.
4. Умейте сдерживать свои недовольства, чтобы не портить настроение другим. Старайтесь не раздражаться всякой мелочью. Раздражение порождает грубость.
5. Будьте всегда вежливыми и предупредительными. Ничто так легко не дается и так дорого не ценится, как вежливость и выдержанность.
6. Во всех групповых автопоходах оставляйте одно место для доставки общественников-докладчиков, артистов концертной группы, радио, телевидения и др. ;)
7. Своевременно прибывайте в назначенное место сбора. Ваше опоздание или неявка внесут дезорганизацию в план выполнения похода.
8. Всегда помогайте другим, тогда и вам помогут. Взаимная помощь облегчает преодоление трудностей, возникающих в пути. Не проезжайте мимо стоящего автомобиля или мотоцикла. Узнайте, нужна ли водителю ваша помощь.
9. Своевременно верните то, что вам одолжили в пути, иначе вы огорчите всех: и того, кто вас выручил, и тех, которых после вас он уже не пожелает выручить.
....
Товарищи автотуристы! Не загрязняйте места стоянок. Будьте хорошими хозяевами своей земли, сохраняйте природу.

Составление маршрута, плана и графика движения

Путешествие на автомобиле позволяет узнать и подробнее ознакомиться с природными красотами и достопримечательностями нашей страны. Одновременно путешествие является хорошим отдыхом, поэтому оно должно быть организовано так, чтобы не было перегрузки. Опыт автотуристов показывает, что подготовку следует начинать с определения времени на путешествие. У всех, кто отправляется в путь в организованной группе, продолжительность отпуска должна быть одинакова. Маршрут путешествия составляют с учетом опыта водителей, их физической подготовки, времени года и цели похода. Четко формулируют цель поездки, чтобы заранее знать, куда и зачем ехать. В соответствии с намеченной целью составляют план путешествия.
План разрабатывают подробно, точно намечают места и время привалов и ночлегов (отдыха и приема пищи), остановок на осмотр достопримечательностей, заправки автомобилей бензином, профилактических осмотров автомобилей и места продолжительного отдыха. Составляют перечень и краткое описание исторических памятников и памятных мест.
Намечают время, которое необходимо затратить на осмотр достопримечательностей.
Нужно хорошо представить себе будущую дорогу со всеми ее особенностями. Познакомиться с литературой, картами, посвященными тем местам, где будет проходить намеченный путь.
Затем, используя «Атлас автомобильных дорог СССР», путеводители и другие литературные источники, составить график движения.
Не следует увлекаться количеством километров — лучше меньше проехать, но больше увидеть. Как правило, редко кто будет снова в тех местах, где уже был. При составлении графика движения нужно предусматривать запас 3—4 суток на непредвиденные дорожные задержки и расширение экскурсий.

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ РАСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Масло для смазки двигателя (на 5000 км пути) для одной заправки
Смазка УС или УСс (солидол)................. 1 кг
» 1-13 (жировая)............................ 300 г
Масло трансмиссионное автотракторное........ 500 »
Тормозная жидкость.......................... 0,5 л
Дистиллированная вода....................... 0,5 »
Восковая паста ............................. 1 банка
Изоляционная лента.......................... 1 кружок
Клей 88, БФ-2 и БФ-6 (тюбики или баночки)... 3 шт.
Шпагат...................................... 1 моток
Проволока железная отожженная............... 1 »
Электропровод (осветительный, высоковольтный)1 »
Аптечка для ремонта шин..................... 1 комплект
Стиральное мыло............................. 1 кусок
Сургуч...................................... 0,5 палочки (зачем?)
Маслостойкая резина......................... 1 кусок
Обтирочный материал (тряпки, ветошь)
ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ
Автомобильные камеры........................ 2 шт.
Золотники в сборе........................... 2 »
Ремень привода вентилятора ................. 1 »
Фильтрующая вставка фильтра тонкой очистки.. 1 »
Стакан отстойника топливного насоса ........ 1 »
Прокладка стакана отстойника топливного нас. 2 »
Диафрагма топливного насоса в сборе......... 1 »
Конденсатор................................. 1 »
Электролампы................................ 1 компл.
Ротор распределителя........................ 1 шт.
Подвижный и неподвижный контакты прерывателя 1 компл.
Контактный уголек крышки распределителя..... 1 шт.
Щетки генератора............................ 2 »
Свечи зажигания............................. 1 компл.
Предохранители.............................. 4 шт.
Стекла передней фары и подфарника........... по 2 шт.
Передний шланг тормозной системы............ 1 шт
Подшипники передних колес................... 1 компл.
Грязезащитные резиновые чехлы .............. 1 »
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ И ИНСТРУМЕНТЫ
Канистра для бензина........................ 1 шт.
Воронка с сеткой для наливания бензина...... 1 »
Ведро полиэтиленовое или складное брезентовое1 »
Губка резиновая или из пенопласта........... 1 »
Мягкая волосяная щетка для мытья автомобиля. 1 »
»         »        »   для сметания пыли.... 1 »
Струбцина для вулканизации камер............ 1 »
Одним из парадоксов автомобильной жизни советских времён было то, что струбцины (вулканизаторы) продавались свободно и без дефицита, а необходимая для процесса горячей вулканизации сырая резина не продавалась вообще. Лишь иногда она прилагалась в небольшом количестве к продаваемым вулканизаторам. Корреспондент "За рулём" решил выяснить, откуда народ эту резину берёт, и устроил опрос коллег и знакомых, правильных и положительных людей. Но все отвечали уклончиво, типа "товарищ поделился". Выйти же на "товарища", стоявшего у начала этой цепи снабжения, так и не удалось. Оно и к лучшему...
Шланг с приспособл. для переливания бензина. 1 »
Малая канистра на 10 л или термос для воды.. 1 »
Карманный электрический фонарь.............. 1 »
Буксирный трос или телескопическая штанга... 1 »
Водонепроницаемая подстилка................. 1 »
Малый разводный ключ........................ 1 »
Ножовка по металлу.......................... 1 »
Напильники: трехгранный, плоский,полукруглый 3 »
Чехол для автомобиля или комб. тент-палатка. 1 »
Лопата саперная, топорик и пила-ножовка по дереву (вместо них хорошо приобрести универсальный топорик, выпускаемый промкомбинатом Московского общества охотников и рыболовов)............. 1 компл.
(образец тогдашней рекламы!)

В целом, для "дожигулёвской" эпохи вполне нормально. Вот только с губками и щётками для наведения чистоты перебор, зато дополнительного инструмента маловато. И нет самого главного - молотка! Хотя тогда он должен был входить в штатный набор инструмента...

ТУРИСТСКОЕ СНАРЯЖЕНИЕ И ПРЕДМЕТЫ ОБИХОДА

Путешествуя в четырехместном автомобиле вдвоем, в нем удобно разместиться на отдых или ночлег. Перед выездом следует лишь произвести небольшое дооборудование автомобиля: приспособить укладку принадлежностей; сделать занавески; предохранительные защитные сетки на окна от насекомых; багажную сетку; матрац по длине и ширине разложенных сидений для ночлега, покрывающий все неровности и складки, и др.
Отправляясь в путь вчетвером или втроем, необходимо брать с собой палатку, спальные мешки, постельное белье по числу туристов в автомобиле, раскладные кровати. Необходимо иметь с собой столовую посуду и приборы по числу экипажа ;), газовую плитку, примус или печку-кухню, раскладной столик и стулья. Во буржуи ;) Бачок для теплой воды можно приспособить под капотом двигателя и всегда иметь в канистре или термосе питьевую воду
Для размещения личных вещей в автомобиле очень удобно иметь легкосъемную подпотолочную сетку иСамодельный столик на руль на случай плохой погоды дополнительный багажник на крыше автомобиля.
Если недавно автотурист был вынужден все это изготовлять самостоятельно, кустарно, стараясь устроить свой быт в пути так, чтобы чувствовать себя как дома, то теперь промышленность выпускает изделия автотуристского снаряжения, предметы которого можно приобрести в хозяйственных или специализированных магазинах торговой сети. Но нужные предметы не всегда удается приобрести и автотурист вынужден их изготовлять своими силами.
Рекомендуем брать с собой фото- и киноаппарат с необходимым запасом материалов.

РАЗМЕЩЕНИЕ ГРУЗА НА АВТОМОБИЛЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ БАГАЖА

Размещение груза имеет огромное значение не только для удобства пассажиров и использования снаряжения в пути, но и для движения автомобиля.
Если автомобиль нагружен неравномерно — центр его тяжести переместится назад. На повороте под влиянием центробежной силы задняя часть автомобиля будет «уводиться» с траектории поворота. Углы увода задних колес могут возрасти настолько, что станут больше, чем у передних, а это повлечет за собой так называемую избыточную поворачиваемость, тогда автомобиль поворачивается круче, чем рассчитывает водитель. В результате возможно опрокидывание автомобиля.
Если едет один пассажир, он садится рядом с водителем. Тяжелый груз следует разместить на полу между передним и задним сиденьями.
При езде втроем третий пассажир садится на заднее сиденье слева, этим устанавливается поперечное равновесие автомобиля, так как автомобиль идет по правой стороне дороги, имеющей наклон наружу.
Детей следует усаживать на заднем сиденье, так как на переднем они отвлекают водителя. При резком торможении ребенок может удариться головой о ветровое стекло или приборную доску и получить травму.
Вещи (запасные части, тормозная жидкость, дистиллированная вода, смазка, буксирный трос) надо разместить за картонными боковинами в багажнике, в передней части автомобиля и под сиденьями. Багаж под сиденьями следует укладывать, учитывая провисание пружин сиденья под нагрузкой от сидящих пассажиров. В багажник между запасным колесом и боковой стенкой помещают принадлежности, необходимые для технического ухода за автомобилем. К задней стенке кладут сумку с инструментами и рабочий комбинезон, лопату, топор, домкрат, шинный насос и клинья, затем чемоданы, а поверх них аккуратно свертки с постельными принадлежностями. Топор - вещь, конечно, не очень необходимая даже в те времена, хотя... Запомнилась статья в "Литературной газете", правда, относящаяся к 80-м годам. Уже немолодая супружеская пара из Москвы на авто отдыхала на Днепре вблизи Каховки в одиночестве. Трое безработных аборигенов залезли в их машину, и, угрожая водителю ножом, приказали куда-то ехать. По дороге тот сделал вид что застрял, и, с разрешения бандитов, вышел из машины, чтобы достать из багажника лопату. Но вместо неё достал топор, которым и зарубил двоих не успевших выскочить из машины гадов. А третий упал на колени: "Дяденька, не убивайте!". Потом суд водителя оправдал, хотя, конечно, сколько нервов было потрачено...

Питание

Меню на день составляют сообразно питательной ценности продуктов. В сутки человек тратит 3000—6000 калорий. Этот расход энергии восстанавливается пищей. Человеку в сутки надо: белков около 100 г, из них 30 г белков животного происхождения; жиров 75—110 г, из них 30 г жиров животного происхождения; углеводов 450—500 г, в том числе 100 г сахара.
В соответствии с затратами энергии и питательной ценностью продуктов питания ниже приведен примерный список продуктов из расчета на 10 дней на четырех человек. Количество продуктов рассчитано на регулярное трехразовое питание в день. Меню для завтраков, обедов и ужинов следует составлять вперед на несколько дней. Заранее обдуманное меню помогает избежать однообразия пищи.

Чай...................................... 0,2 кг
Кофе натуральный......................... 0,5 кг
Цикорий.................................. 1 пачка
Хлеб белый............................... 8 кг(зачерствеет за 10 дней-то ;) )
 »   черный.............................. 8 кг
Сахар.................................... 1 кг
Сахарный песок........................... 3 »
Масло подсолнечное....................... 0,4 кг
 »    сливочное.......................... 3,0 »
Молоко сгущенное......................... 3 »
 »     сухое............................. 2 »
Яйца..................................... 30 шт.
Сыр...................................... 1 кг
Колбаса сырокопченая..................... 1,5 кг
Грудинка копченая........................ 0,6 кг
Сельдь соленая........................... 1 кг
Консервы сухие........................... 2 банки
Грибы сухие.............................. 0,6 кг
Манная крупа............................. 0,5 »
Рис...................................... 0,6 »
Пшено.................................... 0,5 кг
Горох лущеный............................ 0,350 кг
Лапша или вермишель...................... 0,8 кг
Макароны................................. 0,8 »
Мука..................................... 0,5 »
Картофель................................ 8 кг
Лук...................................... 1 »
Морковь.................................. 0,6 кг
Петрушка................................. 0,350 кг
Соль..................................... 2 кг (от пуза)
Лавровый лист............................ 1 пачка
Перец чёрный горошкек.................... 1 пакет
Соус томатный............................ 1 банка
Горчица.................................. 1  »
Хрен..................................... 2 банки
Ванилин.................................. 1 пакет
Сода пищевая............................. 1 пачка (а зачем?)
Перец черный молотый..................... 1 пакет
Уксус.................................... 0,1 л
Сухари молотые........................... 1 пачка

В обширнейшем списке продуктов и приправ (вероятно, предполагается брать с собой специального повара) почти полностью отсутствуют тушёнка и прочие консервы. Кроме того, автотуристы явно будут путешествовать по необжитым местам, где ничего нельзя купить или поесть в общепите. Странным выглядит отсутствие свежих овощей и фруктов. А уж как сохранить 10 дней здоровенный веник из петрушки, знает только составитель этого набора ;)

Автозаправочные станции в Крыму

с. Раздольное, 1-й км Евпаторийского ш.
г. Евпатория, ул. Интернациональная, 58 и Раздольненское ш. (с 8 до 20 ч).
г. Саки, у химзавода.
+ г. Бахчисарай, 1-й км Севастопольского ш.
г. Севастополь: 5-й км Ялтинского ш.; Северная сторона, ул. Хрусталева, 8.
+ г. Севастополь: ул. О. Кошевого; 3-й км Балаклавского ш.
+ .г. Алупка, 1-й км Севастопольского ш.
г. Судак, автотранспортная колонна.
г. Феодосия, 1-й км Симферопольского ш. и с. Ближнее Боево.
пос. Ленине, 50-й км из Феодосии шоссе на Керчь, нефтебаза.
г. Керчь: Вокзальное ш. 58; ул. Чкалова, 1.
+ г. Белогорск, 1-й км Феодосийского ш.
+ Пос. Советский, на трассе.
пос. Нижнегорский, при нефтебазе (с 8 до 20 ч).
г. Красноперекопск, 3-й км Джанкойского ш.
1320-й км дороги "Москва - Симферополь", с. Тимирязево.
г. Симферополь: 11-й км Московского ш.; ул. Киевская; у автовокзала; на развилке дороги Евпатория — Армянск; на объездной дороге; 3-й км Севастопольского ш.; в пос. Новоромановка.
г. Алушта, 1-й км шоссе на Ялту.
г. Ялта: 1-й км Севастопольского ш.; Васильевское ш. у автовокзала.

Знак "+" означает, что на данной АЗС бензина АИ-93 в наличии не бывает

Однако негусто

Главная страница   История советских авто

Rambler's Top100 Service
Последнее обновление 05.02.2010. Другие страницы могут быть новее.

Hosted by uCoz