В Крым огородами - август 2008
До сих пор мои изыскания по альтернативным дорогам в Крым из Харькова носили частично теоретический характер - ездил по ним только местами. В этом году решил наверстать упущенное и исследовать огороды по полной программе. Итак, 27.08 в 10.00 старт из Южного. В Мерефе выбираюсь на заполненную транспортом основную "старую" трассу, а за ней сворачиваю налево на Лозовую. Поток машин сразу исчезает, дорожное покрытие нормальное. Всё время то справа, то слева ЖД на Крым. Вокруг высушенная степь. В Лозовой (там, где через пару часов начнёт гореть склад боеприпасов) беру курс на Павлоград. В нём несколько сот метров вправо по трассе Донецк - Днепропетровск, мост и поворот налево на Васильковку. Начинаются неизведанные для меня места. Путь идёт вблизи речки со зловещим названием "Волчья". Поля сменяются низменной равниной с отдельными кустами и деревьями, а затем хвойным лесом. За Васильковкой пересекаю железную дорогу и беру курс на Новониколаевку. Жарко. Дорога петляет как в сёлах, так и почему-то вне их. На проезжей части пасётся самая разнообразная домашняя живность. Гуси пытаются укусить машину. Присматривающая за ними старушка на это внимание не обращает. Какая-то курица решает свести счёты с жизнью и бросается с левой обочины под колёса, но я беру правее и она со страшным кудахтаньем ударяется в левую дверку. Судя по тому, как бодро бежит обратно, обошлось без телесных повреждений. Позже другая курица, учтя опыт предшественницы, повторяет эксперимент, но бежит наперерез быстрее. И на этот раз суицида не случается - притормаживаю, и курица успевает проскочить. Через некоторое время всё в точности повторяется со щенком. Проезжаю Новониколаевку, Орехов, держу курс на Токмак. Вокруг развалины коровников времён социализма. В Токмаке почти полное отсутствие указателей и ужасно разбитая дорога, на которой к тому же вырезаны дырки для предстоящего ямочного ремонта. Разбита дорога и до Молочанска. Обращаю внимание, что ход рычага КПП увеличился и переключение передач стало нечётким. Останавливаюсь, снимаю коврик и шумоизоляцию. Вместе с ними снимается и сам рычаг. Ну, это мы быстро починим. Ударом насаживаю рычаг обратно и больше он меня не беспокоит. Еду дальше на Мелитополь. Вокруг горят поля - выжигать сухую стерню дешевле, чем перепахивать. А то, что заодно сгорают лесополосы и возможно возгорание разного рода построек, ну или там складов боеприпасов, никого не волнует. Наконец, в самом начале Мелитополя возвращаюсь на основную трассу. Вечереет. В одном месте над дорогой облако дыма от горящей посадки. Видимость резко падает. Здесь допускаю ошибку - попав в облако, притормаживаю, и в меня сзади с визгом покрышек чуть не врезается маршрутка. В Новоалексеевке на площадке за постом ДАИ останавливаюсь на ночлег, раскладывая правое переднее сидение и надувая матрас. Удивляет количество фур, проносящихся мимо меня всю ночь. Некоторые, фыркая тормозами, устраиваются рядом отдыхать.
С рассветом, вырулив на трассу между фурами, продолжаю путь. На площадке отдыха у Сиваша умываюсь и навожу порядок в машине. Над Сивашом восходит солнце. Оно отражается в ребордах колёс спешащего в Крым поезда. Невдалеке дрыхнущие продавцы дынь и арбузов. На въезде в Крым ДАИшников нет, два рыбных рынка, слева заканчивается строительство большой придорожной гостиницы. Для продолжения научных изысканий по альтернативным дорогам мне в Ермаково надо свернуть направо, но оно не обозначено табличкой, с ходу проскакиваю деревню, приходится разворачиваться и несколько сот метров возвращаться. Узкая и заплатаная, однако вполне проезжая дорога ведёт на запад. Миную ЖД переезд, населённый пункт под названием Ленинский Завет (многоэтажные дома), на дороге появляются крупные выбоины в асфальте. Но через примерно километр они кончаются, а впереди слева уже виден мост через Северо-крымский канал. За мостом сворачиваю направо на приканальную дорогу, также не избалованую обилием транспорта. Тем не менее, наблюдаю аварию - фура столкнулась с иномаркой. Так что и здесь расслабляться нельзя. Выхожу взглянуть на канал вблизи. Хорошо видно течение воды. Тянет искупаться, но знаю, что выбраться назад по гладкому наклонному бетонному берегу будет очень непросто. В Воинке беру курс на Раздольное, а оттуда на Стерегущее. Дорога (это касается всего Крыма) уставлена плакатами "Дякуйэмо за чыстэ узбиччя". Ну не при чём тут я, не мыл никакого узбека! Вообще-то "узбиччя" по-украински "обочина". Но ни крымчане, ни жители восточной Украины, ни тем более российские туристы на украинском обычно не разговаривают. Следовательно, плакаты обращены к приезжим с западной Украины. Теперь понятно, кто мусорит в Крыму ;) . Мои размышления по этому поводу прерывает лёгкое подёргивание машины. Потом перебои усиливаются и вот уже авто просто отказывается ехать на скорости выше 60км/ч на 4-й передаче. Симптомы характерны для недостаточной подачи бензина. Бензонасос починю в любом случае - все необходимые запчасти у меня есть, но не хочется пачкать руки, посему в Стерегущем заливаю полный бак и кладу мокрую тряпку на насос, расчитывая, что проблема временно решится. Увы, это ничуть не помогает. Съезжаю в тень лесополосы и начинаю диагностику, отсоединив шланг от бензофильтра. Бензин отлично подаётся и ручной подкачкой, и при прокрутке двигателя стартёром. Зажигание? Зазор контактов в норме, уголёк крышки трамблёра цел, высоковольтные провода плотно сидят в гнёздах. Приходится браться за инструмент. Вообще-то полагается после устранения каждой возможной причины неисправности проверять результат на ходу, но я не для этого в Крым приехал. Посему алмазным надфилем зачищаю контакты трамблёра и ставлю заведомо исправный его ротор. Мою руки и выезжаю на дорогу, педаль в пол - все перебои исчезли, жигулёнок птичкой набирает 110, затем сбрасываю газ - больше мне не нужно. Посёлок Межводное начинается со знака "кемпинг", который якобы расположен в полукилометре справа. Ехать туда надо по пыльному и труднопроходимому в дождь просёлку. Оставим на следующий раз... Спускаюсь в Межводное по главной дороге. Вокруг типичный курортный пейзаж - люди на проезжей части в плавках с надувными матрасами в руках. Уступаю дорогу джипу, тащущему водный мотоцикл на прицепе. Далее вдоль моря дикая автостоянка, но у меня другие планы. По приличной асфальтированой "сокращёнке" перебираюсь на дорогу Евпатория - Черноморское, откуда сворачиваю налево на Громово - Знаменское - порт "Песок". На окрестных холмах крутятся ветряки. Вот уже пологий спуск, видны озеро Донузлав и его северная коса. После плаката типа "стоянка на косе платная" двигаюсь направо по просёлку и нахожу себе место метрах в 50 от моря, правда, без тени. Состояние берега весьма антисанитарное, много мух, поближе к просёлочной дороге самодельные туалеты. По счастью, не все их строители по окончанию отдыха туалеты разбирают на стройматериалы и увозят, и они служат следующим, не столь предусмотрительным туристам. Купаюсь, море мелкое. Подъехать к самой воде мешает полоса рыхлого песка. Рядом справа низменный песчаный берег переходит в обрыв. Здесь же находится греко-скифское городище Беляус ("Скалистое устье", IV век до н.э - I век н.э). Оно представляет из себя развалины большой укреплённой греческой усадьбы на берегу моря с оборонительной башней, защищённой понизу от тарана блоками известняка длиной до полутора метров. Несмотря на них, позже Беляус всё же захватили скифы. Слева в конце северной косы озера Донузлав видны два огромных портовых крана для погрузки песка. Вечер - лучшее время, нежарко и нет мух. Звоню по МТС домой - связь нормальная. Прогуливаюсь в магазинчик, находящийся на берегу где-то в километре к югу, смотрю на темнеющее море. Людей в радиусе несколько сотен метров не просматривается. Комары присутствуют в незначительном количестве. В ночной мгле далеко слева до утра бухает Казантип и небо пересекают зелёные лучи прожектора. Во избежание знакомства с водящимися здесь ядовитыми пауками каракуртами туфли на ночь убираю в машину.
Солнце встаёт в степи, появляются чайки, где-то прятавшиеся ночью. На море против берега большое грузовое судно, вероятно, ожидающее очередь на вход в порт. Иду на фотосессию на городище. В земляных валах масса дырок самых разных размеров. Какая живность их выкопала? Беляус весьма напоминает Херсонес, правда, целых колонн не просматривается. Видны остатки улочек, отдельных строений и крепостного рва либо водостока. Кое-что восстановлено явно с применением современного бетонного раствора. К чести то ли энтузиастов, то ли туристов, мусора на городище нет. Кучи отёсаных и не очень глыб известняка, являвшихся в прошлом основным строительным материалом, уходят в море. Утреннее солнце, тишина, безлюдье... Мимо друг за другом пробегает семейство из трёх одинаково окрашеных кошек - впереди одна большая, сзади две маленькие. Сейчас им хорошо, туристы подкармливают, а что будет зимой... В 12 часов перебираюсь в южную часть стоянки. Разбитая асфальтовая дорога идёт вдоль моря в порт. Слева озеро Донузлав. Растительности здесь больше. Постепенно автомобили и палатки справа исчезают - коса расширяется, а к морю трудно подъехать. Возвращаюсь немного назад и устраиваюсь под деревом на пару часов. Здесь чище и меньше мух, но дальше от моря, чем на предыдущем месте. На пути к морю обилие колючек. В нескольких сотнях метров севернее база отдыха "У викинга", стилизованая под средневековый замок. В 14.15, несмотря на жару, выдвигаюсь через Знаменское и Медведево в сторону Севастополя. Денег за стоянку с меня так и не взяли. Да и абсолютно не за что. Огибаю озеро Донузлав, видны причалы военно-морской базы, принадлежащей ныне Украине, и искусственный пролив в косе. Снова ветряки недалеко от дороги. Проезжая Евпаторию, с огорчением замечаю, что лесопосадка на месте моего любимого кемпинга "Золотой пляж" (а потом дикой стоянки) отделена от дороги забором и остановиться там уже нельзя. Стоит, правда, одна палатка, но в ней, скорее всего, не автомобилисты. За Саками поворот направо на пустое шоссе. Подъезжая к Николаевке, вижу слева от дороги столб чёрного дыма. Это уже не стерня, горит какое-то строение в степи. Людей поблизости нет, рядом невозмутимо пасутся коровы. Наконец, добираюсь до автокемпинга "Учкуевка" на Северной стороне Севастополя. Здесь тоже потери - лестница, ведущая к морю прямо из кемпинга, исчезла, то ли в результате оползня, то ли из-за желания администрации заведения укрепить границы. Приходится ходить на переполненный общий пляж. За забором вместо зелёной рощи заканчивается строительство какого-то многоэтажного дома. Кроме меня, на площадке "палаточников" всего два авто, причём одно из них микроавтобус с огромным двухосным жилым прицепом, подключенным к электросети кемпинга. Домики также заполнены далеко не все. После купания и мелких хозяйственных дел подхожу к месту с видом на море как раз в тот момент, когда красный диск солнца уходит под воду. Рядом силуэты корабликов. Красота...
Катер из Учкуевки в Артбухту теперь ходит нерегулярно. Иду на Северную сторону пешком. Справа стройки, затем огороженый мощным забором какой-то объект Черноморского флота. Перебираясь на катере (деньги с меня взять забыли) через бухту, замечаю стоящий в пассажирском порту огромный белый лайнер "Браймар", порт приписки - Насао. Графская пристань залита солнцем. Недавно её отремонтировали. Севастопольцы очень недовольны качеством этого ремонта, по мне так ничего. Слева видны дырки из-под таблички, повествующей о мифическом украинском флоте 1918г. Доблестные ВМСУ периодически её вешают (невзирая на то, что Графская пристань - памятник архитектуры), а севастопольцы сдирают. Интуристы с лайнера с важным видом садятся в автобусы для того, чтобы проехать 100м от морвокзала до памятника Нахимову. Оттуда они, разделённые на группы, направляются к памятнику затопленным кораблям. Каждую группу возглавляет экскурсовод с высоко поднятым на палке номером. "И по горной дороге буйвол шёл круторогий, а за ним восемнадцать буйволят". Контингент спикающих интуристов состоит в основном из людей преклонного возраста. После шторма 11 ноября прошлого года набережная Артбухты отреставрирована. К сожалению, в ходе реставрации исчезли скамеечки у моря. С другой стороны бухты стоит лайнер "Генерал Лавриненков" речного типа. Поднимаюсь на центральный холм, отдыхаю в тенистом сквере у Владимирского собора. Скоро его собираются восстановить в первоначальном виде и покрыть купола золотом. Вокруг мамы с детками в колясках. Иду по улочке на юг. На старом одноэтажном домишке мемориальная доска - здесь с 1959 по 1969г жил адмирал Октябрьский (бывший кочегар), возглавлявший в 1941 - 1942г оборону Севастополя. Печально известен тем, что в конце июня 1942г, переодевшись в форму без знаков различия, сбежал на Кавказ, бросив армию и части флота, находившиеся в Севастополе. Все оставшиеся погибли либо попали в плен. А раньше здесь жил то ли генерал, то ли адмирал, то ли комиссар Кулаков, также сбежавший из Севастополя. Домишко, прямо скажем, в настоящее время не очень. Выхожу на площадь Ушакова, далее вниз вдоль берега Южной бухты, снимаю индустриальный пейзаж. Во дворе музея Черноморского флота наконец-то нахожу части снаряда крупнейшей в истории немецкой самоходной мортиры "Карл" калибра 600мм. Но расположены они так, что сделать качественный снимок невозможно. Выхожу к морвокзалу, а затем вновь к памятнику затопленным кораблям. С запада находит мрачная туча. Перебираюсь под навес спорткомплекса Черноморского флота. Волны, пробиваясь сквозь промежуток между молами, разбиваются на камнях, поднимая фонтаны брызг. Темнеет, начинается ливень, температура воздуха резко падает. Люди с набережной разбегаются, кто куда. Но скоро снова солнце. Возвращаюсь в Учкуевку на автопароме и маршрутке. На море шторм, купаться страшновато. Вечером направляюсь по набережной на север. Вокруг сплошные шалманы, а чуть подалее - стройки. Многие уже завершены и принимают постояльцев. Везде надписи - "Пиво на розлив". Усилия западенского министра образования Вакарчука сотоварищи дали свои плоды - народ говорить по-русски не перестал, но грамотность заметно упала.
Утром снова отправляюсь в Севастополь. "Браймар" выполз на середину Северной бухты и медленно разворачивается, потом становится на старое место, но другой стороной. Носовой швартовой канат протянут через всю Графскую пристань. Но он не мешает множеству яхт, катерков и просто шлюпок зазывать на прогулку "по бухтам Севастополя". Позднее выяснилось, что около Графской пристани швартуются и куда более крупные пассажирские суда, например, "Роттердам" и другие. Место "Генерала Лавриненкова" заняла "Звезда Днепра". С моря дует холодный ветер, волны и соответственно фонтаны брызг стали ещё больше, народ с визгом от них уворачивается, а потом возвращается обратно. Мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус. Возвращаюсь на Северную сторону опять же на пароме. Какая-то яхта из хулиганских соображений пересекает ему путь перед самым носом, при этом паром даже не "сбрасывает газ". Все соседи по кемпингу уже уехали. Перебираюсь на пару часов в Любимовку, чтобы оценить местную автостоянку и море. Автостоянка не очень, ещё и 20грн взяли. Море оценить не удалось - оно такое грязное из-за продолжающегося шторма, что не хочется лезть в воду, да и холодновато из-за сильного ветра. Прямо против автостоянки на возвышенности находится известная по обороне Севастополя двенадцатидюймовая батарея № 30, теоретически действующая и сейчас в составе ЧФ России. Правда, последний раз она стреляла аж в 1956г на киносъёмках, и в окрестных домах повылетали стёкла. Хорошо видны две трёхорудийные башни. Может, конечно, это ложная позиция ;) . В 16.15 старт на Бахчисарай через Орловку, типа проехать по сельской дороге. Замечу, что овощи-фрукты продаются только в первом селе после Орловки - Вишнёвом, дальше придорожная торговля почему-то не развита. Дорога вполне приличная, трафика нет. В Бахчисарае выезжаю на основную трассу Севастополь - Симферополь. Объехать Симферополь огородами затруднительно. Столицу автономии преодолеваю по северо-западным окраинам - не очень удобно из-за разбитых улочек, но в будущем году должны закончить Симферопольскую объездную между трассами на Евпаторию и Севастополь (или хотя бы на Николаевку). В нескольких километрах после съезда на московскую трассу начинается новая четырёх - шестирядная магистраль. Но счастье длится недолго - она заканчивается ещё до поворота на Гвардейское. Отмечаю малое количество машин с российскими номерами. За Джанкоем темнеет. Ночую в конце рыбного базарчика в Чонгаре, функционирующего всю ночь. Вся жара куда-то исчезла, перед рассветом, мягко говоря, прохладно.
Следующим утром, в продолжение своих изысканий по сельским дорогам, сворачиваю на первом повороте на Акимовку. Но тут мне не везёт. На пути в Крым преодолевал все райцентры, пользуясь только интуицией и редко расположенными указателями, при этом ни разу не спрашивал дорогу и ни разу не заблудился. Здесь же интуиция не действует, указателей нет вообще, а опрос аборигенов не даёт однозначного ответа. В конце концов выбираюсь на приличную дорогу, которая, как мне кажется, ведёт в нужном направлении. Но неожиданно она сворачивает вправо, пересекает ЖД, и я снова на главной Симферопольской трассе, правда, ближе к Мелитополю на десяток километров. Хотя чистота эксперимента при этом нарушается, решаю не возвращаться блудить в Акимоку, а свернуть на Каховку на кольце в самом начале Мелитополя. Каховская трасса в пределах Мелитополя имеет жуткую колейность и ухабы. Через несколько километров после городской черты вижу нужный мне поворот направо на Весёлое. А в 100м дальше поворот налево на Акимовку, по которому я и намеревался сюда попасть. Дорога на Весёлое, да и за ним очень напоминает те, по которым колесил в первый день путешествия. Неширокие, извилистые, покрытие среднее, движение малоинтенсивное. В Весёлом еду на Днепрорудное - указатель "Запорожье" возвращает на основную трассу через Новобогдановку (там тоже склады боеприпасов, которые трижды горели в 2004-м, 2005-м и 2006-м годах). Останавливаюсь пропустить поезд перед неохраняемым переездом. Тепловоз тянет три пассажирских вагона. На маленькой платформе высаживаются пассажиры. После будет еще один такой же переезд и такой же поезд, но здесь успеваю пересечь рельсы за несколько секунд до включения сигнализации. Слева от дороги какое-то горнодобывающее (по-видимому) предприятие. Огромные корпуса, масса железнодорожных веток. Всё вокруг покрыто красной пылью. Перед монументом "Днепрорудное" на перекрёстке без указателей сворачиваю направо. Появляется оживлённая придорожная торговля овощами и фруктами - до этого её абсолютно не было. Пост ДАИ "тарелка" в Васильевке пуст, как и многие другие посты. Присутствие ДАИ ощущается только между поворотом на Синельниково и Новомосковском - меряют скорость. Новомосковск проезжаю через город, за ним сворачиваю направо на новую четырёхполоску. Сплошной отбойник по обеим сторонам дороги, сколько железа перевели, зачем? Главное, он не спасает в случае серьёзного удара - в некоторых местах уже есть рваные дыры. Зато ширина обочины значительно сокращается, воздушная волна от попутных фур на остановившемся авто может повредить двери... А крохотных площадок отдыха до Харькова осталось от былой роскоши всего две. Если при СССР пересечения в двух уровнях с местными дорогами не снабдили развязками, то и сейчас они не появились. Дорожное покрытие по украинским меркам на пять с плюсом. По мировым вряд ли - на некоторых мостах есть ощутимые неровности. Дорожные работы кое-где продолжаются. Инфраструктура отсутствует напрочь - ну, это дело наживное, появится, никуда не денется. Две современные АЗС друг напротив друга уже строятся возле Краснограда. В районе Новой Водолаги поворачиваю на старую трассу, и через час я дома.
Общий вывод таков - по указанным мной маршрутам можно один раз проехать для интереса, но не более. Разве что в случае, когда основная трасса перегружена (например, в Запорожской области в конце трёх выходных в последней декаде августа). А вот "сокращёнку" в Ермаково рекомендую безоговорочно.
Последнее обновление
04.01.2010. Другие
страницы могут быть новее.