Мотороллером к морю? Никаких проблем
Я ЖИВУ В
ХАРЬКОВЕ, И, ХОТЯ ПО ПРОФЕССИИ
ВЕСЬМА ДАЛЕК ОТ ТЕХНИКИ, ЕЖЕГОДНО,
А ТО И ДВА РАЗА В ГОД ЕЗЖУ В КРЫМ ИЛИ НА КАВКАЗ В НЕБОЛЬШОЙ КОМПАНИИ ИЛИ В ОДИНОЧКУ.
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО У МЕНЯ САМОЕ ПРОСТОЕ - МОТОРОЛЛЕР "ЭЛЕКТРОН" 1976 ГОДА
ВЫПУСКА. В СВОЕ ВРЕМЯ ЭТА МОДЕЛЬ МНОГО КРИТИКОВАЛАСЬ ЗА НИЗКОЕ КАЧЕСТВО. СКАЗАТЬ, ЧТО У МЕНЯ БЕЗОТКАЗНАЯ МАШИНА
НЕ РИСКНУ, НО К ПОСТОРОННЕЙ ПОМОЩИ ЗА
ДВЕНАДЦАТЬ ЛЕТ В ДОРОГЕ ПРИБЕГАТЬ НЕ ПРИХОДИЛОСЬ, КАК И ТРАТИТЬ НА УСТРАНЕНИЕ
НЕПОЛАДКИ БОЛЕЕ ЧАСА - ДВУХ. В ТОЖЕ ВРЕМЯ УСИЛИЙ НА ПОДГОТОВКУ К ПОЕЗДКЕ НЕ
ЖАЛЕЮ. УСТРАНЯЮ ВСЕ ОТМЕЧЕННЫЕ РАНЕЕ НЕИСПРАВНОСТИ, ПРОВЕРЯЮ СОСТОЯНИЕ И
НАТЯЖЕНИЕ ЦЕПИ И ТРОСОВ УПРАВЛЕНИЯ, ДЕЛАЮ НЕОБХОДИМЫЕ РЕГУЛИРОВКИ, МЕНЯЮ МАСЛО В
КОРОБКЕ ПЕРЕДАЧ, ПРОВЕРЯЮ НАДЕЖНОСТЬ КРЕПЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ И МАХОВИКА. ВНИМАНИЯ ТАКЖЕ ТРЕБУЮТ СТОПОРНЫЕ ШТИФТЫ
ПОРШНЕВЫХ КОЛЕЦ И ЗАМОК ИГЛЫ КАРБЮРАТОРА. С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, ТОЧНО ВЫПОЛНЯТЬ
ТРЕБОВАНИЯ ЗАВОДСКОЙ ИНСТРУКЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С РАЗБОРКОЙ УЗЛОВ И АГРЕГАТОВ, ВРЯД
ЛИ РАЗУМНО, ДА И НАЙТИ ПРИВЕДЕННЫЕ В НЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ВЫПОЛНИТЬ
НЕКОТОРЫЕ ЦЕННЫЕ УКАЗАНИЯ
ПРАКТИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНО. СО ВРЕМЕНЕМ ПРИОБРЕТАЕТСЯ ОПЫТ, НЕ СТОИТ БРЕЗГОВАТЬ И
ЧУЖИМ. ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНО ЧТЕНИЕ ПОДШИВОК ЖУРНАЛА "ЗА РУЛЕМ".
ДУМАЮ, ВСЕ СОГЛАСЯТСЯ, ЧТО ИСПРАВНОСТЬ МОТОЦИКЛА - ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ ПОЕЗДКИ. НА
ВТОРОЕ МЕСТО ОТНОШУ КРЕПЛЕНИЕ ГРУЗА. ОНО ДОЛЖНО БЫТЬ АБСОЛЮТНО НАДЕЖНЫМ И НЕ
УХУДШАТЬ УСТОЙЧИВОСТЬ. Я ИСПОЛЬЗУЮ БОЛЬШОЙ РЮКЗАК, КОТОРЫЙ КРЕПЛЮ К БАГАЖНИКУ
ТАК НАЗЫВАЕМЫМ "ПАУКОМ" ИЗ РЕЗИНОВЫХ ЖГУТОВ С НАДЕЖНЫМИ НАКОНЕЧНИКАМИ. НА
НЕКОТОРЫХ МОДЕЛЯХ МОТОЦИКЛОВ И МОТОРОЛЛЕРОВ ЧРЕЗМЕРНАЯ НАГРУЗКА БАГАЖНИКА ВЫЗЫВАЕТ
ОЧЕНЬ НЕПРИЯТНОЕ ЯВЛЕНИЕ - "ШИММИ" РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ, ТО ЕСТЬ ЕГО РЕЗОНАНСНЫЕ
КОЛЕБАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕННЫХ СКОРОСТЯХ ДВИЖЕНИЯ. РУЛЬ БУКВАЛЬНО ВЫРЫВАЕТСЯ ИЗ РУК.
РЕЗУЛЬТАТОМ МОГУТ БЫТЬ ПАДЕНИЕ ИЛИ ВЫЕЗД НА ВСТРЕЧНУЮ ПОЛОСУ. ПУТЬ БОРЬБЫ С ЭТИМ
ЗЛОМ ОДИН. - СМЕШЕНИЕ ЦЕНТРА МАСС ПЕРЕВОЗИМОГО ГРУЗА ВОЗМОЖНО ДАЛЬШЕ ВПЕРЕД.
ЕСЛИ ЕДЕТЕ В ПЕРВЫЙ РАЗ, ЖЕЛАТЕЛЬНО ПОЭКСПЕРИМЕНТИРОАТЬ С НАИБОЛЕЕ УДОБНЫМ
ВАРИАНТОМ ЗАГРУЗКИ И ОБЯЗАТЕЛЬНО СОВЕРШИТЬ С НЕЙ КОНТРОЛЬНУЮ ПОЕЗДКУ В 50 - 100
КМ. ЭТО ПОЛЕЗНО ТАКЖЕ И ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОКОНЧАТЕЛЬНО УБЕДИТЬСЯ В ИСПРАВНОСТИ
МОТОЦИКЛА. ХОРОШО ТАКЖЕ ДОБИТЬСЯ, ЧТОБЫ ВСЕ ВЕЩИ, КОТОРЫЕ ПОТРЕБУЮТСЯ
ДО ОЧЕРЕДНОЙ НОЧЕВКИ ИЛИ БОЛЬШОГО ПРИВАЛА, БЫЛИ ЛЕГКОДОСТУПНЫМИ. В СЛУЧАЕ
МОТОРОЛЛЕРА ИХ УДОБНО КЛАСТЬ В СУМКУ, ПОСТОЯННО ВИСЯЩУЮ НА ВЕЩЕВОМ КРЮЧКЕ ПЕРЕД
ВОДИТЕЛЕМ. ЭТА СУМКА ДОЛЖНА ИМЕТЬ ДОСТАТОЧНО ПРОЧНЫЕ РУЧКИ.
ТРЕТЬЕ УСЛОВИЕ ПРИЯТНОЙ ПОЕЗДКИ, ОСОБЕННО ВЕСНОЙ - ХОРОШАЯ ОДЕЖДА ( ОСЕНЬЮ И ТЕМ
БОЛЕЕ ЗИМОЙ ЕЗДИТЬ ДАЛЕКО НЕ РЕКОМЕНДУЮ - СКОЛЬЗКО, ХОЛОДНО И ТЕМНО ).
ОБЯЗАТЕЛЬНЫ МОТОЦИКЛЕТНЫЙ ЩЛЕМ, ПЕРЧАТКИ И КУРТКА, А ТАКЖЕ ШАРФ. БРЮК
НАДО ОДЕВАТЬ СТОЛЬКО, ЧТОБЫ НОГИ НЕ МЕРЗЛИ ( ЗДЕСЬ СНОВА МОТОРОЛЛЕРЫ ВНЕ
КОНКУРЕНЦИИ ). ПОНАДОБИТСЯ И БОЛЬШОЙ
КУСОК ПОЛИЭТИЛЕНА, КОТОРЫМ ПРИ ДОЖДЕ МОЖНО ОБЕРНУТЬ НОГИ И ПОДОТКНУТЬ ЕГО ПОД
СЕБЯ. ТРУДНО ДАЛЕКО УЕХАТЬ БЕЗ
ВЕТРОВОГО ЩИТКА..
И, НАКОНЕЦ, ЧЕТВЕРТОЕ УСЛОВИЕ, НЕДАВНО ПОЯВИВШЕЕСЯ. К СОЖАЛЕНИЮ, В НАСТУПИВШЕМ
СЕЗОНЕ ОНО МОЖЕТ СТАТЬ ВАЖНЕЙШИМ. ЭТО ЗАПРАВКА БЕНЗИНОМ. ЗДЕСЬ ПОМОГАЕТ СЛЕДУЮЩЕЕ: ВОЗИМЫЙ С СОБОЙ "НЗ",
РЕГУЛИРОВКА КАРБЮРАТОРА НА ОБЕДНЕННУЮ
СМЕСЬ ( ЭТО, КОНЕЧНО, СНИЖАЕТ ДИНАМИКУ И ДОЛГОВЕЧНОСТЬ. ДВИГАТЕЛЯ, НО РАСХОД
БЕНЗИНА МОЖЕТ УМЕНЬШИТЬ В ПОЛТОРА
РАЗА), ЗНАНИЕ ВОЗМОЖНЫХ МЕСТ ЗАПРАВКИ ( ВДАЛИ ОТ БОЛЬШИХ ГОРОДОВ ОЧЕРЕДИ НЕ
ТАКИЕ БОЛЬШИЕ ), ЭКОНОМИЧНЫЙ СТИЛЬ ЕЗДЫ. В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ, ЕСЛИ ВЫ УХИТРЯЕТЕСЬ ЗАПРАВЛЯТЬСЯ
ДОМА, ЗАПРАВИТЕСЬ И В ДОРОГЕ. Я ВСЕГДА ВОЖУ С СОБОЙ ШЛАНГ ДЛЯ ПЕРЕЛИВАНИЯ
ТОПЛИВА, НО НИ РАЗУ ИМ НЕ ПОЛЬЗОВАЛСЯ. И ЕЩЁ: ВЕСНОЙ С БЕНЗИНОМ ОБЫЧНО ЛУЧШЕ.
ЧТО КАСАЕТСЯ МАСЛА, ТО ЕГО НУЖНО БРАТЬ С СОБОЙ ИЗ РАСЧЕТА ПЯТИ - ШЕСТИ ЗАПРАВОК.
В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ МАСЛО МОЖНО ЛЕГКО КУПИТЬ НА ПОЯВИВШИХСЯ В ИЗОБИЛИИ ПУНКТАХ
ЗАМЕНЫ МАСЕЛ ДЛЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ. ТАК КАК ГОТОВИТЬ ТОПЛИВНУЮ СМЕСЬ ПО ВСЕМ
ПРАВИЛАМ ОБЫЧНО НЕ В ЧЕМ, МАСЛО СЛЕДУЕТ НАЛИВАТЬ В НУЖНОМ КОЛИЧЕСТВЕ ПРЯМО
В БЕНЗОБАК И РАЗМЕШИВАТЬ СТРУЕЙ БЕНЗИНА ИЗ КОЛОНКИ. МОЖНО ЗАЛИВАТЬ МАСЛО И ПОСЛЕ
ЗАПРАВКИ БЕНЗИНОМ, НО ТОГДА НУЖНО ХОРОШО ПОКАЧАТЬ МОТОЦИКЛ С БОКА НА БОК, ЧТОБЫ
МАСЛО РАЗМЕШАЛОСЬ. Я СИСТЕМАТИЧЕСКИ ИСПОЛЬЗУЮ ОБА СПОСОБА, ПРИ ЭТОМ ПОРШЕНЬ
СЛУЖИТ ДО 25 ТЫСЯЧ КИЛОМЕТРОВ. ПРАВДА, СТАРАЮСЬ ЗАЛИВАТЬ МАСЛА НА 10 - 20%
БОЛЬШЕ ПРЕДПИСАНОГО ИНСТРУКЦИЕЙ.
МНОГИХ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ МОТОТУРИСТОВ ПУГАЕТ ПРОБЛЕМА НОЧЕВКИ.
ЛЕТОМ ПАЛАТКА, НАДУВНОЙ МАТРАС И СПАЛЬНИК ЛИБО ОДЕЯЛО РЕШАЮТ ВСЕ ПРОБЛЕМЫ.
СТОЯНОК НА ПОБЕРЕЖЬЕ ЧЕРНОГО И АЗОВСКОГО МОРЕЙ, ОСОБЕННО В ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ КРЫМА
И НА КАВКАЗЕ ВПОЛНЕ ДОСТАТОЧНО, А ДЛЯ МОТОЦИКЛИСТА ТАМ МЕСТО ВСЕГДА НАЙДЕТСЯ,
ТОЛЬКО НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ВЗЯТЬ С СОБОЙ ПАСПОРТ. ВСЕГДА ЕСТЬ МЕСТА И НА "БАЗЕ ОТДЫХА"
В МЕЛИТОПОЛЕ, А ЕСЛИ ПРИЕДЕТЕ НЕ ОЧЕНЬ ПОЗДНО, ТО ПОЛУЧИТЕ И СТАЦИОНАРНУЮ
ПАЛАТКУ С ПОСТЕЛЬЮ. ВЕСНОЙ ОБЫЧНО НЕТ ПРОБЛЕМ С НОЧЕВКОЙ В ПРИДОРОЖНЫХ
ГОСТИНИЦАХ. У МЕНЯ ХОРОШИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОСТАЛИСЬ ОТ ГОСТИНИЦЫ В МИХАЙЛОВСКОМ НА
ТРАССЕ МОСКВА - СИМФЕРОПОЛЬ НЕДАЛЕКО ОТ ЗАПОРОЖЬЯ. В МАЕ ЧАСТО УДАЕТСЯ
УСТРОИТЬСЯ В ИНТУРИСТОВСКОМ КЕМПИНГЕ "ПОЛЯНА СКАЗОК" В ЯЛТЕ. ЕСЛИ ЖЕ ВЫ
ПРЕДПОЧИТАЕТЕ ЧАСТНЫЙ СЕКТОР, ТО В ЭТОМ ГОРОДЕ НЕТ ПРОБЛЕМ ДОГОВОРИТЬСЯ С
МЕСТНЫМИ ЖИТЕЛЯМИ НА ТРОЛЛЕЙБУСНОЙ ОСТАНОВКЕ У АВТОВОКЗАЛА ( КРОМЕ ИЮЛЯ И
АВГУСТА ). НА ОДИН ДЕНЬ МОЖНО УСТРОИТЬСЯ И В ЯЛТИНСКИХ ГОСТИНИЦАХ. ПРАВДА, САМ
ВЪЕЗД В ЗОНУ БОЛЬШОЙ ЯЛТЫ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ СОПРЯЖЕН СО СЛОЖНОСТЯМИ, НО
ПРЕОДОЛЕТЬ ИХ МОТОЦИКЛИСТАМ ЗНАЧИТЕЛЬНО ПРОЩЕ, ЧЕМ АВТОМОБИЛИСТАМ.
А ВОТ ЛЮБИТЕЛЯМ ОТДЫХА НА БЕРЕГУ МОРЯ НА ПРИРОДЕ ЗАПАДНЕЕ
АЛУШТЫ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО. ИМ БОЛЬШЕ ПОДХОДИТ АЗОВСКОЕ МОРЕ ИЛИ КАВКАЗ. МЕЖДУ ПРОЧИМ,
НА МОТОЦИКЛЕ МОЖНО СРАВНИТЕЛЬНО БЫСТРО ПЕРЕБРАТЬСЯ НА ПАРОМЕ ИЗ КРЫМА НА КАВКАЗ
ИЛИ ОБРАТНО, ТАК КАК НЕ НАДО ВЫСТАИВАТЬ МНОГОЧАСОВУЮ ОЧЕРЕДЬ, ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ ДЛЯ
ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ.
РАДИ ОБЪЕКТИВНОСТИ НАДО СКАЗАТЬ И О НЕИЗБЕЖНЫХ ТРУДНОСТЯХ
МОТОПУТЕШЕСТВИЙ: ПЫЛИ, ПРОНИКАЮЩЕЙ ЧЕРЕЗ ЛЮБУЮ ЭКИПИРОВКУ, НЕВОЗМОЖНОСТИ ВЗЯТЬ С
СОБОЙ ДОСТАТОЧНЫЙ ЗАПАС ВЕЩЕЙ И ПРОДУКТОВ И СОХРАНИТЬ ОДЕЖДУ НЕМЯТОЙ. ОЧЕНЬ
МЕШАЮТ ЗАТЯЖНЫЕ ДОЖДИ. НО ВСЕ ЭТО ПРЕОДОЛИМО ПРИ НАЛИЧИИ ДОСТАТОЧНОГО
ЭНТУЗИАЗМА. А ВПЕЧАТЛЕНИЯ У ВАС ОСТАНУТСЯ НЕЗАБЫВАЕМЫЕ.
Эта моя статья (в переводе на украинский) была напечатана в единственном на тот момент украинском автомобильном журнале "Сигнал" №7 за 1991г. Здесь приведён сканированый текст в том виде, в каком был набран на ЭВМ СМ-1634 и распечатан на принтере DZM-180, а затем послан в редакцию. Разделения букв на прописные и строчные там не было. За статью был получен гонорар в размере 3 рублей. Для справки, купленный мной в то время на базаре комлект фар с галогенными лампами для "Запорожца" обошёлся в 120р.
Главная страница История советских авто Славное мотороллерное прошлое