Автотуристские маршруты по Крыму - 1956г
Крымская
область обладает разветвленной сетью асфальтированных, грейдерных и грунтовых
дорог, позволяющих автомашинам добираться до самых отдаленных ее уголков.
Необходимо, чтобы легковые автомашины были подготовлены для дальних путешествий.
Надо иметь емкости для запасов горючего, авторезину, основные запчасти; спинки
сидений сделать откидными для устройства постелей на случай ночевки в полевых
условиях.
В городах Крыма - Евпатории, Алуште и поселке Планерском открыты специальные
пансионаты для приезжающих на автомашинах. При пансионатах имеются стоянки с
ремонтными мастерскими и пунктами продажи авторезины и запчастей.
Туристы, путешествующие в грузовых автомашинах, приспособленных для этой цели,
должны быть готовы к некоторым неудобствам, так как турбазы не могут принимать
сразу много самодеятельных туристов. В лучшем случае им могут предоставить
стоянку во дворе. Поэтому они должны иметь с собой все необходимое.
Выполнение всех условий подготовки дает возможность без затруднений провести
интересное автомобильное путешествие по Крыму, а при желании продолжить его до
Кавказа, переправившись на железнодорожном пароме через Керченский пролив. Можно
также погрузить автомашину на теплоход в Ялте и ехать до любого порта
Черноморского побережья.
Автомобильные маршруты по Крыму
Маршрут № 1. Джанкой - Воинка - Ишунь - Армянск - Ишунь - Новоселовское -
Евпатория. Протяженность около 200 км.
Миновав Чонгар и мост через Сиваш, автомашина въезжает в пределы Крыма.
Некоторое время машина идет вдоль низменных берегов Сиваша - мелководного залива
Азовского моря. Почвы солончаковые, растительности почти нет. Но вот Сиваш
остался позади. Впереди расстилается бескрайняя ровная, как стол, крымская
степь. Через 40 км расположен город Джанкой.
Знакомство с Крымом лучше всего начать с Перекопского перешейка.
Для того чтобы попасть на перешеек, надо от Джанкоя проехать в село Армянск,
расположенное в 85 км к северо-западу. Машина все время идет параллельно
железной дороге. На 40-м км расположено большое село и железнодорожная станция
Воинка, далее село Ишунь, районный центр Красно-Перекопск, вблизи которого
находится химический завод, перерабатывающий рапу перекопских соленых озер, и
наконец Армянск.
Немного севернее Армянска через перешеек тянется Перекопский ров и вал.
Осмотрев ров и вал и памятники, запечатлевшие славные победы советских воинов
над врангелевцами в 1920 г. и над фашистскими захватчиками в 1944 г., можно
возвратиться по прежней дороге до Ишуни, откуда до Евпатории около 100 км на юг
по грейдерной дороге. Примерно в 60 км от Ишуни машина минует село Новоселовское.
Путь в Евпаторию через Джанкой и Симферополь более длинен - около 240 км, но
проходит по асфальтированному шоссе.
Маршрут № 2 (кольцевой). Евпатория - Симферополь - Бахчисарай - Ай-Петри -
Ялта -Алушта - Симферополь - Евпатория. Протяженность около 350 км.
По данному маршруту обычно отправляются на автобусах отдыхающие и курортники,
лечащиеся в здравницах Евпатории и Сак. Вся поездка длится два дня с одной
ночевкой в Ялте. Этот же маршрут рекомендуется владельцам автомашин, избравшим
местом отдыха Евпаторию.
От Евпатории идет асфальтированное шоссе. На 20-м км оно минует город Саки. На
56-м км вправо отходит дорога в Симферопольский аэропорт. На 64-м км лежит
Симферополь.
В Бахчисарай выезжают в юго-западном направлении по ул. Севастопольской. Шоссе
все время идет параллельно железнодорожной линии Москва - Севастополь и на 17-м
км входит в Альминскую долину, утопающую в фруктовых садах.
Миновав долину, машина снова выходит на открытое пространство и на 31-м км
подходит к автостанции Бахчисарай. Чтобы попасть в город, надо свернуть влево за
здание автостанции и проехать еще 2 км.
В Бахчисарае делают остановку для того, чтобы осмотреть историко-археологический
музей, а затем пещерный город Фуллы.
Из Бахчисарая выехать на Севастопольское шоссе. На 36-м км машина вступает в
Качинскую долину. Справа у дороги помологический рассадник Всесоюзного института
растениеводства. На 39-м км развилка со скульптурой в честь советских
воинов-освободителей Крыма. Ехать надо влево (направо - в Севастополь). На 6-м
км от развилки начинается живописная Бельбекская долина с фруктовыми садами. Над
дорогой поднимаются отвесные кручи скал. На 7-м км село Танковое, сразу за селом
слева в обрывах скал известные Сюреньские гроты - место обитания доисторического
человека. На 12-м км село Куйбышево - центр Куйбышевского района. Миновав
несколько сел и Соколинскую турбазу ТЭУ (на 22-м км), машина подходит к селу
Соколиному. Если дело идет к вечеру, следует заночевать.
От села Соколиного дорога начинает сильно петлять, машина все время идет на
подъем. Выйдя на Ай-Петринское нагорье, машина подходит к турбазе Ай-Петри.
Рядом с турбазой находится метеостанция и скала Шишко, откуда с высоты около
1200 м открывается панорама Южного берега; у дороги - памятник погибшим
партизанам.
С Ай-Петри шоссе спускается петлями, водителям надо быть внимательными на
поворотах. На южном склоне гор начинаются сосновые леса. На 65-м км в стороне от
дороги (150 м) находится красивый водопад Учан-су. На 72-м км Бахчисарайское
шоссе сливается с шоссе Ялта-Севастополь; до Ялты остается 3 км.
Переночевав в Ялте, выезжают в Симеиз по нижней дороге и осматривают лежащие по
пути Ливадию, Ласточкино гнездо, Мисхор, Алупку и музей в Алупкинском дворце,
Симеиз. Возвращаться в Ялту-по верхней дороге мимо Кореиза и Гаспры. Весь путь
составляет свыше 40 км.
Осмотрев достопримечательности и музеи Ялты, выехать в Никитский ботанический
сад- поворот вправо на 7-м км Симферопольского шоссе. От Никитского сада ехать в
сторону Алушты и периодически делать остановки на площадках, с которых
открываются виды на Гурзуф, Артек, Медведь-гору, курорты Карасан и Кучук-Ламбат.
На 45-м км - Алушта, от которой до Симферополя 50 км. Дорога поднимается мимо
памятника "Кутузовский фонтан" (на 12-м км) на Ангарский перевал (762 м), откуда
спускается в долину Салгира. Миновав села Перевальное, Заречное, Доброе,
Пионерское и Лозовое и оставив справа Симферопольское водохранилище, машина
въезжает в Симферополь. Отсюда можно по прежнему пути ехать до Евпатории или
повернуть в сторону Восточного Крыма.
Маршрут № 3. Джанкой - Красногвардейское - Симферополь - Алушта - Ялта -
Симеиз - Байдарские ворота - Ялта - Ай-Петри - Соколиное - Симферополь.
Протяженность 400 км.
Из Джанкоя машина мчится по автостраде; на 13-м км - Тимирязеве, здесь
бензозаправочная станция (БЗС). На 26-м км встречается первое большое село -
районный центр Красногвардейское. В районе, который пробегает машина, колхозы
ведут преимущественно зерновое хозяйство, разводят фруктовые сады и
виноградники, занимаются животноводством. Интересующиеся сельским хозяйством
могут ознакомиться с передовым колхозом им. Молотова. В Красногвардейском есть
гостиница.
В Симферополе автострада проходит по ул. Средней и Мичурина, в конце которой
находятся БЗС, ремонтная мастерская и дорожная гостиница.
От БЗС, проехав последний на автостраде красивый мост через Салгир, машина
выезжает на Ялтинское шоссе. Дорога идет по долине Салгира вначале мимо
Симферопольского водохранилища, затем мимо фруктовых садов, скрывающих русло
реки. Вдали виден Чатырдаг.
Миновав село Перевальное, машина поднимается на Ангарский перевал. На перевале
ресторан. Отсюда начинается спуск до Алушты. По пути на 38-м км "Кутузовский
фонтан", дальше - село Кутузовка. Все время перед глазами красивая гора Демерджи.
На склоне ее белеют домики села Лучистого.
В Алуште остановка на один день, чтобы совершить экскурсию по городу, осмотреть
Рабочий уголок.
От Алушты по шоссе снова подъем. Пройдя Кастельский перевал и ряд сел, дорога
начинает огибать Медведь-гору, у ее подножья расположены Всесоюзные пионерские
лагери "Артек", у самого моря находится Гурзуф. Дальше по пути надо заехать в
Никитский ботанический сад.
Осмотрев сад, выезжают на верхнее шоссе и продолжают путь в Ялту. По пути машина
минует санаторий "Сосняк", а за ним поселок Массандра, где находится управление
винкомбината "Массандра". На 95-м км - Ялта.
Из Ялты выезжают к Байдарским воротам. За Ливадией - развилка, украшенная
скульптурной группой. Влево дорога ведет в Алупку по нижнему шоссе, ехать надо
прямо по верхнему шоссе. Машина подъезжает к хребту горы Кошка, с восточной
стороны которой расположен Симеиз. На горе высятся башни Симеизского отделения
Крымской астрофизической обсерватории. За Кошкой видны село Голубой Залив,
санатории Кастрополь, "Мелас". Крупными петлями дороги машина поднимается к
Форосской скале. Здесь следует остановиться, чтобы полюбоваться видом санатория
"Форос", дорогой, сбегающей к морю. Еще несколько крутых виражей, и машина уже
на высоте 527 м у Байдарских ворот - перевальной точки дороги. Возвращаться тем
же путем, но возле обсерватории спуститься в Симеиз и ехать в Ялту по нижней
дороге, осматривая по пути Алупку, Мисхор, Ласточкино гнездо и Ливадию.
При желании туристы могут от Байдарских ворот спуститься в село
Орлиное (5 км), по грунтовой дороге на восток доехать до села Родниковского и с
помощью проводника осмотреть Скельскую сталактитовую пещеру.
Из Ялты ехать в Бахчисарай и Симферополь по маршруту № 2, но в обратном
направлении.
Маршрут № 4. Симферополь - Белогорск - Грушевка - Судак - Щебетовка -
Феодосия - Старый Крым - Симферополь. Протяженность около 275 км.
Из Симферополя выезжают по ул. Чкалова на Феодосийское шоссе. Миновав предместье
Сергеевку и ряд пригородных сел, машина на 8-м км подходит к птицесовхозу № 1.
Начинается спуск в долину реки Бештерек, затем снова идет подъем на небольшой
водораздел, за которым раскинулась обширная долина реки Зуи со многими
колхозными селениями. На 21-м км - районный центр Зуя. За ним лента дороги
пересекает поля зерновых и плантации эфиромасличных культур. Далеко справа
синеют горы.
На 22-м км у дороги стоит памятник жертвам немецко-фашистского террора,
неподалеку - эфиромасличный совхоз-завод "Крымская роза". Миновав села
Цветочное, Ароматное, машина на 42-м км подходит к городу Белогорску. Перед
въездом привлекает внимание обелиск, поставленный на месте встречи войск 4-го
Украинского фронта и Отдельной Приморской армии, освободивших Крым от
гитлеровских захватчиков в апреле 1944 г.
На 57-м км от Белогорска дорога вступает в долину речки Малой Карасевки. По
берегам ее раскинулось утопающее в садах село Богатое, а неподалеку от него село
Лечебное, известное своим минеральным источником.
На 70-м км начинается живописнейший спуск среди гор, скал и леса в долину реки
Индол к селу Тополевке, почти скрытому в зелени садов. Туристы могут здесь
осмотреть Крымскую зональную плодово-ягодную станцию им. Мичурина.
На 79-м км машина подходит к небольшой долине речки Салы, по склонам которой
прилепились домики села Грушевки. Здесь надо оставить Феодосийское шоссе и
свернуть вправо на дорогу в Судак, до которого 24 км.
Дорога в Судак очень живописна, ее обступают горы, поросшие лесом. По пути -
большое село Переваловка, а возле самого Судака идут ряды новых колхозных домов
села Дачного.
От Судака до Феодосии ведет шоссе. На 4-м км - развилка, здесь надо повернуть
вправо. Дорога проходит через большое село Лагерное и совхоз "Солнечная долина".
Далее машина огибает гору Эчкидаг и петлями спускается в долину речки Отузки,
занятую виноградниками совхоза "Коктебель". В долине раскинулось большое село
Щебетовка. Здесь рекомендуется сделать продолжительную остановку. Есть
гостиница.
В 6 км к югу, у самого моря находится Карадагская биологическая станция Академии
наук УССР. Туда из Щебетовки ведет хорошая дорога. Рекомендуется совершить
двухчасовую прогулку по Карадагу. Подъем - тропинкой от здания биологической
станции.
Шоссе на Феодосию огибает Карадаг с севера и подходит к селу Планерскому. Горы
кончаются, до самой Феодосии простирается холмистая равнина.
Из Феодосии туристы могут вернуться в Симферополь через Старый Крым и Грушевку.
Можно продолжить путь до Керчи (102 км), осмотреть достопримечательности города
и переправиться на Северный Кавказ через пролив.
Маршрут № 5. Алушта - Приветное - Морское - Судак - Щебетовка - Феодосия -
Керчь. Протяженность 250 км.
Шоссе на Судак (93 км) ответвляется от шоссе у въезда в Алушту со стороны
Симферополя и вначале проходит по ул. Красноармейской мимо турбазы. Во многих
местах дорога значительно удаляется от моря, но возле крупных береговых селений
снова выходит к берегу.
В 4 км от Алушты - "Судакские ворота" с видом на Судакские горы. Дальше внизу у
моря находится Семидворье, где ежегодно открываются летние пионерские лагери.
На 28-м км в долине реки Восточный Улу-Узень-большое село Малореченское. Отсюда
дорога идет вблизи моря до села Рыбачье. В горах над Малореченским видно село
Генеральское, вблизи которого находится водопад Джур-джур. Хорошо виден
обрывистый скалистый край нагорья Караби.
За Рыбачьим дорога удаляется от моря, пересекает долину Канака, в которой
находится заповедная роща редких деревьев - древовидного можжевельника и
терпентинного дерева. На 56-м км большое село Приветное. Шоссе снова выходит к
морю возле Пастушьей башни. До села Морского дорога проложена по самому берегу
моря и на 73-м км вступает в долину рек Шелен и Ворон. Места эти богаты садами и
виноградниками, видны колхозные селения с новыми домами. Выйдя из долины реки
Ворон, шоссе снова уходит далеко от моря по живописному ущелью на перевал, за
которым расположено село Веселое. Пройдя еще две небольшие долины, сплошь
покрытые виноградными плантациями, шоссе входит в Судакскую долину. Дальнейший
путь до Феодосии описан в маршруте № 4.
Дорога из Феодосии в Керчь пролегает по Керченскому полуострову, представляющему
собой всхолмленную степь со скудной растительностью. Часть шоссе асфальтирована.
Из Керчи можно вернуться в Феодосию и через Старый Крым и Белогорск ехать в
Симферополь или продолжить свое путешествие: переправившись с машиной через
Керченский пролив на кавказский берег.
Крым Краткий путеводитель-справочник
Симферополь, "Крымиздат", 1956
Подготовили М.Олинский, В.Шляпошников