Автомобильная аномалия
Юг Тульской
области. 300 километров от Москвы.
Никаких указателей на дороге.
Однако нам известна точная
подсказка: с Ефремовского шоссе
нужно сворачивать направо у первой
же импровизированной свалки мусора,
устроенной за околицей райцентра
Чернь. А там - по бетонным плитам, по
проселку... Выруливая между ухабами
и буграми, с трудом находя объезды
глубоких канав, оставленных на
грунтовке тракторами, мы невольно
задавались вопросом: да разве тут
можно на "Чайке" или на ЗиМе
проехать?
И все-таки,
как оказалось, - можно. Коллекционер
старых автомобилей Михаил Красинец
перевозил свои ретролимузины
именно по этой непролазной дороге,
ведущей в глухую деревушку
Черноусово, где и находится его
удивительная "автомобильная
аномалия". Места здесь
красивейшие. Речка Угодь петляет по
дну глубоченного оврага, а над ней,
наверху крутогора, раскинулись
огороды черноусовских жителей.
Определить, какой из них
принадлежит Красинцу, можно еще
издали: он пестреет бежевыми,
красными, белыми пятнами. Когда
приблизишься, обнаруживается, что
это не картошка с помидорами
произрастают, а стоят плотными
рядами автомобили старых марок.
- Я даже и
не знаю точно, сколько у меня сейчас
собрано машин, - улыбается хозяин
этого автомобильного "табуна".
- Около двухсот, наверное. Заветная
мечта Красинца - создать музей
советской автотехники 40-80-х годов.
Под эту мечту Михаил и строит свою
жизнь. Когда-то он работал на АЗЛК,
был механиком и пилотом в командах
гонщиков, вел секцию в ДОСААФ...
Потом забросил все "посторонние
заботы" и уже более 10 лет
занимается только любимым делом,
организовав клуб "Ретро-Москвич".
Первые
легковушки, взятые для коллекции,
ставил прямо на тротуаре под окнами
своей московской квартиры. Скопище
потрепанных колесных "ветеранов"
регулярно подвергалось
разрушительным набегам окрестных
пацанов - били стекла, корежили
двери, поджигали... Энтузиаст
безуспешно боролся с подобным
варварством год-другой-третий и, не
выдержав, решил скрыться подальше
от хулиганов. Продал столичную
жилплощадь и вместе с женой Мариной
перебрался в полуумершую деревню
Черноусово. Сюда же потихоньку
перегонял из Москвы свои
автомобильные раритеты.
- На одной машине еду, другую на
сцепке тащу. Так и мотался челноком.
Меня уже на Симферопольском шоссе
все сотрудники ГИБДД знают.
Случалось, даже помогали, когда
какой-нибудь из моих красавцев на
трассе "скисал"...
Возле
крыльца старого деревенского
домишки застыл шикарный "членовоз"
- "Чайка" ГАЗ-13. Неподалеку
вросли колесами в землю несколько
внушительных ЗиМов (ГАЗ-12). Вдоль
забора выстроились "двадцать
первые" "Волги" различных
модификаций. Напротив них - фара в
фару - стоят представители
многочисленного семейства "Побед"
разных лет выпуска. На другой
стороне экс-огорода - полновластие
"Москвичей". А по краю поля,
начинающегося сразу за деревенской
улицей, Красинец расставил полтора
десятка старых грузовиков. Среди
привезенных Михаилом в Черноусово
колесных экспонатов есть очень
редкие и даже уникальные образцы.
Вот, скажем, серая легковушка с
совершенно незнакомой "физиономией".
Оказывается, это так называемый
проект-355, один из опытных образцов
"Москвича", которые еще в 1971
году создали на АЗЛК, чтобы со
временем запустить производство на
смену популярной 412-й модели.
Смотрится машина вполне симпатично,
одна из запоминающихся деталей -
бесфорточные стекла дверей. Тогда,
в 70-е, предполагалось, что основную
часть узлов трансмиссии новой
малолитражки будут делать в рамках
так называемой социалистической
интеграции - на заводе "Чезет"
в Чехословакии. Однако "триста
пятьдесят пятый" на конвейер так
и не был поставлен - вместо него
погнали в серию "бронебойные"
"Москвичи-2140".
Экспериментальный образец "проекта-355"
долго хранился на АЗЛК, а потом
заводское начальство
распорядилось его отправить в
металлолом. К счастью, об этом узнал
Красинец, сумевший в итоге
заполучить раритет для своей
коллекции.
У
дощатого сарая притулился другой
автоуникум - "джип" "Москвич-415".
Выпуск таких внедорожников хотели
было наладить в 60-е годы, но дальше
опытных экземпляров тоже дело не
пошло. Из трех собранных тогда "москвичовских
джипов" Красинцу удалось добыть
один, да и у того отсутствует рама.
- Но ничего, - бодрится Михаил. - У
меня есть полный комплект чертежей
для "четыреста пятнадцатого".
По нему недостающую раму готовы
сделать на одном из тульских
заводов. Была реальная возможность
заполучить в коллекцию и еще один
вариант экспериментального "джипа"
- "Москвич-416" (он отличается от
открытого М-415 лишь наличием
жесткой металлической крыши).
Однако эту машину у меня
перехватили буквально из-под носа.
"Автостарьевщики"-коммерсанты
ее выкупили у хозяина и с хорошим
для себя "наваром" перепродали
за границу. Сейчас "четыреста
шестнадцатый" стоит в одной из
частных коллекций автомобильной
техники в Прибалтике...
Из числа редких автомобилей, которых теперь днем с огнем не сыщешь, у Михаила на огороде "прописан" еще "москвичонок"-кабриолет М-400-420 с откидным брезентовым верхом, выпущенный в 1949 году. Как утверждает Красинец, таких сохранилось не больше десятка. (Впрочем, редкость данной малолитражки не вызывает никакого уважения у местных пернатых: когда хозяин коллекции открыл капот, чтобы продемонстрировать гостям особенности двигателя старого "москвичонка", под "крышей" обнаружилось самое настоящее птичье гнездо!)
В списке
"элитной" части коллекции есть
и несколько легковушек-внедорожников:
редкий образец продукции
Горьковского завода ГАЗ-72 "Победа"-вездеход
с двумя ведущими осями;
полноприводные "Москвичи" -
седан М-410Н и универсал М-411, которые
были выпущены в конце 1950-х малыми
сериями ("четыреста десятых"
собрали 1035 штук, а "четыреста
одиннадцатых" - чуть больше
полутора тысяч). Одна из самых
больших проблем при восстановлении
этих советских "джипов" -
раздобыть для них родную "рубчатую"
резину увеличенного диаметра.
Михаилу иногда удается найти такие
покрышки в "анналах" ветеранов-автолюбителей.
Есть в
коллекции "Москвичи",
специально изготовленные на АЗЛК
мелкими партиями для безногих и
безруких инвалидов. Одну из этих
машин Красинец "пас" на
протяжении 24 лет, прежде чем сумел
заполучить в свое распоряжение.
Кроме того, Михаил притащил в
Черноусово и остатки старых
инвалидных мотоколясок, которые
собирали когда-то на заводе в
Серпухове. Четырехколесная С3А,
выпускавшаяся с 1958 по 1972 год,
увековечена в знаменитой
кинокомедии "Операция "Ы" (на
крошечной трескучей инвалидке лихо
раскатывали Моргунов с Никулиным и
Вициным). Еще большей редкостью
является трехколесная С1Л образца
1952 года, снабженная мотором от
мотоцикла "Москва". Этих
малюток уцелело всего три.
- Я ее случайно обнаружил в районе
подмосковного Пушкина выкинутой на
помойку возле каких-то
генеральских дач, - вспоминает
Михаил. Среди пригнанных в
Черноусово ЗиМов тоже есть "эксклюзивный"
экземпляр.
- Обратите внимание на его багажник. Видите, в отличие от других автомобилей этой модели, стоящих рядом, он крепится к корпусу мощными наружными петлями. Это верный признак того, что данный ЗиМ собирали как специализированную машину "скорой помощи" (такие автомобили имели даже особый заводской индекс - ГАЗ-12Б). Поскольку носилки с пострадавшими нужно было грузить именно через багажник, то его крышку снабжали более надежными петлями, чтобы они не подвели при частом открывании-закрывании. Внутри у ГАЗ-12Б имелась перегородка, отделявшая передние места от основного отсека, который помимо носилок был оборудован двумя откидными сиденьями. Медицинские ЗиМы выпускались небольшими партиями, практически все они позднее были списаны в металлолом, лишь немногим экс-"неотложкам" повезло уцелеть: после капитального ремонта их переоборудовали в обычные пассажирские машины.
Буквально
с первых же минут "погружения"
в автомобильную сокровищницу,
собранную на деревенском огороде,
обуревал сугубо
материалистический вопрос: сколько
же деньжищ на такую коллекцию
пришлось потратить? И откуда их
умудряется добывать черноусовский
энтузиаст? Нет, богатых
родственников у Михаила не имеется.
И россыпями фамильных бриллиантов
он не владеет. А на каждую
ретромашину для будущего музея
приходилось наскребать рубли "по
сусекам", в ущерб семейному
бюджету. Не раз случалось, что ради
получения денег, необходимых для
покупки какого-нибудь автораритета,
Красинец вынужден был браться за
ремонт чужой "тачки". А на
приобретение "Чайки"
неугомонный энтузиаст "ахнул"
часть суммы, вырученной от продажи
московской квартиры.
- Передо мной тогда стоял выбор: какой лимузин брать? После смерти одного старого коллекционера его наследники продавали аж четыре ЗиС-110. Однако три из них были вообще без документов, а четвертый - зарегистрирован в "заграничной" Одессе. В итоге я подумал-подумал и взял "Чайку" за 6000 долларов. Машина считается "из ранних", собрана в 1961 году. А вообще такие "членовозы" начали выпускать на ГАЗе в 1959-м. Чтобы "уесть" американцев, наши автозаводцы снабдили новый лимузин самыми современными наворотами - вроде электрического стеклоподъемника, например.
- Здесь, в Черноусове, находятся и автомобили, которые удалось раздобыть для коллекции моему главному помощнику по клубу "Ретро-Москвич" Сергею Ионесу, - уточняет Красинец. - Часть машин вообще даром досталась: некоторые автовладельцы, услышав про организацию музея, просто отдавали нам свои обветшавшие или битые "Москвичи", "Победы" - все равно ведь покупателя на этих "старичков" сейчас не найдешь, а для нашего дела даже такая "рухлядь" пригодится - на запчасти, например, при реставрации экспозиционных образцов техники. Как-то ехал в поезде, разговорился с соседом по купе, и он мне в конце концов отдал для коллекции Иж-комби, доставшийся ему от отца.
- А этот "Москвич-412" не так давно я пригнал из Зеленограда. "Вычислил" его по объявлению в газете и купил всего за 100 долларов. Машина очень интересная и редкая. Она из числа самых первых "четыреста двенадцатых", сошедших с конвейера еще в 1969 году. Кузов, фары, задние фонари - все, как у предыдущей 408-й модели сделано. Уже позднее внешний вид М-412 приобрел собственные индивидуальные черты. А когда забирал в Зеленограде этот "Москвичок", обнаружил, что на соседнюю свалку откуда-то притащили старенький ГАЗ-51 со специализированным кузовом для перевозки заключенных. Он теперь здесь, в Черноусове, стоит... Мы подошли к автозаку, заглянули в зарешеченные окошки. В передней части кузова отгорожен закуток для заключенных, там даже устроены нары в два яруса. А позади - отсек для конвоиров, где видны пять мягких кресел - словно в междугородном автобусе.
Одна из статей дохода, "подкармливающих" хозяина коллекции, - теле- и киносъемки. Среди четырехколесных "ветеранов" Красинца есть настоящие "звезды экрана". "Победа"-вездеход и несколько "четыреста первых" "москвичат" снимались в знаменитой ленте режиссера Германа "Хрусталев, машину!" "Волга"-такси "засветилась" в "Старых песнях о главном-2"... Осенью 2001-го Михаилу пришлось в спешном порядке "ставить на колеса" раритетный милицейский "воронок" ГАЗ-69 - ветеран понадобился для эпизода в картине "Охотники за черепами". А вот грузовой ЗиЛ попал в кадры известного американского фильма об истории советских моряков с подводной лодки "К-19".
- Ради такого случая пришлось специально перегонять машину из деревни в Москву. Конечно, талона о прохождении техосмотра у грузовика нет, и ехать на нем я вынужден был нелегально, однако повезло - ровным счетом одиннадцать постов ГИБДД по пути до места назначения миновал благополучно. А вот на обратном пути со съемочной площадки нарвался-таки на въедливого инспектора и лишился водительских "прав"...
Планов и задумок у Михаила - не на один десяток лет вперед: добрать коллекцию до полного комплекта (тщательные подсчеты дали Красинцу "рубежное" число - около 350 "моторов"); соорудить крытую площадку для размещения раритетной техники; отреставрировать автомобили и, кроме того, на основе нескольких серийных легковушек воссоздать не сохранившиеся их модификации: фургончики, кабриолеты, спортивные машины...
Все это в будущем. А пока - сочно зеленеют поля вокруг, в речушке Угодь безмятежно плещутся самые настоящие бобры. И стоят на деревенском огороде две сотни автомобилей.
Александр ДОБРОВОЛЬСКИЙ
Первоисточник этой найденой в Инете информации неизвестен. Фото с сайта gaz20.spb.ru. Если бы поставить над этим "музеем" крышу, или хотя бы покрыть стоянку гравием, чтоб не росла трава, от которой ржавеет нижняя часть кузовов - цены бы ему не было.
Главная страница История советских авто
Последнее обновление
06.01.2008. Другие
страницы могут быть новее.