К началу 1980-х расположенный в
благоприятной климатической зоне,
на берегу моря Севастополь
превратился фактически в курортный
город. За год через него проходило
до 1 миллиона "неорганизованных"
отдыхающих. Сейчас об этом можно
только мечтать! Но тогда
действовала планово-административная
экономика. Курортно-рекреационные
функции не были заложены в
программы развития городского
хозяйства. В результате сезонные
колебания численности населения
города-героя серьезно
дестабилизировали его
повседневную жизнь: очереди,
нехватка товаров в магазинах, давка
в общественном транспорте...
Осевшие в Севастополе
высокопоставленные военные в
отставке и запасе сохранили личные
связи в "коридорах власти". Они-то
и "нажали" на действующее
руководство флота. "Человеком,
который закрыл город" (название
популярного в 1983 году фильма о
пожаре в сочинской гостинице), стал
тогдашний командующий ЧФ адмирал
Калинин. Он воспользовался тем, что
по протоколу должен был встречать в
аэропорту прибывающего на отдых в
Крым генерального секретаря ЦК
КПСС Андропова. Искушенный
аппаратчик, Андропов (кстати, эта
поездка на полуостров оказалась
последней в его жизни) прямо не
ответил "да" на предложение
адмирала, дабы избежать личной
ответственности за непопулярное
решение. Он сказал, что в принципе
идея неплохая, но для ее реализации
следует заручиться
предварительным согласием, по
крайней мере, двух членов политбюро.
Энергичный комфлота вскоре нашел
таковых: министра обороны страны
Устинова и главу украинской
парторганизации Щербицкого. Как
говорится, "процесс пошел..." 15
июня следующего, 1984 года (уже после
ухода из жизни и Андропова, и
Устинова), на шоссе Симферополь-Севастополь
появился блокпост "Верхнесадовое".
Место для его дислокации выбирал
лично главком ВМФ СССР Горшков (спустя
год отправленный в отставку).
Установка блокпоста и практика
унизительных проверок документов в
электричках крайне возмутила
симферопольцев, да и остальных
крымчан.
После провозглашения независимости Украины и начала ее тяжбы с Россией вместо военно-морских патрулей на блокпосту встали наряды украинской милиции. Они задерживали российских "патриотов", спешивших в Севастополь для моральной поддержки моряков-черноморцев. Так, 6 июня 1992 года в город-герой не был впущен Жириновский, хотя у него имелся пропуск, выданные редакцией флотской газеты "Флаг Родины". Украинским ультранационалистам, напротив, давалась "зеленая улица". К примеру, 1 марта того же года в Севастополь без особых проблем въехал Степан Хмара с группой сторонников, которые провели в городе шумную акцию под лозунгами украинского ура-патриотизма. Только 1 декабря 1995 года по решению Кабмина Украины, возглавляемого тогда Евгением Марчуком, въезд в Севастополь был открыт. Это позволило хоть как-то оживить пошатнувшуюся экономику города. Сейчас на месте блокпоста благоустроенная АЗС. Так что приезжайте спокойно, никаких проблем не будет :) .
По материалам журнала "Остров Крым"
Замечу, это было далеко не первое "закрытие" Севастополя. Впервые его закрыли в 1916г, после взрыва на линкоре "Императрица Мария". После октябрьской революции запрет, естественно, не соблюдался, но как только советская власть укрепилась, город снова был закрыт вплоть до времён "Хрущёвской оттепели". С 1956 по 1984 г въезд в Севастополь был свободным, правда, не в весь. Балаклава, где находилась база подводных лодок, так и оставалась закрытой вплоть до 1996г.
Последнее обновление
29.04.2008. Другие
страницы могут быть новее.