Будни украинских военных автомобилистов
В армии должна быть дисциплина. Это аксиома такая. Во всех вопросах - даже в
автомобильном движении. Потому и была
кем-то когда-то придумана военная
автоинспекция - ВАИ. Ей подчиняются, ее
слушаются, вроде следуют всем ее
указаниям - НО! Никто ее не любит и не
уважает. Почему? Догадались? Да, именно
поэтому... Вот три примера -
соответственно, - В, А, И.
После известной трагедии с самолетом при
слове "ракета" или "Украинское ПВО" у
всех возникают совершенно определенные
негативные чувства. Но, поверьте, никто
не хотел этого, а от подобных
случайностей не застрахован ни один
человек, ну, разве только тот, кто
совсем ничего не делает. Несколько лет
подряд стреляли и с этого мыса и с
нескольких других достаточно много и
успешно.
В 99-м году и нашей ПВОшной бригаде
настала пора запустить парочку ракет по
беззащитным мишеням. Реально надо было
выставить два дивизиона. Понятно, что ни
в одном, даже полноштатном дивизионе
собрать хотя бы один "стреляющий" расчет
было нереально. Молодежь не знает - не
понимает, старики поразбежались...
Короче, ехала "сборная бригады по
сбиванию мишеней". Конец сентября. С
билетами до Феодосии понятно как.
Предвидя реальную возможность простоять
всю дорогу в тамбуре, я пошел к
зампотеху и напросился в автомобильную
колонну старшим машины техзамыкания.
Лучше КрАЗы в пути на обочине чинить,
чем задыхаться в плацкартном, вдвое
перегруженном вагоне.
Колонна состояла из пяти 255-х КрАЗов,
загруженных по самое не могу старшинским
имуществом - палатками, кроватями,
матрасами-одеялами и всякими вкусностями
- на всякий случай. (Не одна получка
ушла на подготовку!). На местный сервис
надежды не было. Плюс к каждому - прицеп
со всяким добром начальников служб.
Вооруженцы еще целый кунг натрамбовали
ЗИПа... Гэсээмщик умолял не сорвать
печать на 200-литровой бочке спирта...
Наш самый бывалый старшина загрузил даже
раскладной деревянный туалет - предмет
позднейшей дикой зависти остальных
неподготовленных подразделений. Опыт
жизни нас учит, что в условиях степной,
абсолютно плоской местности, как бы
далеко от лагеря ты не отошел, хоть на
два километра, все равно всем желающим
прекрасно видно, чем ты там
занимаешься... Нервным и нежным
личностям лучше туда не ездить.
Мне достался, естественно, самый убитый
КрАЗ, который в связи с тихоходностью и
был назначен в техзамыкание, чтобы не
сдерживать быстрый бег всей колонны.
Обычно к нашему приезду на привале уже
были накрыт стол и сварен дежурный
супчик из топорища. Смело вел нашу
колонну вперед сам зам. комбрига по
вооружению подполковник К. Однажды на
ночевке, когда водители спали, а старшие
машин охраняли колонну, не рассчитав
дозу, уснул наш кормчий на ящиках с
ЗИПом, протиснувшись под самый потолок
объемистого полуприцепа. Среди ночи все
были разбужены жуткими криками,
доносящимися из несчастного сарая на
колесах...
- Суки! Выпустите меня отсюда! Я
замкомандира бригады! Я вам, ...,
устрою!
Кунг шатался на своих резиновых колесах,
сотрясаясь от мощных ударов изнутри. Что
интересно, стучал он в переднюю,
противоположную от выхода стену...
Наслушавшись вдоволь криков-матов,
нашелся смелый, поросший мохом прапорюга,
который решил выпустить несчастного.
Посветил фонариком.
- Товарищ подполковник, выход здесь...
- Что, стенку разломали? А эту зачем
замуровали???
Ну, в общем, ехали весело. Ничего
по-крупному не сломалось, и слава Богу.
Главное, бочку со спиртом не начали...
"Державный полигон Чауда" представлял из
себя бывший дивизион, состоящий из
офицерского двухэтажного домика, пары
казарм и столовой. Еще был парк, явно
пристроенный совсем недавно, благо,
места в окружающей пустыне было
достаточно. А техники и народу нагнали
столько... В казарме спали в три яруса в
две смены. Прием пищи шел непрерывно.
Когда последние завтракали, первые уже
ждали обеда. Ну а все "неуспевания" за
счет сна, естественно. Готовилась
суперпоказушная стрельба всеми силами и
средствами ПВО СВ. Берег моря был утыкан
на протяжении многих километров
всевозможными пусковыми установками,
станциями обнаружения и наведения всех
марок и размеров. Никогда больше не
видел в одном месте столько П-40 и С-200.
Тихонько чесала небо П-18, подхалимничал
ПРВ-17... Мелькали сковородки СНР-рок.
Все усиленно настраивали аппаратуру, тем
более, что со своей техникой не приехал
никто. Всё наскребли в Крыму. Наши
трехсотки пригнали нам с Севастополя...
Мне как прикомандированному командиру
автовзвода - начальнику автослужбы
дивизиона и водителю-всего-на-свете
достался снятый с НЗ Газ-66 с кунгом
Р-125. С обязанностью возить на нем
командира бригады и всех подряд - куда
кому надо. Был газон вполне живой и
тягучий, и я неделю развлекался, доводя
его до ума. Наладил зарядку радийных
аккумуляторов от двигателя, повыводил
радио на динамики, понатыкал антенн...
Инструменты были взяты с собой, из дому,
конечно.
Самое смешное - надо было занять позицию
с ходу. Чтобы выглядело молодцевато...
Поэтому вышки заранее притянули,
насыпали вокруг них капониры и сделали
вид, что так и было. Маршалам-министрам
неинтересно знать, откуда за пять минут
взялись вышки в чистом поле. Две недели
мы катались по степи колонной Мазов,
тренируясь дружно выскакивать из
укрытий. Для полной красоты привезли
маскировочные сети ярко-зеленого цвета,
чтобы сделать наши укрытия как можно
более заметными на фоне светло-серой
выгоревшей земли. Только в последнюю
ночь привезли нормальные сети, и все
ночью наощупь "перемаскировались". Много
там было смешного и грустного, но за
неделю до дня "Ч" случилось нечто
экстраординарное. В МО в Киеве кто-то,
основательно почесав репу, придумал
неплохой повод прокатиться к теплому
морю за казенный счет. Как же так,
учения готовятся, множество техники,
автомобилей, и - никакого контроля за
этим автодвижением! Непорядок!
Со скоростью, достойной лучшего
применения, была сформирована
спецбригада ВАИ. Машин двадцать. Ниже
старшего прапорщика не было никого. В
основном - капитаны и майоры. На
новехеньких уазиках, разрисованных
как... ммм... о! петухи! С мигалками,
ревунами, визжалками, матюгальниками.
Понятно, что собрались там ребята, особо
приближенные к заветной ВАИшной
кормушке. (Когда я узнал, что ВАИшники
уже стали брать деньги за "отпущение
грехов", то стал их презирать еще
больше). Выкинув кое-кого попроще, даже
освободили для них в казарме целую
комнату(!) Как же, из самого Киева
приехали! Отгородили они себе сразу "штрафплощадку"
за парком, даже часовых, непонятно
откуда взятых, по углам поставили. С
автоматами и патронами - все
по-взрослому... И вот тут началось! В
голой степи с видимостью миллион на
миллион километров на каждом перекрестке
грунтовых дорог стояло по разукрашенному
уазику. Не знаю, кто и какую задачу им
ставил, но на второй день штрафплощадка
была забита под завязку, что составляло
добрую треть всего наличного
автотранспорта. Основную массу брали
сразу за воротами парка:
- Права, военный билет, путевой лист,
форма одежды, внешний вид... Так, машина
грязная, печать доподготовки не
соответствует марке машины, не стрижены
вы, товарищ водитель... В путевом листе
- исправления. Права ваши изымаются.
Путевой лист тоже. Машину - на
штрафплощадку. Вы, товарищ старший
машины, можете быть свободны.
Сырой ночной ветер с моря нагонял тучи и
тоску.
Подготовка к показушной стрельбе стала
резко тормозить. Доставить на позиции из
казармы еду, воду, ЗИП стало невозможно.
В степи в разных направлениях бродили
фигуры, увешанные термосами, вещмешками,
чайниками. Трехкилометровый путь до
позиций офицеры покрывали в среднем за
час. На все жалобы на произвол ВАИшников
начальство давало чертей тем же
пострадавшим - почему не подготовлены
машины. А как и когда их готовить, если
в шестнадцать ноль-ноль парк
закрывается. Почему? А вдруг кто-то
захочет в город в самоволку съездить...
Низзя...
На третий день немногочисленные
оставшиеся невыловленными бойцы-водители
стали резко "терять права".
- Нету прав... Не знаю... Украли,
наверное... Вчера были, а сегодня -
нету...
Кому ж охота отдать права, купленные
честно за сало и горилку, незнакомому
дяде, хоть бы и из Киева. Где их потом
искать и кто их будет искать... Да еще -
было б за что. А так украли - и все.
Малиновое солнце безразлично упало за
горизонт. Сизые тучи понеслись по небу.
Жизнь в "Державном полигоне"
остановилась полностью. Уже никто никуда
не едет. Хлебовозка и водовозка были
арестованы еще вчера. За неопрятный
внешний вид... Варить еду без воды никто
и не пытался. Все напитки мгновенно
исчезли из крохотного магазинчика.
Штрафплощадка разрослась почти до
размеров парка. Часовые прохаживались за
колючкой, с опаской поглядывая на толпу
водителей и младших офицеров, с горящими
глазами бродящих вокруг. Всем надо было
куда-то ехать... До дня "Ч" оставались
считанные дни. ВАИшники потихоньку
мотались на море, загорали, отдыхали...
Проблемы пэвэошников их не интересовали.
Ну, перестали ездить - нам-то что? В
народе появились желающие ночью
забраться в их комнату и всех
передушить... Все попытки вступить с
ними в переговоры были безуспешны.
- Наша задача - чтобы вы все здесь
соблюдали правила. Кто хотел, тот
готовился. Вон, целых три машины мы ж
отпустили. Так что надо было раньше
думать.
- У меня часть за тыщу кэмэ отсюда, что
я могу тут сделать?
- Привезите выписку из приказа по части
о расследовании ваших нарушений и
наказании виновных, тогда посмотрим...
- У нас стрельба через два дня, какая
выписка??? Мне обратно домой как машины
гнать?
- Гоните как хотите... За правами ваших
бойцов приезжайте в Киев... С
выпиской... Без выписки можете не
приезжать.
Каждый день прибывали по два-три
генерала на дорогих иномарках - со всех
возможных штабов и округов, посмотреть
как тут ребятки делают для них
карьеру... Но попробуй кому пожалуйся на
столичное ВАИ - тебя же
неподготовившимся дураком и назовут. А у
них вот служба такая. А счет уже идет на
часы...
Тут-то наше пэвэошное начальство,
наконец, поняло, что это уже не шутки.
Орать на подчиненных легко и просто, а
решить вопрос в МО - это вам не фунт
изюму. Ведь ВАИшников-то оттуда
прислали. Кому тут жаловаться? А сорвать
такие учения с наблюдателями со всего
мира из-за чьего-то идиотизма... Всему
ведь есть свое время и свой предел.
Недаром говорят, что с нами воевать и не
надо. Просто объяви войну и жди. Мы сами
себя ... строевыми смотрами и
проверками, писаниной конспектов на
отражение каждой наземной атаки отдельно
и наклеиванием бирок на всё, что можно и
нельзя.
Обстановка накалялась с каждой минутой.
Из окна командирской комнаты на втором
этаже валил дым. От непрерывного курения
наши генералы и полковники посерели и
почернели. Вопрос был один. Кто? Кто
наберется смелости позвонить в Киев? Кто
рискнет карьерой? Ведь очень легко можно
тут же сразу стать виноватым... С
соответствующими выводами... Тут
министры слетают как птички, а уж
генералы... Молчание нарушил немолодой,
лысый, побитый молью полковник с
какого-то корпуса, помнивший МО еще
курсантом...
- Ладно, мужики... Будьте здесь. Так,
батарейка в мобильнике не села... Дайте
сигарету... Пойду на чердак, оттуда
лучше связь. Есть у меня один номерок...
Клялся, что никогда его не наберу. Но
раз такое дело.. Кто-то же должен... За
други своя... Мне-то уже...
Через два часа часовые на штрафплощадке
исчезли, ворота раскрылись настежь,
быстрые уазики летели, поднимая пыль, со
стороны моря. На столе в штабе сами по
себе появились две увесистые тугие пачки
прав, военных билетов и путевок. К
вечеру от киевлян не осталось и духу...
Кому надо, мораль придумайте сами...
Главная страница Тайны Крыма ХХ века Обсудить на форуме
Последнее обновление
09.09.2009. Другие
страницы могут быть новее.