Десятилетия вдвоём в центре Арабатки
На картах Арабатской стрелки примерно посередине обозначено "Урочище Рожкова". Сейчас оно безлюдно. Но ещё недавно там, отрезанные от всего мира, без электричества и прочих благ цивилизации жило две сестры, по фамилии также Рожковы. В Инете много отчётов велосипедистов и других покорителей стрелки, датированых девяностыми годами прошлого века, в которых упоминается о встречах с ними. "Набрали воды", "собака во дворе" - вот что в основном осталось в памяти всемирной паутины. А какова же была судьба этих женщин? Только недавно на страницах форума "Туризм в Крыму" travel.org.ua появилась подробная информация от tavr09.
В году этак 1990, затеяло мое семейство, во главе со мной, посетить родную тещу,
жившую в то время в славном городе Геническе. Способ был выбран немного
оригинальный, но вполне приемлемый для туристической семьи, пройтись к ней
пешком со стороны Крыма по Арабатке. Сказано - сделано. Так вот, почти
на середине стрелки, в том месте, где на старых картах
обозначен хутор Рожково, не доходя километров пяти до
затопленных песчаных карьеров и состоялась эта встреча.
Возле дороги я увидел почти новый вагончик, который обычно
используют строители под бытовку и вросший в песок дом,
классическую мазанку коими столь богата херсонская земля,
только очень низкую. Дверь дома было открыта и на пороге,
который был ниже уровня земли, сидела очень старенькая
женщина, приветливо улыбающаяся моему семейству. Именно эта
улыбка и побудила меня подойти и познакомиться. К сожалению,
за давностью лет я не могу вспомнить ее имени, но разговор
словоохотливой старушки явно соскучившейся по общению, хоть
сбивчивый и невнятный, постараюсь воспроизвести.
До войны здесь была рыбацкая артель колхоза, который
расположен на другой стороне Сиваша. Артель ловила рыбу в
Азовском море и, перегрузив на лодки, стоявшие на берегу
Сиваша отвозили улов, как выразилась старушка «на материк».
Тогда, до 1941 года, их мужья ловили рыбу, а они вели
небольшое хозяйство да готовили рыбакам еду. С поздней осени и
до весны стан снимался и все жили в колхозе на крымской
земле. После войны три женщины-вдовы переселились сюда на
постоянное жительство. Некоторое время рыбацкий стан работал,
но с развитием автотранспорта возить улов машиной в Феодосию
стало выгоднее, чем перегружать на лодки, везти через Сиваш и
только потом отправлять в город. Артель переехала ближе к
началу Арабатской стрелки, это в пяти километрах к северу от
поселка Соляное, где она и существует и посей час (что-то не видел там её -
Н.Ф.). Старушки, к
тому времени уже пенсионеры, не захотели уезжать и остались
жить здесь. Держали большое хозяйство, несколько коров, быка,
коз, кроликов и курей. Сплавать на лодке в колхоз за пенсией и
купить муку и другие нужные в хозяйстве товары, крепким в те
времена женщинам не составляло труда. Со временем, когда
здоровье ухудшилось, им настойчиво предлагали переселиться на
материк, но привыкшие к своему одиночеству вдовы отказывались
это сделать. Старенькая мазанка требовала капитального
ремонта, колхоз привез и поставил для них вагончик. Однако
переселиться в него они категорически отказались, поскольку
летом температура внутри под жарким солнцем Арабатки была явно
неприемлемая для жизни, хотя в мазанке, замечу я, во время
разговора было весьма комфортно. К тому времени как состоялась
эта встреча, женщин было уже две. Третью они похоронили в году
этак 85, да и вторая сильно хворала и к разговору не вышла к
дверям. Хозяйство сильно подсократилось, одна корова, коза да
пара кроликов. Старушка сказала, что колхоз их не забывает,
привозит продукты, которые закупает на их пенсию и даже
вывозит на религиозные праздники в церковь, что открылась в
Соляном (также не видел там церкви. Да и зачем она на несколько десятков
дворов, тем более во времена СССР - Н.Ф.). А так конечно людей видят мало, фермер поселившийся
километрах в трех от их дома, наше семейство да группа
велосипедистов из Прибалтики, вот и все ее собеседники за
месяц.
А вот что поразило меня больше всего так это глаза этой
старушки, они были полны оптимизма. И это посреди Арабатской
стрелки, где нет даже кустов, не говоря о деревьях, под
палящим солнцем летом и промозглыми ветрами зимой, без
электричества, с колодцем-копанкой который дает не больше
ведра солоноватой воды в сутки она, эта старушка, была
счастлива.
Я уходил в смешанных чувствах, сильно жалея, что не взял в
поход фотоаппарат, дабы запечатлеть эту встречу. Уже после
2000 года я проезжал в тех местах. Вагончика не было, а
мазанка с провалившейся крышей, имела явно не жилой вид. Так
что, как закончилась жизненная эпопея этих неординарных
старушек, я к сожалению не знаю...
А вот дополнение из того же источника от еее:
Могу еще дополнить. По рассказам велосипедистов на рубеже 80-90-х, сестры жили скотоводством, вернее разведением говядины. Стадо одичавших коров привыкло к соленой воде и беспризорно паслось в округе. В конце сезона к ним приезжали заготовщики и за бартер отстреливали часть поголовья. Больше всего из рассказов поразило то, что у женщин в кладовой хранилось много сушеной осетрины для… использования вместо дров зимой!
Встречал информацию, что обе старушки умерли на рубеже тысячелетий. А точное время и обстоятельства смерти так и остались неизвестными.
Главная страница Тайны Крыма ХХ века
Последнее обновление
18.05.2010. Другие
страницы могут быть новее.