История строительства дорог на ЮБК
До присоединения Крыма к России дорог на южный берег Крыма из степной части полуострова практически не было - татары и предшествующие народы пользовались вьючными тропами. Лишь в двадцатые годы девятнадцатого века в связи с развитием хозяйственных связей началось строительство дороги из административного центра Симферополя на южный берег.
Долгое время это был почтовый тракт. В честь окончания его строительства в 1826г установлен первый в Крыму памятник. Сначала он был у самой дороги, но в 1930-х годах она из-за значительной крутизны подъема в этом месте была перенесена, и памятник, оставшийся в стороне, оказался заброшенным. Сейчас на него можно посмотреть, пройдя по тропе несколько сот метров к востоку от автостоянки, расположенной у поста ДАИ на перевале.
Памятный обелиск высотой около 12 метров стоит на небольшой поляне в лесу. Его
известняковые плиты несут следы времени: царапины, пулевые отметины,
каверны выветривания, автографы на разных языках и т. п. В стороне среди
деревьев и кустарников едва прослеживаются отрезки старой дороги с
отдельными ограждающими столбиками.
Долгие годы на памятнике отсутствовала доска с надписью, кем и в честь
кого он поставлен, что вызывало у туристов различные толки. В путеводителе
по Крыму М. Сосногоровой, изданном в 1874 году, читаем: "На обелиске
находится следующая надпись: "По велению императора Александра I, дорога
сия от Симферополя до Алушты через хребет Яйла начата с 1824 года,
устроена в царствование императора Николая I, в 1826 году, при
новороссийском и бессарабском генерал-губернаторе графе Воронцове,
гражданском губернаторе Нарышкине подполковником Шипиловым".
Как видите, в этой надписи не были упомянуты имена истинных строителей
дороги.
В 70-х годах ХХ века на обелиске укреплена доска, надпись на которой гласит, что
он сооружен в честь строителей первой шоссейной дороги от Симферополя
до Алушты. А проложили ее солдаты вторых батальонов Козловского и Нашенбургского пехотных полков под руководством военного инженера
подполковника Шипилова.
Это памятник простым русским солдатам, которые, вгрызаясь киркой и
лопатой в твердую скальную породу, с неимоверными трудностями построили
сложное по тем временам инженерное сооружение. Дорога пролегла западнее
древнего пути и просуществовала более ста лет.
Лишь в 30-х годах ХХ века началась её коренная перестройка.
За пять лет, с 1935 по 1940 год, дорога была полностью реконструирована, а
полотно покрыто асфальтом.
Но прошли годы, и она уже не справлялась с потоком машин, скорость
и грузоподъемность которых значительно увеличились. Кроме того,
большинство пассажиров с трудом выносило петлеобразные крутые
повороты, встречающиеся на каждом километре. А главное, на ЮБК расположились
правительственные дачи, в которых любило отдыхать высшее начальство.
В конце 50-х было начато строительство новой трёхполосной дороги от Симферополя до
Алушты - горной троллейбусной трассы. Всего за год строителями был выполнен огромный объем работ
- перемещено
более 5 миллионов кубометров грунта, срезано около 300 крутых поворотов,
возведены подпорные стены.
Полотно
дороги было расширено вдвое. На рубеже 60-х началось регулярное движение от
Симферополя до Алушты. На многих участках дорога пролегла по новым направлениям.
В этих местах старая дорога видна в виде узких асфальтовых ответвлений,
например, к турбазе "Ангарский перевал". Привожу карту района перевала, где
участки старой дороги обозначены жёлтым цветом. Но в большинстве мест проезд по
ним сейчас уже закрыт. Заметим,
что на старой дороге в районе Верхней Кутузовки в 1966г, т.е. когда новая дорога
уже была, снимались сцены погони из известного фильма Гайдая "Кавказская
пленница". В этом же районе во время строительства трёхполоски
был реконструирован памятник "Кутузовский фонтан", расположенный на месте
сражения русских войск под командованием Кутузова с турецким десантом в XVIII веке. Вот
только фонтаном он стал числиться только номинально - строители подрезали
водоносные горизонты, и родник, питавший ранее фонтан, иссяк.
Что касается дороги от Алушты до Ялты, то её первый вариант был построен в 1837г, а современный - в 1961-м.
Почти одновременно с дорогой из Симферополя на ЮБК, в 30-х годах ХIХ века, началось и строительство дороги Белогорск (Карасубазар) - Приветное (Ускут), хотя она, конечно, имела куда меньшее значение. И судьба её была другой - начиная с отметки в нескольких километрах за Красносёловкой и вплоть до выхода на приморскую равнину она за почти 200 лет мало изменилась. Вот как описывает путешествие по ней в 20-х годах прошлого века геолог А. Крубер (очевидно, имеется ввиду спуск с перевала в сторону Приветного): "Дорога, делая многочисленные петли, лепится по карнизу обрывистого ущелья, и необходимо всё умение возницы, чтобы тяжёлая мажара на повороте не свалилась в бездну. С замиранием сердца смотришь, как она несётся прямо к пропасти, и невольно спрашиваешь: куда же дальше? Внезапный поворот, и перед глазами открывается новая петля дороги."
При СССР за дорогой кое-как следили - расширили и заасфальтировали сравнительно ровный участок до Красносёловки и ещё несколько километров дальше, проложили водоотводные трубы при пересечениях с балками, установили кое-где ограждения из железобетонных блоков, регулярно подсыпали щебень... Теперь ограничиваются установкой знаков, запрещающих движение. Хотя местные и любители лёгкого экстрима (в том числе автор этих строк) всё равно ездят. Подробности о моих поездках, например, в отчёте-2000.
Третья дорога, которую хочу упомянуть, это Бахчисарай-Ялта, точнее, её участок от Соколиного (Коккозки) до Ялты. Она строилась с 1865 по 1894г военно-сапёрными батальонами под руководством инженер-полковника Шишко (в его честь названа скала в месте выхода дороги с Южного склона на яйлу, сейчас на ней смотровая площадка). Особенно трудным был участок от 17 до 22км со стороны Ялты, где уклон достигает 60-80 градусов. Этот участок представляет наибольшие трудности, теперь уже для водителей, и в наши дни. Осенью 1941г он был взорван партизанами и восстановлен уже после войны.
В честь окончания строительства дороги в 1894г на скале Пендикюль построена смотровая площадка -Серебрянная Беседка, откуда открывается прекрасный вид на Ялту.
Со времён строительства дорога лишь немного расширена и покрыта асфальтом. В последнее время поток транспорта по ней резко возрос, что требует от водителей большого внимания. Если не стоит цель полюбоваться красивыми видами, быстрее и безопаснее доехать из Бахчисарая в Ялту через Красный Мак - Терновку - Форос, оставляя в стороне Севастополь. Кроме того, дорога часто бывает закрыта из-за оползней, а также в зимнее время.
А вот история строительства Романовской дороги, из Ялты до Косьмо - Дамиановского монастыря в горах Крыма, по материалам www.2000.net.ua
История возникновения Романовской дороги в Крыму начинается
задолго до ее создания. Весь уклад жизни императорской семьи вел к тому, что не
построить эту дорогу просто не могли. Союз Романовых с Крымом предопределил
рождение прекрасной горной дороги, проходящей мимо самых высоких вершин Крыма.
Дороги, являющейся излюбленным местом отдыха летних облаков и тяжелых,
наполненных дождем и снегом, свинцовых осенне-зимних туч.
После Крымской войны в 1857г при источнике Косьмы и Дамиана, вода которого с
давних времен считалась исцеляющей от всех болезней, создается
Косьмо-Дамиановский монастырь. А в начале 1880-х гг. в 60-70 саженях от
монастыря по приказу императора Александра III - набожного человека и большого
любителя охоты - был построен царский охотничий домик на 8 комнат: гостиная с
кабинетом, спальня, две комнаты для прислуги, буфетная и ванная. Вслед за царем
и его свитой монастырь и источник начинают посещать все больше людей. Здесь
создаются купальни для омовения в водах источника и гостиница для паломников.
В 1896г удельное ведомство объявило эту местность «собственным уделом охоты
царя». С 1910г к царскому домику, а значит и к монастырю, стали прокладывать
улучшенные грунтовые дороги от Ялты, Алушты и важнейших охотничьих мест. По
примеру деда и отца сюда неоднократно приезжал Николай II. Он посещал как
охотничьи угодья, так и Косьмо-Дамиановский монастырь. Последняя российская
царица - Александра Федоровна, надеясь на чудо, облюбовала целебный источник для
лечения больного гемофилией царевича Алексея. Однако проезд из имения «Ливадия»
за Ялтой до монастыря через Алушту был довольно долог и обременителен.
В эти же годы лесничий Южнобережского лесничества А. Ф. Скоробогатый инициирует
постройку дороги из Массандры на Никитскую яйлу с целью ее облесения.
К постройке приступили в 1910г. В этом же году был закончен участок дороги от
ворот лесничества до Грушевой поляны протяженностью 3 версты. В 1911г соорудили
следующие 3 версты дороги, и в 1912г было открыто движение до Красного Камня.
Строительство этой дороги открывало перспективы для последующего, более
грандиозного, проекта: сократить путь императорской семьи к монастырю и царскому
домику, минуя Алушту, напрямик через Никитскую яйлу!
В конце 1911г министерство императорского двора предложило лесному ведомству
взять в свои руки сооружение шоссейной дороги, пригодной для автомобильного
движения от Красного Камня до царского охотничьего домика, и вопрос был решен
положительно. При проектировании направления дороги приняли во внимание
экономические интересы местности и лесного хозяйства, а также то, что дорога
будет сооружена в самый короткий срок.
В постройке горной дороги были заинтересованы все участники соглашения.
Министерству императорского двора она была нужна как кратчайшее и наиболее
удобное сообщение имения «Ливадия» с районом царской охоты, расположенным в
верховьях Альмы. Лесному департаменту - для ухода за лесными массивами
Султанской и Бешуйской казенных лесных дач и вывоза оттуда продукции для нужд
губернии.
Строительство началось в первых числах мая 1912г вслед за утверждением
окончательного проекта еще по последним остаткам снега.
Почти на всем протяжении дороги попадались скалистые, каменистые и щебенистые
грунты, сильно затруднявшие разработку. На крутых склонах приходилось во многих
местах срезать большие участки земли или устраивать подпорные стены, камень для
которых находился поблизости. В отдельных случаях пригодный камень привозили за
несколько верст на лошадях и вьючных ослах.
23 октября 1913г (по старому стилю) с первым проездом Николая II от начального
пункта в Южнобережском лесничестве до конечного - царского охотничьего дома -
Романовская дорога открыта для сквозного проезда. А уже к апрелю 1914г были
телефонизированы царский охотничий домик, монастырь, казармы Бешуйского
лесничества, казенные дома Алабач и Красный Камень.
Несколько позднее устроена сеть подъездных дорог к Романовскому шоссе.
Романовская дорога, причудливо петляя, заползает от
Массандры по горным склонам сквозь вековые сосновые леса, мимо ущелья Уч-Кош
(где даже летом внизу ущелья можно увидеть снег), к кордону «Красный Камень»
(название от моха красного оттенка, растущего на камнях) - оттуда открывается
потрясающая панорама Ялтинского амфитеатра. Стелется по Никитской Яйле, минует
самый высокий в Крыму Никитский перевал, пролегает
неподалеку от Беседки ветров, парящей над Гурзуфской долиной, и огибает самую
высокую вершину Крыма - гору Роман-Кош (1545 м над уровнем моря). За Чучельским перевалом
дорога стремительным серпантином сбегает вниз к Косьмо-Дамиановскому монастырю.
О том, с какой основательностью и тщательностью сооружена эта дорога,
свидетельствует хотя бы тот факт, что долгие годы она была пригодна для
автотранспорта и ни разу до 1957г не ремонтировалась. Вероятно, именно в этом
году на ней было сделано асфальтовое покрытие - Хрущёв, в отличие от Сталина,
любил отдыхать на ЮБК, а охотиться в заповеднике. 4 ноября 2008г (по новому
стилю) дороге исполнилось 95 лет.
Главная страница Тайны Крыма ХХ века Карта автодорог Крыма 1945г (710К)
Последнее обновление
11.11.2010. Другие
страницы могут быть новее.