Аэродромы в Крыму

Опыт автомобилиста по отдыху в Крыму

Первые аэродромы в Крыму появились ещё до первой мировой войны. А затем эти сооружения, преимущественно военного назначения, стали плодиться, как грибы. Этому способствовали благоприятные погодные условия Крыма и его географическое положение. К Великой Отечественной войне их было уже несколько десятков, Крым даже называли "непотопляемым авианосцем". После войны развитие авиации потребовало длинных бетонных взлётно-посадочных полос. Это вынудило сократить количество аэродромов, зато увеличить их размеры. Массовыми стали пассажирские авиаперевозки. В числе пассажиров были и руководители СССР, что благоприятно влияло на развитие аэродромного хозяйства. Более того, в Крыму построили запасную посадочную полосу для космического корабля многоразового использования "Буран". С переходом под юрисдикцию Украины крымское воздушное пространство в значительной мере опустело, соответственно оказались заброшенными и ряд "причалов".

Что же теперь осталось от былого великолепия? Вот пост Kopitan'а из форума "Отдых в Крыму" от 02-03-08:

+++++++++++++++

По мотивам велопохода в конце октября прошлого года по маршруту Джанкой - Севастополь.

Кача

От Джанкоя доехали до Бакальской косы, далее по береговой линии. Что поразило - на таком коротком расстоянии такое количество аэродромов двойного или просто военного назначения.
1. Мирный - проехать не удалось т.к потеряли время в безуспешной попытке договориться о переправе через Донузлав. Но судя по фотографиям с maps.google.ru, объект интересный.

Бельбек

2. Евпатория - небольшой и практически нелетающий, но покрытие нормальное.
3. Федоровка под Саками - комплекс тренировки летчиков палубной авиации, проехали по взлетке как по собственному огороду - ни одного человека, но все ухожено и похоже в рабочем состоянии.
4. Кача - въехали в гарнизон и далее на летное поле со стороны моря, никто не остановил, хотя был день полетов, а мы со своими великами на летчиков и тех. персонал походили мало. Понравилась собачья будка с надписью "комендант аэродрома". Покатались как по музею авиации "и это еще летает" и уехали через парадный въезд в режимный поселок.Симферополь
5. Любимовка, он же Бельбек - проехали мимо, только заехали к терминалу с надписью "Севастополь" и гостевому домику, куда подруливают спецборты.
6. Далее полоса на мысе Херсонес красивое расположение, и название романтичное...

+++++++++++++++++

Надо отметить, список далеко не полный. Есть ещё главный гражданский аэродром в Симферополе (там же посадочная полоса "Бурана") и второй "Заводское", военные в Гвардейском,  Кировском (испытательный центр ВВС Украины), Джанкое (судьба неизвестна), Октябрьском (заброшен), а также на напичканом полигонами Керченском полуострове. Тут про печальную судьбу одного из них. Заброшен и упоминаемый выше аэродром в Мирном, рядом с озером Донузлав.

Был ещё большой военный аэродром рядом с Крымом в Геническе. Сейчас его ВПП разобрали на бетонные плиты. Из них сделана, в частности, дорога от Геническа до Стрелкового на географически относящейся к Крыму територии.

Заметим, что Черноморскому Флоту России принадлежат только два аэродрома, в Каче и Гвардейском. А пассажирскими перевозками занимается главный Симферопольский и иногда Бельбек. На фото Бельбекского чуть южнее его село Фруктовое обходит обходит белая зигзагообразная полоска. Это автомобильная дорога "Кучмаштрассе", специально построенная для того, чтоб президент Украины по дороге на свою дачу на ЮБК сэкономил пару минут - другого трафика там практически нет. На фото Симферопольского широкая полоса предназначалась для приёма "Бурана". Видно, что автомобильная дорога на Евпаторию проходит под ней по тоннелю, хорошо известному всем ездившим там.

Когда-то был небольшой аэродром даже на Ай-Петри в районе "шаров". Про него рассказ здесь. Но сейчас там точно ничего не летает.

Аэропорт "Нижнегорский" в 2010. Фото С. Ткаченко, "Крымская правда"Кстати, в советское время в Крыму были грунтовые гражданские аэродромы для местных перевозок и сельскохозяйственной авиации в Нижнегорском, Керчи, Ленино, Золотом Поле, Кировском, Советском, Раздольном, Межводном и даже в Судаке. Они громко именовались "аэропортами". В основном из них летали на АН-2 с пассажирами в Симферополь на аэродром "Заводское". Билет на АН-2 (вместимость 12 пассажиров) из Нижнегорского до Симферополя стоил в 80-х годах 3 рубля. А до пустынного пляжа на Арабатской стрелке - 2 рубля. Столько же, сколько 5 литров бензина АИ-93, обед в дешёвой столовой и меньше, чем четвертушка водки... Говорят, был даже аэродром на косе Тузла, откуда выполнялись пассажирские рейсы в Керчь. Недолгое время в 60-х существовало "вертолётное такси" из Симферополя в Ялту на вертолётную площадку. Эта площадка хорошо видна с Ялтинской объездной и вроде бы цела и сейчас.

Главная страница   Тайны Крыма ХХ века

Rambler's Top100 Service
Последнее обновление 24.11.2010. Другие страницы могут быть новее.

Hosted by uCoz