Пожар на авианесущем крейсере "Москва"
Самой серьезной аварией в истории ПКР "Москва" стал пожар, вспыхнувший
2 февраля 1975 года. В 12.15, когда основная часть экипажа обедала, в помещении
носовых дизель-генераторов произошло короткое замыкание на распределительном
щите. Личного состава в отсеке не было, и огонь быстро распространился на
соседний кубрик № 3. Поскольку переборки на крейсере, за исключением
водонепроницаемых, изготавливались из алюминиево-магниевого сплава, они
мгновенно прогорали, и пожар охватывал все новые помещения. Очень быстро пламя
добралось до энергоотсека № 1, где работали вспомогательный котел и
турбогенератор - корабль обесточился. Ситуацию усугубляло то, что автономная
система пожаротушения в горящих отсеках была неисправна, пожарная магистраль без
электричества не работала, а запустить кормовой дизель-генератор из-за поломки
масляной системы не удалось. Командование корабля обратилось к оперативному
дежурному базы за срочной помощью. Примерно через час после начала пожара к
борту крейсера начали подходить пожарные катера, буксиры, спасательные суда
"Казбек", "Бештау", СС-21 и другие; на борт "Москвы" высадились 16
аварийно-спасательных групп. Поскольку очаг пожара все разрастался, во избежание
взрыва боезапаса пришлось сначала затопить погреба 57-мм снарядов, систем
постановки помех, а затем и погреба ЗРК "Шторм" (к счастью, ракет ПЛРК "Вихрь" с
ядерными зарядами в тот момент на корабле не было). Огонь заливали из шлангов
через люки верхней палубы, поэтому вскоре возникла новая угроза: на палубах выше
ватерлинии скопилось много воды, что создало угрозу опрокидывания корабля. По
приказу прибывшего на борт аварийного крейсера вице-адмирала В.А.Самойлова воду
с палуб начали немедленно перепускать в трюм, а тушение огня продолжать только
пеной. Локализовать пожар удалось лишь к 17.10, а полностью огонь был потушен в
19.15 - через 7 часов после возгорания. Три члена экипажа "Москвы" - мичман
Д.Н. Ткач, матросы Лукашев и Титов - погибли от угарного газа (есть версия, что
погибло 19 человек). Еще 26 человек
получили отравления (в том числе 11 - тяжелые), но остались живы.
По материалам http://forum.sevastopol.info/viewtopic.php?t=49646.
Заметим, что в 1997г крейсер был продан на металл и отбуксирован для разделки в Индию. Нынешний флагман Черноморского флота крейсер "Москва" к нему отношения не имеет, это переименованная "Слава".
Последнее обновление 10.10.2007. Другие страницы могут быть новее.