И еще один отчёт Александра Демина (июль – август 2004)
С большим опозданием отчитываюсь о прошлогодней поездке в Крым. Надеюсь информация будет полезна перед началом нового сезона.
Итак, на сей раз в силу разных организационных моментов в дорогу отправились двое - я и мой приятель. В день перед отъездом пришлось заменить корзину сцепления (машина ВАЗ-2101, 75 г.в.). Выехали из Львова 25 июля 2004 года. Стандартный маршрут через Тернополь, Хмельницкий, Винницу, Умань, Николаев, Херсон. За первый день прошли 900 км и заночевали под Николаевом на берегу Буга на Русской косе в палатке. Тут обычно ночуют любители порыбачить из Николаева. Города пройдены по окружным (кроме Николаева и Херсона). Утром на берегу лимана наблюдалась странная миграция туч каких-то мух, в прочем они были абсолютно безразличны к нашим особам.
26 июля. При въезде в Крым были разведены экологами на 25 гривен. Остановлен был ментом в очень похожей на даишную форму. Попытки сопротивляться привели к тому, что подошел настоящий даишник и забрав документы, отдал их зеленым человечкам. Пришлось мерять СО, которое ну конечно превысило все допустимые нормы. Был показан пункт в ПДД, где указано, что машина не может эксплуатироваться с такой неисправностью. Вобщем пришлось купить за указанную сумму талончик. Мне еще предлагали отрегулировать карбюратор, но я гордо отказался. За весь путь это был единственный побор. Пункт сбора курортного сбора был объехан по встречной полосе (на обратном пути там уже стояли дайцы, и такой маневр уже б не прошел).
Вопрос, стоит ли активно бороться с вымогателями, или лучше не тратить время и не нарушать душевное спокойствие - достаточно актуален.
После обеда успешно прибыли в уже знакомый нам автокемпинг в Любимовкке. За год там мало что изменилось, единственно что выросли цены - за человека теперь брали 15 гривен, 4 - за стоянку. Напомню, что кемпинг представляет собой в основном двухместные деревянные домики типа купе в поезде. Есть домики и получше, но за другие деньги. Из событий этого дня надо отметить еще то, что в Крыму оказалась проблема нормально заправиться. Путь от въезда в Крым до Севастополя был пройден на остатках бензина, а там заправились таким 92-м бензином, что машина неохотно ехала дальше. Интересно что на всем протяжении пути от Львова до Крыма никакого недостатка в бензине отмечено не было.
27 июля. Решено посетить древний город Эски-Кермен. Выезжаем из Любимовки в сторону Бахчисарая и сворачиваем с трассы в Верхнесадовом, проезжаем Фронтовое и за Холмовкой поворачиваем направо. Указателей, насколько я помню, нет, так что неплохо заранее запастись километровкой. Еще несколько километров по асфальту (местами убитому) и подъезжаем к шлагбауму. Заплатив за посещение города, а также за то, чтоб нам открыли шлагбаум, проезжаем несколько километров по долине и поднимаемся практически к главным воротам города. Город располагается на плато и представляет собой множество пещер, выдолбленных в скалах. Местами сохранились фундаменты домов, храма. Место, надо сказать, очень замечательное, прикольно полазить по скалам, хотя местами и захватывает дух от высоты. Возле шлагбаума можно нанять экскурсовода, который все расскажет и покажет. Мы же просто походили хвостиком за одной из экскурсий и краем уха послушали интересные вещи о городе. Еще один интересный момент заключался в том, что в городе планировали снимать фильм про войну в Афганистане (реж. Ф. Бондарчук, фильм "9-я рота"), и во время нашего визита декораторы с мосфильма строили декорации.
28 июля. Съездили в Севастополь, побывали в панораме, посвященной крымской войне. Впечатление так себе, но посмотреть можно.
28 июля - никуда не ездили, провалялись на пляже. Море очень чистое, на народу тоже хватает., хотя если пройти по берегу, можно найти сравнительно пустынные участки.
Сжатие двух дней в один - здесь у автора промашка
29 июля. Берем курс на Бахчисарай, и не доехав до него сворачиваем на дорогу Бахчисарай - Ялта. Дорога двухполосная, извилистая. Когда начались горы, пошли такие участки серпантина, что двигаться приходилось со скоростью 20-30 км\ч. По дороге посещаем большой крымский каньон. Вход платный, но если с деньгами совсем плохо, то можно обойти кассира. Машину пришлось оставить на обочине, а путь к ванне молодости проходит вдоль реки - не заблудитесь. Местами тропинка довольно труднопроходимая, так что идти лучше в нормальной обуви, а не, скажем, шлепанцах, тем более идти около двух километров. В конце пути находится ванна молодости, но вода в ней очень холодная, так что купаются в ней лишь самые закаленные. Тут же рядом торгуют разной снедью и вином, а также стоит чучело кабана для фотографирования с надписью "собака динго" :-) (для меня загадка, как это все туда каждый день затаскивают). Виды там надо сказать просто потрясные, отвесные скалы напоминают затерянный мир Конан Дойла. По другую сторону автодороги находится водопад Серебряные Струи, но в это время года он не особо смотрится. К водопаду нужно идти в гору минут двадцать, но второй раз деньги не берут (то-есть пропускают по билету от каньона, хотя опять-таки обойти не представляет особой сложности). Дальше по дороге серпантины стают еще круче, машин на дороге немного, но ехать приходится с большой осторожностью. Выехав на плато заворачиваем к верхней станции канатной дороги. Тут расположен большой базар-ярмарка, куча харчевен с татарскими блюдами, сувениры и т.п. Все дорого, за стоянку хотят денег (хотя мы из вредности оставили машину недалеко от сборщиков и прошлись пешком). Самое прикольное там - это вид на ЮБК. Погода была солнечная, и вид был просто потрясный. Из-за ограниченности по времени на зубцы Ай-Петри мы не полезли. Спуск к Ялте вообще что-то - тут и куча поворотов на 180 градусов, и куча маршруток с Ялты, и сумасшедшие водилы на встречу. Несмотря на все сложности если кто не ездил по этой дороге - рекомендую, впечатлений - море. Искупавшись на нашем любимом месте около местечка Санаторное возвращаемся в Любимовку.
30 июля. Целый день проводим в Любимовке. Часть времени уходит на то, чтоб загнать машину на яму и прикрутить глушитель - при замене корзины плохо затянули гайку и центральное крепление глушителя отвалилось. Кстати наличие нескольких оборудованных ям отличительная особенность кемпинга в Любимовке.
31 июля. Держим путь в Симферополь встречать поезд с друзьями из Львова. Покупаем в киоске карту города, без которой навигация по незнакомому городу крайне затруднительна. Поезд опоздал всего на 10 минут, и мы, уже вчетвером, набив багажник и салон вещами, двигаемся в сторону Феодосии. По пути отмечаю, что с бензином на трассе совсем плохо. Перед Феодосией поворачиваем в сторону ЮБК с намерением остановится в Коктебеле. Коктебель убивает нас количеством народа - большое пространство забито машинами и палатками, ни о какой либо тени речь не идет. Это нас не устраивает, но дело идет к вечеру и мы принимаем решение ехать в кемпинг за Солнечной Долиной (село Прибрежное), в котором останавливались в прошлом году. С прошлого года о нем у нас сохранились приятные воспоминания. Этот год нас надо сказать разочаровал. Море испортилось - в нем оказалось куча водорослей. Народу стало заметно больше. Пыль от проезжающих машин ужасная. Причем что интересно - по всему видно что многие приезжают туда из далека, на хороших машинах, с прицепами, с огромными палатками, газовыми баллонами, при этом антисанитария ужасная, туалеты - тихий ужас, вонь, пляж грязный. Что заставляет народ там тусоватся - для меня это осталось загадкой. Единственно что не изменилось - плата за место - 6 гривен за машину + 6 за палатку (в нашем случае за эту сумму стояло две палатки). Делать нечего, время позднее, пришлось на ночь оставаться. Правда в отличие от большинства мы поставили палатки не на пляже, а на отдельной отгороженной площадке. Во первых у моря места было мало, во вторых пыльно, в третих на этой площадке стояла бочка с водой, и в то время, когда все бегали за водой с канистрами и бутылками, мы пользовались водой как из водопровода. Еще один момент тот, что пол ночи по дороге ездили какие-то машины (скорей всего местные развлекались), и те кто стоял у дороги глотали пыль и по ночам.
1 августа. Решаем двигать дальше, собираем вещички и двигаем в сторону Судака. Не доезжая чуть до самого Судака на кольце сворачиваем в сторону мыса Меганом. Проехав несколько километров останавливаемся в кемпинге "Капсель". Кемпинг имеет на своей территории деревянные трехместные домики, площадки для машин с палатками, душ, бар с верандой (биллиард), какие-то карусели для детей.. Домики были почти все заняты, да и мы на них не рассчитывали. Стоянка машины и палаток на площадке плюс плата за 4 человека в сутки обходились нам что-то около 20 гривен. Питьевая вода была в бочке из под кваса, отдельно стояли рукомойники для умывания. Туалеты типа сортир "чистотой" и запахом убивали всяк входящего, но пожалуй это единственный существенный недостаток в Капселе. В баре можно заказать (но заранее) завтрак, обед и ужин. Народу в кемпенге было не мало, но в тоже время и не много - места хватало всем, более половины мест, отведенных для машин с палатками пустовали. Море чистое, пляж галечный, народ на пляже исключительно с автокемпинга. В целом кемпинг нам понравился. Недалеко от этого кемпинга на побережье есть еще и другие, но их условия мне не известны.
2 августа. Во второй половине дня выбираемся в Судак за продуктами. Совершаем прогулку по городу. Типичная курортная суета и бизнес. По возвращении в лагерь поднимается сильный ветер, где-то рядом проходит гроза. Ветер вырывает колышки палатки, приходится в нее затащить для балласта все канистры с водой, огнетушитель, а также использовать вес своего тела. К утру ветер стих.
3 августа. Едем в Судак осматривать судакскую крепость. Территория крепости довольно большая, много объектов, достойных внимания, красивейшие виды на море, Судак, дорогу к Новому Свету. Для тех кто посмелей прекрасная возможность полазить по скалам и стенам. На территории крепости устраивают рыцарские турниры, но мы к сожалению на них не попали. Добивает меня тот факт, что и тут за съемку на фото хотят денег (в конце-концов это ж не музей!). Снова прогуливаемся по городу, к вечеру начинается дождь. Прыгаем в машину и едем в лагерь. Уже при выезде из города ливень такой силы, что видимость метров сто. Несмотря на это двигаемся со скоростью 20-30 км/ч, так как дорога известна, а в лагере остались палатки с вещами. К тому моменту, когда мы наконец добрались лагеря, половина вещей в палатках уже плавала. Что можно закидываем в машину. Гроза стихла только к утру, а до этого времени пришлось четвером сидеть в машине и играть в карты :-). Утром машина была такая чистая…:-)
4 августа. Пол дня спим, просушиваем вещи и палатки. На поле, где расположен кемпинг, растет много полыни, и после грозы такой пьянящий аромат! После обеда едем в Новый Свет. Дорога туда очень извилистая и узкая, осторожность не помешает. Сам Новый Свет забит машинами и людьми, пляж маленький. Находим место для машины и отправляемся на прогулку по тропе Голицина. Вход конечно платный, но без билета цена падает вдвое! "Тропа" представляет собой дорожку, идущую вдоль берега по скалам. Для безопасности сделаны надежные перила. Вдоль тропы расположены грот Голицына и грот Шаляпина. Второй более интересен в плане необычного природного обьекта. Вообще виды просто потрясные - скалы, море, небо… а в море резвятся дельфины!!! Плюс тропа выходит в замечательный парк! Жалко у нас было мало времени, начинало темнеть - туда нужно ехать на целый день, гулять, купаться… Возвращаемся в Капсель.
5 августа. Собираем вещички и в путь. Мы с приятелем должны завтра выезжать во Львов, а наши гости еще планируют несколько дней пробыть в Крыму. Поэтому решено их завести в кемпинг в Любимовке - оттуда потом легче добраться до Симферополя, да и условия там получше. Выруливаем на прибрежное шоссе и направляемся к Алуште. Знакомая извилистая дорога до Алушты, после широкое шоссе до самого Севастополя. По дороге традиционно посещаем Ласточкино гнездо (как и в прошлом году за вход 2 гривны). Все те же лохотроны вдоль дорожки! Далее заезжаем выкупатся у Санаторнрго. К вечеру прибываем в Любимовку. Нас радуют новостью - по решению руководства менее чем на три дня в кемпинг не пускают. Что делать? Наши гости планируют здесь остаться на 4 дня и поэтому оформляются, берут пропуск на машину, заплатив за один день стоянки. Мы с приятелем же остаемся ночевать в соседнем домике "зайцами".
6 августа. Хорошего - по-немножку. Надо ехать домой - труба зовет. Прощаемся с друзьями и путь. Снова проезжаем Симферополь и далее на Херсон. На удивление много псевдо-экологов. Один раз нам махнули, но поздно. Остановили на месте предыдущего развода, но мы с довольным видом показали им их же талончик - нам пожелали счастливого пути :-) Под Николаевым начинается полоса дождя и до самой Умани едем с короткими перерывами по дождю. В Умани останавливаемся в гостинице (около 40 гривен за двоих в вагончике и машину на стоянке).
7 августа. Погода наладилась и после обеда мы уже дома!
Итоги поездки - пройдено около 2800 километров, потрачено на бензин, еду, экскурсии около 1800 гривен на двоих. Расход бензина в среднем составил около 8,5 л/100 км. Получено море удовольствия. Машина не подвела, буду надеятся на новые поездки.
Удачи!
Александр Дёмин
Комментарии мои - Николай Фаворов aka Гетман