'Учебный центр' на плато Чатырдага
На многих старых картах Крыма на Чатырдаге есть изображение объекта с надписью 'Учебный центр', на более современных - 'приют Точка' либо 'турбаза Оникс'. Ранее это был пункт обеспечения приземления аэрокосмического корабля 'Буран' в случае его посадки на запасной аэродром в Симферополе. Что же это такое сейчас? Слово AleXXу из форума 'Отдых в Крыму'.
...Отсутствие дров и небольшие запасы воды не позволяют поставить палатку прямо на плато. Решив, что дорога обязательно должна куда-нибудь вывести, мы идем уже при свете звезд и Луны. Дорога упирается в огороженную бетонным забором площадку. За распахнутыми воротами находится барак с одиноким фонарем и вспомогательные строения. В бараке обнаруживается дежурный по вахте, который предлагает нам переночевать в <номерах> или в палатке на территории, а также воспользоваться кухней и душем. Разбив палатку, мы идем в душ, а затем готовим ужин на настоящей плите. Фишкой ужина становится большой, спелый и сочный арбуз, который мы тащили с собой от самого Заречного. Поговорили с дежурным - оказалось, что так называемая <точка> была построена специально для слежения за <Бураном>, тем самым, который летал в космос и на который возлагались большие надежды, рухнувшие вместе с <перестройкой>. Раньше объект был очень секретным, а теперь используется в качестве привала. Действительно, после длительных переходов очень приятно погреться в душе, приготовить покушать с использованием не только котелка, но и сковородок, терок и прочих <излишеств>. Также на <точке> можно заказать сауну (у нас не было сил и времени ждать), прикупить туристическую литературу, карты (опять же туристические), затариться портвейном...
Дополнение от 21.11.2008. Вот что пишут об этой турбазе на tourist.kharkov.ua/phpbb/viewtopic.php?t=11629:
Красота и покой, сквозь которые проглядывает вечность,
как будто накладывают отпечаток на все творения людей, встречающиеся в этих
местах. Здесь всё какое-то полузаброшенное, пустующее, начиная от остатков
странных, словно оставленных инопланетянами сооружений, одиноко торчащих кое-где
среди полей, и кончая самой турбазой. При взгляде на них возникают ассоциации с
повестями Владислава Крапивина или братьев Стругацких - и это кажется
естественным, даже доставляет удовольствие. Территория базы обнесена белым
бетонным забором с воротами - издалека она похожа на затерянную в горах крепость.
Внутри - ряд ярко-зелёных, будто игрушечных домиков для гостей, неподалёку -
здоровенный не то цех, не то ангар, и ещё парочка таких же несуразных строений.
Стиль XX века среди девственной глуши. Столовая под навесом из маскировочной
сетки. Проржавевшая цистерна, зачем-то поднятая на земляную насыпь, какой-то
автофургон на металлических опорах, а в довершение картины - ржавый скелет
бронетранспортёра (раньше здесь размещалась военная часть, от них, видимо,
осталось)... Всё это разбросано на довольно большом пространстве, заросшем
буйными травами, из-за чего ощущение сюрреалистичности, случайности этого места
ещё усиливается. К тому же база довольно безлюдна - обслуживающего персонала
мало и он почти не показывается, туристов тоже не очень-то много, особенно днём,
когда все расходятся по экскурсиям.
В общем, такая вот романтика.
Чтобы не быть голословным, скажу кое-что о бытовых деталях. Жили мы в палатках,
поскольку домики были заняты другой тургруппой, поэтому не знаю, каковы условия
внутри. Иногда дует сильный ветер, причём подолгу (у нас один раз налетел
вечером и не успокаивался до самого утра), так что если и вам придётся ставить
палатки, лучше не ленитесь и установите все растяжки. С водой на базе не слишком
хорошо (как и вообще в Крыму) - иногда её может просто не быть.
Турприют «Точка», 2008г
|
В 2010г стоимость проживания в своих палатках осталась такой же, а в домиках и комнатах, если верить сайту владельца, даже уменьшилась.
Заметим, что в своё время верхняя часть дороги на Чатырдаг (по которой сейчас осуществляется подъезд к пещерам Мраморная и Эмине-Баир-Хосар) была построена именно для этого объекта. Тогда она была из бетонных плит. Их остатки и сейчас местами видны в основании дороги (и на фото турбазы). А вот карта этой дороги, проходимой, хотя и с некоторыми трудностями, любыми авто в любое время.
Телефоны (0652)246-552, 246-597, 272-085, по другим данным (0652)256-348, 249-814, (050)344-96-50 (фирма "Оникс-Тур", хозяин объекта, а также домиков у Мраморной и Эмине-Баир-Хосар).
В отчёте о поездке-2001 я писал об исчезающих в земле двух параллельных линиях электропередач. Не исключено, что они также изначально строились именно по программе 'Буран'.
Последнее обновление
08.10.2010. Другие
страницы могут быть новее.