Отчёт о поездке в Крым Александра Родина
Очень помогли. Особенно правила поведения при встречах с ДАИ и обзор кемпингов у Гетмана. Очень пригодилась информация про кемпинг в Геническе. Дорогу нашел сразу. Действительно удобно: вечером отдохнул, а утром в Крым.
В прошлом (2002) году гонял в Крым два раза, один раз с сетрой (конец июля начало августа), другой раз с женой и ребенком (вторая половина августа). Ехал из Подмосковья по М2. Все оказалось очень предсказуемо и в полном соответствии с информацией на ваших сайтах. У так называемых экологов остановился только один раз, чтобы узнать, кто такие. Потом только фарами подмигивал и жал сильнее на газ. Мойщики тоже пытались палками махать, но я промчался мимо :).
Заинтриговал рассказ про дорогу Белогорск-Приветное. Без покрытия, да еще похожа на кавказскую. С женой решили завернуть и проехать со стороны Приветного. Два "отягощающих" обстоятельства наличествовали: я водитель не очень опытный, плюс машина с низкой подвеской, полным багажником и пассажирами. Незадолго прошел ливень и размыл сильно. У местных спрашиваю: "проеду на своей?". "Конечно", отвечают, "тут даже автобус ходит!"
Как в приключенческом фильме было: через полноводные реки вброд, мимо оползней и встречных грузовиков, прижимаясь к стенке чтобы не зашибли. Жене пришлось-таки вылезти и корректировать движение, типа куда руль крутануть, чтобы найти хоть небольшие выступы. Все же днище пропорол, еще бы сантиметров 10 в сторону и прорвал бы трубку с торможной жидкостью. Можно считать, что повезло. В районе памятника партизанам спрашиваю у встречных: "реки вброд и водопады еще будут?". Ответили, что не будет, т.к. этот участок дороги принадлежит уже другому району и здесь за ней следят.
Этого приключения оказалось мало, решили поехать на Арабатскую стрелку, посмотреть, что же там за природа такая. Дорога там - смерть подвеске. Ехать надо либо очень медленно, либо очень быстро, чтобы подвеска не успевала реагировать на "вибростенд". Завернув в сторону Азовского моря, застряли в песке. Намертво! Грунтовка, вроде бы, была крепкая, но в какой-то момент надо было вовремя остановиться и, не разворачиваясь, сдать назад, я же по неопытности решил как обычно, ну и засел. Через некоторое время стало ясно, что самому не выбраться, пришлось идти в Соляное за подмогой. До него километра четыре. Ладно поймал попутку. В самом селе на первый взгляд ни души. Полное запустение. Наконец увидел кого-то, объяснил ситуацию, спросил насчет машины. Послали в другой дом, как оказалось, к дачникам. Те навели на единственного человека с грузовиком, который, к тому же, "всю рыбохрану в кулаке держит". Предупредили, что своенравный очень, если не понравишься, то и не поможет. Нашел я его, пришлось разбудить. Объяснил. Он сказал, чтобы шел назад, а он через полчаса подъедет.
Иду-бреду назад. А погода еще паршивая, то дождь, то ветер, я на себя накинул пляжную подстилку - точно немец под Москвой. Остановился УАЗ-буханка, причем, сам, я не голосовал, видно, совсем плохо выглядел. Оказалось по стрелке из Геническа вез московских туристов. Короче, подвезли, выталкали меня, сами чуть не увязли. Я водителю отстегнул, естессно. По виду очень даже доволен был. Я в Соляное предупредить, что я уже сам вылез. Смотрю, мужик катит на военном ЗиЛе. Говорю, давай, типа, за то, что потревожил заплачу. А он только рукой махнул, мол, не застревай больше.
Потом я все-таки забрался в Сиваш (пешком), провалился в с виду крепкую грязь. Пофотал еще и покатили мы назад "уставшие, но довольные". По поводу горных дорог ничего плохого сказать не могу. Правило простое: соблюдайте скоростной режим, не пытайтесь обгонять на закрытых поворотах (многие местные этим очень увлекаются). Двигатель на пониженную передачу ставьте. По правде, у меня японка праворульная с авт. коробкой, поэтому она особо не замечала, что по горам едет. Ни о какой экономии бензина речь, конечно, на таких дорогах не идет.
Хочу еще отметить тур. базу "Орлиный залет" около Соколиного. Если особо на море не зацикливаться, то очень неплохое место для отдыха и походов по горам. Цена на одного в двухнестном номере с горячей водой в прошлом году была около 25 гривен. Можно приехать просто так и сразу поселиться (если только оравы детишек все не заполонят).
В конце-концов остановились в Понизовке, куда еще не дошла курортная индустрия. Место это только для очень спокойного отдыха. Привычных развлечений там нет, но можно пробраться на охраняемый санаторий московской мэрии.
Общее впечатление очень приятное от путешествия на автомобиле. Все красоты тебе доступны. Крым, сами знаете, совсем небольшой. В течение полудня можно съездить и вернуться. Я до этого в Крыму только пешком ходил. А на автомобиле все, что было когда-то на слуху становится доступным. Слыхал, что на Фиоленте красиво - пожайлуста езжай. По дороге суперсекретная база в Балаклаве? - тоже пожайлуста.
Есть еще один момент, о котором надо обязательно сказать. В конце августа из Крыма возвращался я не в Москву, а в Казань по очень неотложной причине. Ехал через Мариуполь, Таганрог, Ростов, Волгоград и т.д. Перед Мариуполем (пост назывался что-то наподобие "603 км") был остановлен за то, что вместо того чтобы остановиться перед стоп-линией (еле видной, по правде говоря), я остановился перед знаком "стоп". Первый вопрос, который был мне задан начальником поста ст. лейтенантом: "гривны есть?". Я честно сказал, что нет (незадолго я пустил все на бензин, у меня осталась одна гривна). Лицо у старлея перекосилось, он тут же бросился писать протокол, параллельно пугая, что "суд тебя рассудит". Я уже поднаторел к тому моменту в спорах с ДАИшниками и продолжал сидеть невозмутимо. Видимо, это еще больше разозлило. Сам факт нарушения я, разумеется, не отрицал. Спор разгорелся о способах оплаты штрафа. Вижу, что старлей не понимает по-хорошему, звоню по одному из телефонов доверия (раньше до этого не доходило). Ничего нового майор на другом конце не сказал (оформление протокола на месте, оплата штрафа по месту жительства). Я попросил майора повторить все то же начальнику поста ДАИ. Уж не знаю, что на самом деле ему там сообщил майор, но в конце-концов старлей сказал ему ключевую фразу, что у данной области Украины не заключен с Московской обл. договор об обмене информацией о ДТП, и посему есть распоряжение местного начальства направлять иностранных водителей платить штраф на месте после суда. Естественно документы отдавать и не думал, сказал еще, что если я так спешу, то могу ехать, только далеко ли я без них уеду. Вместе с протоколом подсунул мне какую-то бумагу на украинском, смысл которой сводился к тому, что я обязуюсь не уклоняться от суда, и что русский язык также уважаем и может использоваться. Эту бумагу я подписывать отказался.
Короче переговоры зашли в тупик. Тут вмешалась жена, она отловила другого офицера рангом пониже и сказала, что мы очень спешим, что у нас крайне уважительная причина. Тот сообщил старлею. Было видно, что последний вздохнул с облегчением: "ну что же вы сразу не сказали, да у вас несерьезное нарушение, мы тоже люди и все понимаем". Продиктовал мне все-таки фразу, которую я записал в протокол своей рукой. Сказал, что он попросит суд рассмотреть дело без меня. Отдал документы и мы, наконец, поехали. Понятно было, что про суд было добавлено для сохранения собственного лица. Я до сих пор так и не дождался ни одного документа. Жена потом сказала, что пока сидела и ждала меня обратила внимание, что останавливали в основном машины с российскими номерами.
Хоть у меня крепкие нервы, но под конец я уже еле сдерживался. Осталось непонятным главное: что делать в таких ситуациях. Прав ли старший лейтенант, который сообщает, что нет соответствующего договора, и после этого радостно потирает руки типа, ну ты, голубчик, у меня поплачешь, москаль проклятый. (В разговоре с майором несколько раз подчеркивалось, что я из Москвы, хотя я из области) Мне на это нечего было сказать. Потом только, прокручивая эту неприятную историю опять и опять, я придумал, что можно было ответить что-то наподобие: "меня как иностранного гражданина касаются только государственные постановления, а все местные указы мне до лампочки. Нет договора - так это ваши трудности". Тем не менее, хотелось бы получить более обстоятельные разъяснения на этот счет.
Такая вот история. Общий совет: не отклоняйтесь с привычного маршрута Е95. В других местах Украины не любят нашего брата.В этом году собираюсь опять.
С уважением, Александр.