Чомбай - Молбай, что это?

Опыт автомобилиста по отдыху в Крыму

 Да, есть ещё нехоженые места в Крымских горах! Именно эта мысль захватывала, когда бродил по отрогам и вершинам хребта Чомбай, спускался в Молбайскую котловину. Ни дорог, ни троп, лишь каменный хаос уступов и пропастей, древний лес да трава по пояс на редких полянах. И не встретил ни одного человека! А ведь до Белогорска, ближайшего города, всего ничего - десяток километров по прямой. А вот по извилистой старой дороге через Александровку и дачи - несколько больше. Пошли?
 Сразу оговоримся: ясности в местных названиях нет никакой. Например, Чомбай не разложить точно на тюркские составляющие типа "чом" и "бай". Бай - ещё понятно, "богатый", а вот "чом" - "плавать, нырять" Куда тут нырять? Хотя, говорят, где-то в этих горах затерялось озерцо, в котором живут только раки. Не знаю, пока не нашёл этот водоём. С "молбаем" ещё сложнее. Поэтому Игорь Белянский, известный крымский топонимист, отождествлял оба названия с родоплеменными наименованиями. Хотя, сдаётся, географические названия в этом краю намного старше любого из тюркских родов, появившихся здесь в средние века.
 Ведь издревле тут жили тавры, культура которых в Крыму прослеживается почти за две тысячи лет до нашей эры. Тавры - не самоназвание, настоящее наименование народа до нас не дошло, а название, данное "со стороны", видимо, греками. Сохранившиеся в разных местах горного Крыма остатки таврских укреплений, поселений, могильников не имеют, как правило, древних наименований. Но вот одно из ранних названий Крымского полуострова - Таврида или Таврика - сложилось на основе этнического обозначения и применяется до сих пор. А может, топонимы на Чомбае и в Молбае тоже несут отголосок седой таврской древности: Тузены, Копкалы, Качамак, Сохмак, Мутырмак, Медием? Хотя аффикс "мак" вроде тюркский, придаёт глаголу признак действия, а "-лы" образует имена со значением "имеющий, содержащий". Только откуда, из какого наречия глаголы? Надо искать, исследовать!
 Именно так подумалось, когда по заросшему ясенцом-злюкой крутому склону спустился в ущелье Джанты-Коба, затем, обжигая пальцы этой самой "неопалимой купиной", взобрался на противоположный борт и сразу наткнулся на таврский ящик - могильник, увы, разграбленный, видимо, давненько. Рядом валялся такой ржавый клин, который впору считать музейным экспонатом. Кстати, таких таврских ящиков в этом районе немало, а в перелеске на Молбае - вообще целый некрополь.
 К нему и начал спускаться по склону горы Узун-Кая. Пропахший цветущим чебрецом ветерок приятно охлаждал - как-никак высота почти шестьсот пятьдесят метров над уровнем моря. И сам Чомбай выше на восемьдесят метров ещё, а гора Джейляу - метра на три ниже. Иногда Чомбайский массив называют северной Караби, что в некоторой мере оправданно по высотам и рельефу, только вот не изобилуют эти горы карстовыми полостями - пещерами, шахтами и колодцами, нет на Чомбае и типичных карстовых воронок, характерных для многих яйл Крыма.
 Ещё местные жители из Пчелиного и Головановки рассказывают, что была здесь деревенька, тоже называвшаяся Чомбаем. Полистал сборники по административно-территориальному делению нашего полуострова в разные годы и нашёл, что упоминание о "селении Чонбай" встречается только в камеральном описании Крыма за 1784 год. А позже населённый пункт тут не упоминается ни разу, нет его и на картах девятнадцатого века. Видимо, "Чонбай" был оставлен людьми и заброшен, но почему это произошло - неизвестно.
 А вот селение Молбай существовало до семидесятых годов прошлого века. После массового переименования крымских населённых пунктов оно получило новое название - Свободное. Здесь даже был сельсовет, то есть вполне большое село, если можно назвать большими горные деревеньки. Но больше всего известен Молбай двумя фактами из своей истории, которые и до сих пор стараются не вспоминать: один связан с коллаборационизмом, другой - с военной тайной. Но обо всём по порядку.
 Ещё два десятилетия назад были опубликованы некоторые документы по крымскотатарскому и прочему сотрудничеству с немецко-румынскими захватчиками. Много написано на их основе публикаций, научных работ. Ведущим специалистом в освещении "татарского вопроса" является директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин. Будем опираться на его исследования, а также работы другого известного крымского историка войны Олега Романько. Так вот в публикациях этих исследователей на основе документов указан Молбай, как место дислокации 5-й вспомогательной добровольческой роты численностью в полтораста человек. И партизанам второго района, а впоследствии и 2-го сектора, и бригадам нескольких соединений эти самые молбайские добровольцы, мягко говоря, навредили немало.
 Согласно немецким документам, в январе 42-го в двухстах трёх населённых пунктах и пяти лагерях военнопленных было набрано 9255 крымских татар, из которых 8684 признаны годными, и были направлены в части вермахта, штурмующие Севастополь, и на Керченский фронт. Одновременно Айнзацгруппа "Д" создала четырнадцать "татарских рот самообороны" в составе 1632 человек, на которые были возложены задачи активного поиска партизанских отрядов, осуществление карательных экспедиций и даже боевые действия против советского десанта в районе Судака. Эти подразделения создавались и действовали под непосредственным руководством СД. В отличие от существовавших параллельно отрядов самообороны, "привязанных" к своим деревням, роты можно было использовать гораздо шире. Служащие "татарских рот" имели статус, равный статусу "военнослужащих вермахта", носили немецкую военную форму, получали жалование и специальные земельные наделы. Несмотря на то, что крымские татары составляли основную часть военнослужащих этих подразделений и сами они официально назывались "татарскими", иногда в их создании принимали активное участие и нетатары. Так было и в Молбае.
 До сих пор по молбайским полянам и перелескам валяется множество стреляных гильз, осколки мин и других боеприпасов. Боестолкновения здесь шли не на жизнь. К примеру, несуществующее сейчас село Кишлав партизаны брали с боем, с боем и уходил оттуда Ичкинский отряд. Тоже разваленное ныне селение Камышлык не раз становилось ареной жестокого противостояния - недалеко, на противоположных склонах хребта Кабарга, был лагерь Колайского партизанского отряда. Обе деревеньки находились в этих окрестностях, и дороги в них ведут от молбайских полян.
 Как ведёт на Молбай и вполне благоустроенная ровная дорога от самой Головановки. Диву даются туристы, идущие по ней в самые интересные дебри Белогорья: широкая, подсыпанная мелкой щебёнкой, без крутых поворотов. Будто не горная и лесная, а парковая "авеню". Но знающие люди, бывшие военные ракетчики, лишь улыбаются, услыхав о Молбае. Дело в том, что в советское время, на самом его излёте, планировалось размещение в молбайских лесах воинской части стратегических ракет. Но перестройка и "новое мышление" вместе с политикой разоружения поставили крест на ракетчиках в этих местах Белогорского района. Ракеты туда так и не завезли, а вот дорогу построили. На радость местным жителям, ездящим в урочище Свободное косить сено даже на иномарках и мопедах.
 А травы на Молбае действительно по пояс. И запах такой стоит! Напоенные росой и обогретые щедрым солнцем растения несут не только эстетическое удовольствие уставшим глазам, но и избавление от дыхательных недугов. Недаром несколько лет назад тут планировалось открыть частную лечебницу климатом и травами. Но дело почему-то не пошло, да и ладно. А то где ещё можно побродить по нехоженым горам и оврагам, напиться чистейшей воды из речек Молбай-Узень или Церик-Узень? Только тут, на Молбае, что лежит за Чомбаем.

 Сергей ТКАЧЕНКО, "Крымская правда"

Главная страница   Тайны Крыма ХХ века

Rambler's Top100 Service
Последнее обновление 30.06.2010. Другие страницы могут быть новее.

Hosted by uCoz