Чомбай - Молбай, что это?
Да, есть ещё нехоженые места в Крымских горах! Именно эта мысль
захватывала, когда бродил по отрогам и вершинам хребта Чомбай, спускался в
Молбайскую котловину. Ни дорог, ни троп, лишь каменный хаос уступов и пропастей,
древний лес да трава по пояс на редких полянах. И не встретил ни одного
человека! А ведь до Белогорска, ближайшего города, всего ничего - десяток
километров по прямой. А вот по извилистой старой дороге через Александровку и
дачи - несколько больше. Пошли?
Сразу оговоримся: ясности в местных названиях нет никакой. Например,
Чомбай не разложить точно на тюркские составляющие типа "чом" и "бай". Бай - ещё
понятно, "богатый", а вот "чом" - "плавать, нырять" Куда тут нырять? Хотя,
говорят, где-то в этих горах затерялось озерцо, в котором живут только раки. Не
знаю, пока не нашёл этот водоём. С "молбаем" ещё сложнее. Поэтому Игорь
Белянский, известный крымский топонимист, отождествлял оба названия с
родоплеменными наименованиями. Хотя, сдаётся, географические названия в этом
краю намного старше любого из тюркских родов, появившихся здесь в средние века.
Ведь
издревле тут жили тавры, культура которых в Крыму прослеживается почти за две
тысячи лет до нашей эры. Тавры - не самоназвание, настоящее наименование народа
до нас не дошло, а название, данное "со стороны", видимо, греками. Сохранившиеся
в разных местах горного Крыма остатки таврских укреплений, поселений,
могильников не имеют, как правило, древних наименований. Но вот одно из ранних
названий Крымского полуострова - Таврида или Таврика - сложилось на основе
этнического обозначения и применяется до сих пор. А может, топонимы на Чомбае и
в Молбае тоже несут отголосок седой таврской древности: Тузены, Копкалы, Качамак,
Сохмак, Мутырмак, Медием? Хотя аффикс "мак" вроде тюркский, придаёт глаголу
признак действия, а "-лы" образует имена со значением "имеющий, содержащий".
Только откуда, из какого наречия глаголы? Надо искать, исследовать!
Именно так подумалось, когда по заросшему ясенцом-злюкой крутому склону
спустился в ущелье Джанты-Коба, затем, обжигая пальцы этой самой "неопалимой
купиной", взобрался на противоположный борт и сразу наткнулся на таврский ящик -
могильник, увы, разграбленный, видимо, давненько. Рядом валялся такой ржавый
клин, который впору считать музейным экспонатом. Кстати, таких таврских ящиков в
этом районе немало, а в перелеске на Молбае - вообще целый некрополь.
К нему и начал спускаться по склону горы Узун-Кая. Пропахший цветущим
чебрецом ветерок приятно охлаждал - как-никак высота почти шестьсот пятьдесят
метров над уровнем моря. И сам Чомбай выше на восемьдесят метров ещё, а гора
Джейляу - метра на три ниже. Иногда Чомбайский массив называют северной Караби,
что в некоторой мере оправданно по высотам и рельефу, только вот не изобилуют
эти горы карстовыми полостями - пещерами, шахтами и колодцами, нет на Чомбае и
типичных карстовых воронок, характерных для многих яйл Крыма.
Ещё местные жители из Пчелиного и Головановки рассказывают, что была здесь
деревенька, тоже называвшаяся Чомбаем. Полистал сборники по
административно-территориальному делению нашего полуострова в разные годы и
нашёл, что упоминание о "селении Чонбай" встречается только в камеральном
описании Крыма за 1784 год. А позже населённый пункт тут не упоминается ни разу,
нет его и на картах девятнадцатого века. Видимо, "Чонбай" был оставлен людьми и
заброшен, но почему это произошло - неизвестно.
А вот селение Молбай существовало до семидесятых годов прошлого века.
После массового переименования крымских населённых пунктов оно получило новое
название - Свободное. Здесь даже был сельсовет, то есть вполне большое село,
если можно назвать большими горные деревеньки. Но больше всего известен Молбай
двумя фактами из своей истории, которые и до сих пор стараются не вспоминать:
один связан с коллаборационизмом, другой - с военной тайной. Но обо всём по
порядку.
Ещё два десятилетия назад были опубликованы некоторые документы по
крымскотатарскому и прочему сотрудничеству с немецко-румынскими захватчиками.
Много написано на их основе публикаций, научных работ. Ведущим специалистом в
освещении "татарского вопроса" является директор Центрального музея Тавриды
Андрей Мальгин. Будем опираться на его исследования, а также работы другого
известного крымского историка войны Олега Романько. Так вот в публикациях этих
исследователей на основе документов указан Молбай, как место дислокации 5-й
вспомогательной добровольческой роты численностью в полтораста человек. И
партизанам второго района, а впоследствии и 2-го сектора, и бригадам нескольких
соединений эти самые молбайские добровольцы, мягко говоря, навредили немало.
Согласно немецким документам, в январе 42-го в двухстах трёх населённых
пунктах и пяти лагерях военнопленных было набрано 9255 крымских татар, из
которых 8684 признаны годными, и были направлены в части вермахта, штурмующие
Севастополь, и на Керченский фронт. Одновременно Айнзацгруппа "Д" создала
четырнадцать "татарских рот самообороны" в составе 1632 человек, на которые были
возложены задачи активного поиска партизанских отрядов, осуществление
карательных экспедиций и даже боевые действия против советского десанта в районе
Судака. Эти подразделения создавались и действовали под непосредственным
руководством СД. В отличие от существовавших параллельно отрядов самообороны,
"привязанных" к своим деревням, роты можно было использовать гораздо шире.
Служащие "татарских рот" имели статус, равный статусу "военнослужащих вермахта",
носили немецкую военную форму, получали жалование и специальные земельные
наделы. Несмотря на то, что крымские татары составляли основную часть
военнослужащих этих подразделений и сами они официально назывались "татарскими",
иногда в их создании принимали активное участие и нетатары. Так было и в Молбае.
До сих пор по молбайским полянам и перелескам валяется множество стреляных
гильз, осколки мин и других боеприпасов. Боестолкновения здесь шли не на жизнь.
К примеру, несуществующее сейчас село Кишлав партизаны брали с боем, с боем и
уходил оттуда Ичкинский отряд. Тоже разваленное ныне селение Камышлык не раз
становилось ареной жестокого противостояния - недалеко, на противоположных
склонах хребта Кабарга, был лагерь Колайского партизанского отряда. Обе
деревеньки находились в этих окрестностях, и дороги в них ведут от молбайских
полян.
Как ведёт на Молбай и вполне благоустроенная ровная дорога от самой
Головановки. Диву даются туристы, идущие по ней в самые интересные дебри
Белогорья: широкая, подсыпанная мелкой щебёнкой, без крутых поворотов. Будто не
горная и лесная, а парковая "авеню". Но знающие люди, бывшие военные ракетчики,
лишь улыбаются, услыхав о Молбае. Дело в том, что в советское время, на самом
его излёте, планировалось размещение в молбайских лесах воинской части
стратегических ракет. Но перестройка и "новое мышление" вместе с политикой
разоружения поставили крест на ракетчиках в этих местах Белогорского района.
Ракеты туда так и не завезли, а вот дорогу построили. На радость местным
жителям, ездящим в урочище Свободное косить сено даже на иномарках и мопедах.
А травы на Молбае действительно по пояс. И запах такой стоит! Напоенные
росой и обогретые щедрым солнцем растения несут не только эстетическое
удовольствие уставшим глазам, но и избавление от дыхательных недугов. Недаром
несколько лет назад тут планировалось открыть частную лечебницу климатом и
травами. Но дело почему-то не пошло, да и ладно. А то где ещё можно побродить по
нехоженым горам и оврагам, напиться чистейшей воды из речек Молбай-Узень или
Церик-Узень? Только тут, на Молбае, что лежит за Чомбаем.
Сергей ТКАЧЕНКО, "Крымская правда"
Главная страница Тайны Крыма ХХ века
Последнее обновление
30.06.2010. Другие
страницы могут быть новее.