Фиктивная армада

Опыт автомобилиста по отдыху в Крыму

 Российский Черноморский флот годится только для поддержки операций внутренних войск МВД РФ

В последний день лета по приглашению Украины в Севастополь с официальным трехдневным визитом прибыл командующий Шестым флотом США вице-адмирал Дэниел Мерфи со своим штабом. Огромный американский корабль управления Lassalle пришвартовался у таможенного причала морского вокзала. В пятидесяти метрах от обшарпанного средиземноморскими волнами носа "Лассаля" начиналась Минная стенка, арендованная Россией в мае прошлого года у Украины сроком на двадцать лет для стоянки 30-й дивизии надводных кораблей российского Черноморского флота.

По военно-морскому этикету гостя неприлично ставить в собственной базе борт о борт с чужеземным флотом. Вот почему за сутки, до прихода "Лассаля" в щель между пристанью морвокзала и Минной стенкой срочно втиснули корабль ВМС Украины "Гетьман Сагайдачний", отделив им американского гостя от российских сторожевых кораблей "Сметливый", "Ладный" и "Пытливый".

Командор Музыкантский

За месяц до американского визита сторожевой корабль "Пытливый" Краснознаменного Черноморского флота произвел два пуска крылатых ракет-торпед "Метель". И хотя это произошло на морском параде по случаю Дня Военно-морского флота России, праздничные залпы пошли в зачет как выполненное боевое упражнение. Заодно и все остальные парадные эволюции кораблей и катеров по Севастопольской бухте были приравнены в документах штаба флота к плановым учениям.

Действительно, почему не совместить приятное с полезным? Тем более что свой первый залп крылатыми ракетами "Пытливый" дал прямо напротив Приморского бульвара и гостевых трибун с военно— морским начальством и гостями из Москвы. А нажал на кнопку пуска супрефект Центрального округа Москвы Александр Музыкантский.

Удачному залпу командора Музыкантского аплодировал весь Севастополь, собравшийся

на берегах бухты поглазеть на военно-морской парад российского Черноморского флота. Все в городе знали, что в этом году он будет единственным развлечением подобного рода. Намеченный на 1 августа аналогичный парад ВМС Украины отменили. Злые языки утверждают, что этим летом денег в бюджете Украины хватило только на празднование шестидесятилетия президента Леонида Кучмы на печально известном мысе Форос. Приехавшие в Форос президенты стран СНГ и Балтии гуляли с размахом, трое суток — с субботы до понедельника включительно. Как бы то ни было, прошлогодний парад украинского флота в Севастополе так и остался первой и пока единственной демонстрацией военно-морской мощи нашего южного соседа.

Антикварный флот

Всерьез говорить об украинском черноморском флоте не приходится, он состоит из нескольких небольших и устаревших кораблей. Чем же располагает Россия? На Черном море имеются пять кораблей первого ранга, в том числе два крейсера. Но фактически на плаву лишь один — ракетный крейсер "Адмирал Головко", вооруженный восемью ракетными комплексами. В 1964 году новенький крейсер являл собой чудо военно-инженерной мысли. На жаргоне моряков американского флота такие крейсеры назывались "убийцами авианосцев". Сейчас это почти антикварная вещь, для него в арсенале флота осталось всего несколько комплектов ракет, а больше таких ракет не делают.

Другой ракетный крейсер "Москва", 1982 года постройки — стоит на ремонте в Николаеве с декабря 1990 года, и конца этому ремонту не видно. Вообще-то этот крейсер не "Москва", а "Слава". Исходно "Москвой" называли противолодочный крейсер-вертолетоносец, над которым шефствовал сам московский мэр Юрий Лужков. Но вертолетоносец пришел в ветхость, денег на ремонт не было, и к тому же по сочинскому (1995 года) протоколу о разделе флота "Москву" требовали себе украинцы. Допустить этого было нельзя. И старую "Москву" срочно продали в Индию как металлолом. Коммерческую сделку контролировал лично бывший главком ВМФ Феликс Громов. Тем не менее случился всемирный скандал с арестом в Бомбее российского буксира, тащившего за собой "Москву" через два океана. За что именно буксир с командой месяц продержали под арестом на бомбейском рейде, никто так и не узнал. Историю замяли, но попахивает она скверно.

В общем, "Москву" продали, а флаг перенесли на крейсер "Слава". Недовольными этой комбинацией остались только командир бывшей "Славы", которому пришлось уступить свою капитанскую каюту командиру "Москвы", и украинцы. Но их общих протестов никто даже не слушал.

Остальные три корабля первого ранга на российском ЧФ — большие противолодочные. На плаву опять-таки лишь один — "Керчь" 1974 года постройки.

Это флагманский корабль ЧФ России. Такой же корабль "Азов" будет списан до конца этого года. "Очаков" же находится в ремонте с 1991 года.

Кораблей второго ранга у России на Черном море вроде бы двенадцать. Пять из них сторожевые корабли — "Ладный", "Пытливый", "Сдержанный", "Сметливый" и "Красный Кавказ", их возраст колеблется от 18 до 36 лет. Самый пожилой, "Красный Кавказ", готовится к списанию. "Сметливый", долго стоявший на судоремонтном заводе, был выведен из ремонта "без оснащения спецтехникой". Проще говоря, плавать он может, а вот стрелять — нет.

Семь больших десантных кораблей общими усилиями могут взять на борт бригаду морской пехоты вместе с полным вооружением и танками. Правда, российской бригады морпехоты ни в Севастополе, ни в Крыму, ни где-либо еще на территории суверенной Украины нет, но это другой вопрос.

Остальные суда Черноморского флота это корабли третьего ранга и катера. Всего у России на Черном море 57 военных кораблей. Через год, если все будет идти строго по плану, утвержденному в Москве, на Черноморском флоте останется уже 51 корабль.

Отдельный вопрос о субмаринах. Вообще-то числятся на Черном море 8 подлодок, которые Россия и Украина должны поделить между собой поровну. Но в море могут выйти только две из них, одна российская и одна украинская, и только в надводном положении — для плавания под водой нет аккумуляторных батарей.

Одним словом, ясно, что нынешний Черноморский флот России — фикция. Корабли изношены до предела, их вооружение осталось на уровне конца 70-х годов, да и плавают они с трудом. Нарушены все межремонтные сроки двигателей. Корабли вовремя не проходят размагничивания корпусов (что это значит для тонких навигационных приборов, каждый может вообразить сам) — нет солярки, чтобы выйти на специальный полигон. Тральщики имеют значительный коррозионный износ корпусов. Их ремонт невозможен — нет денег на докование, нет стали. Долг флота судоремонтным заводам ВМФ России и МО Украины за ремонт (включая ремонт вооружения и заготовки имущества) составил в прошлом году более 3 млн. долларов. Расчетные счета всех украинских предприятий, обслуживающих российский Черноморский флот, блокированы налоговой инспекцией Украины.

Заднего хода нет

Осенью прошлого года на совместных учениях Черноморского флота и ВМС Украины в море выходил министр обороны РФ Игорь Сергеев. Офицеры в Севастополе до сих пор спорят, знал ли министр, что его вывезли в море на корабле без заднего хода. Реверс на флагмане флота "Керчи" не работал, а починить его до приезда министра не успели. Судя по тому, что маршала Сергеева вполне удовлетворила боевая мощь Черноморского флота, министру об этой мелкой детали не доложили. Действительно, зачем отвлекать государственного человека разной ерундой, когда есть буксиры, способные вытолкать флагманский корабль из бухты и затолкать его туда обратно?

В 1992 году была ликвидирована 5-я оперативная эскадра ВМФ в Средиземном море, постоянно находившаяся там с 1967 года. Если не считать редких дружественных визитов одиночных кораблей, последний раз российский военно-морской флаг в Средиземном море видели в позапрошлом году. Его демонстрировал авианосец "Адмирал Кузнецов", пришедший с Северного флота в сопровождении двух сторожевых кораблей с Балтики. Ровно через месяц демонстрации андреевского флага во владениях Шестого американского флота ? из 12 котлов авианосца вышли из строя, и пришлось срочно вызывать из Севастополя буксир с ремонтной бригадой. Черноморским морякам удалось ввести в строй три котла, и авианосец потихоньку ушел домой приводить себя в порядок. Это была первая и единственная операция российского флота в Средиземном море с 1992 года.

Во исполнение военной реформы в штабе флота составляют проскрипции на всех старших офицеров, имеющих полную выслугу (20 лет), и поголовно увольняют их в запас. Молодое поколение черноморцев не имеет опыта боевой службы в дальних походах. Максимум, что может флот сегодня, — выйти в море на два-три дня. Впрочем, большего и не надо. Черноморскому флоту нет смысла выполнять свою старую стратегическую задачу по охране южного подбрюшья державы. Южная граница России, как во времена Ивана Грозного, снова проходит по степи в районе Белгорода. А вот с современными стратегическими задачами Черноморский флот справляется, что подтвердила успешная эвакуация беженцев и военного имущества из Абхазии, проведенная флотом три года назад.

Курс — "ост"

В последние годы из Кремля время от времени доносятся обещания, что вот-вот будет сформулирована новая военная доктрина России. То есть во всеуслышание объявят, кто же наш главный враг, и тогда все станет на свои места. Сразу прояснится, какая армия и какой флот необходимы России, чтобы обуздать супостата. А тем временем войска, нацеленные на отражение внешней угрозы, отмирают естественной смертью. Зато разбухают и наливаются свежей кровью подразделения, которые в других странах называются жандармерией.

Впрочем, о внутренних войсках, имеющих собственные бронетанковые подразделения и авиацию и не оснащенных пока разве что атомной бомбой, уже сказано более чем достаточно. Равно как и о десантных дивизиях, обученных виртуозно владеть саперной лопаткой, но не обученных прыгать с самолетов. Равно как и о морской пехоте, имеющей опыт уличных боев в сухопутном городе Грозном. Лишь о флоте пока молчок. Хотя нет никаких оснований считать, что новые веяния обошли стороной моряков. И современный Черноморский флот России — лучшая тому иллюстрация.

К концу года на Черном море в постоянной готовности, то есть готовые по приказу в течение двух часов сняться с якоря и выйти в море, будет семь десантных кораблей. Плюс пять ракетно-артиллерийских кораблей с крылатыми ракетами (дальность полета ракет с крейсера "Адмирал Головко" 300 км, ракет со сторожевого корабля "Сдержанный" — 90 км). Плюс два малых ракетных корабля с ракетами малой дальности. Плюс семь ракетных катеров и девять малых противолодочных кораблей с такими же ракетами. Плюс восемь тральщиков. Плюс еще кое-какая мелочь и корабли обеспечения, И ни одной подводной лодки.

Не нужно заканчивать военно-морских академий, чтобы сообразить, какие военно-стратегические задачи способна выполнять подобная эскадра, а какие не способна. Так же не надо быть семи пядей во лбу, чтобы методом исключения вычислить ее курс, если поступит приказ сниматься с якоря.

На западе от Севастополя Румыния и Болгария. Высаживать там дивизию имени Дзержинского или дальневосточную морскую пехоту, имеющие опыт боев в Чечне, вроде бы пока незачем.

На юге — член военного блока НАТО Турция. Впрочем, помощь натовских союзников турецкому флоту не понадобится. Сейчас он численно вдвое больше российского и украинского флотов вместе взятых, а по вооружению сильнее на порядок. При малейшем поползновении на юг от Севастополя турки самостоятельно в течение нескольких часов блокируют российский флот в его базах и там же его потопят.

На севере — наш добрый сосед и член СНГ Украина, которая до краха ГКО встретила бы российских агрессоров паляницей и салом, а после обвала рубля будет биться за независимость и стабильность гривны насмерть.

Остается только один курс — "ост". То есть кавказское побережье. Странным образом последние в этом году штабные учения Черноморского флота были посвящены как раз такому варианту. Силуэтики кораблей на штабных картах вышли из Севастопольской бухты и легли на курс "ост". В какие игры играли адмиралы в штабе флота потом, когда додвигали силуэтики эскадры по карте до кавказского побережья, — военная тайна. Не военная тайна то, что недавно в плановом порядке с Черного моря в Каспийскую флотилию были переданы два малых ракетных корабля. Не военная тайна и то, что с потерей для России Севастополя и переводом главной базы Черноморского флота в Новороссийск эскадра изношенных, не способных к дальним походам кораблей окончательно станет прибрежным полицейским флотом.

В конце октября российский сторожевой корабль "Ладный" (на случай, если он вдруг поломается, в резерве "Пытливый") будет впервые представлять Россию на международных учениях "Си-Бриз-98" в западной части Черного моря. Официальная цель учений — отработка приемов борьбы флота против неких абстрактных бандформирований террористов. А в это время все остальные корабли российского Черноморского флота пойдут в очередной учебный сбор-поход. Курс эскадры утвержден в Главном штабе ВМФ и уже известен — "ост".

Сергей Петухов, Эксперт, N035, 21.9.1998

Главная страница   Тайны Крыма ХХ века   Обсудить на форуме

Rambler's Top100 Service
Последнее обновление 05.02.2010. Другие страницы могут быть новее.

Hosted by uCoz