Автоматическое сцепление на "Запорожце"

Вкладыш к инструкции, стр7 Отдых в Крыму на автоПосле Великой Отечественной войны в стране осталось много безногих инвалидов. Всем им полагался бесплатный "Запорожец". И если для людей, потерявших одну ногу, можно было без особого труда выпустить модификацию с дублированием газа и тормоза ручным управлением, то в случае ампутации обеих ног (а также одной руки и одной ноги) так просто решить проблему было нельзя. Поэтому с середины 60-х до конца 70-х часть тридцатисильных двигателей для "горбатых", а затем "ушастых" "Запорожцев" оснащалась автоматическим электромагнитным сцеплением. Принцип его действия заключается в слипании частичек специально ферромагнитного порошка под воздействием тока, протекающего через электрическую обмотку. В зависимости от силы тока в ней сцепление могло быть выключено (тока нет), включено полностью или работать с пробуксовкой. Для обеспечения плавного трогания с места и переключения передач была применена достаточно хитрая электромеханическая система управления сцеплением, включающая весьма сложное реле, два микропереключателя (в приводе газа и в механизме переключения передач на полу кузова), три тумблера и амперметр. Кроме того, по частоте переменного напряжения, вырабатываемого генератором, определялись обороты двигателя. На этой страничке выложены сканы наиболее любопытных страничек из вкладыша к инструкции для ЗАЗ-968 в инвалидном исполнении. К сожалению, вкладыш находится в изрядно потрёпанном виде, и качество получилось не очень. Но желающие всегда смогут прочитать эти абсолютно бесполезные в наше время сведения ;) .

 Казалось, инвалидам оставалось только радоваться. Как бы не так! Во-первых, ферромагнитный порошок редко служил, как полагается, 25-30 тысяч километров, обычно его приходилось менять чаще. А для этого надо снимать силовой агрегат и отстыковывать коробку передач. Во-вторых, сам порошок был большим дефицитом. В-третьих, все, ездившие на ЗАЗиках, знают, насколько "чётко" работают там привод газа и управление коробкой. Обеспечить нормальную работу микропереключателей в этих системах было делом очень сложным, особенно на старых машинах. Некоторые даже заменяли микропереключатель в механизме переключения передач кнопкой в набалдашнике рычага. На неё нажимали вручную пальцем. Наконец, регулировку системы, согласно данному документу, должен был производить опытный электрик, имеющий, помимо прочего, тахометр - в те времена большую редкость.

 Всё это привело к тому, что с появлением новой модели ЗАЗ-968М от электромагнитного автоматического сцепления перешли к более простому электровакуумному. Точнее, к автоматическому электровакуумному приводу обычного механического сцепления. У него были свои недостатки, но это уже другая история.

Вкладыш, стр 8-9

Вкладыш, стр 10-11

Вкладыш, стр 68Вкладыш, стр 72

Главная страница   История советских авто

Rambler's Top100 Service
Последнее обновление 17.11.2009. Другие страницы могут быть новее.

Hosted by uCoz