ГАЗ-14 "Чайка" - жертва перестройки

Опыт автомобилиста по отдыху в Крыму

 На этой страничке представлена статья из журнала "За рулём" №10 за 1997г, поскольку ныне архив журнала в Интернете недоступен. 

 ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЕТ "ЧАЙКИ"

 Двадцать лет назад в ПАМСе (Производство автомобилей малых серий) ГАЗа кипела работа - срочно собиралась первая партия новых автомобилей большого класса ГАЗ-14. "Чайка" второго поколения должна была, в соответствии с тогдашними традициями, стать "подарком" горьковских автомобилестроителей к 60-й годовщине Октября. О ее судьбе рассказывает заместитель главного конструктора ОАО "ГАЗ" Владимир НОСАКОВ, в те годы - ведущий конструктор ГАЗ-14.  В действительности, автомобиль с порядковым номером "1" (единственный, выкрашенный в темно-вишневый цвет) почти годом раньше - в декабре 1976-го - уже был подарен на 70-летний юбилей большого автолюбителя Леонида Ильича Брежнева.

 Увы, "Чайка", рожденная к юбилею одного "коммуниста № 1 планеты", прожила весьма недолгую для машин такого класса жизнь. Попав в кампанию борьбы с привилегиями под горячую руку другого "коммуниста № 1" - Михаила Сергеевича Горбачева, она была "показательно" уничтожена. Машину не просто сняли с производства - была разрушена вся технологическая оснастка.

 Каждый автомобиль несет в себе черты своей эпохи. В середине 60-х стала очевидной необходимость замены "Чайки" ГАЗ-13. Ее помпезная внешность отлично смотрелась на фоне шпилей знаменитых московских "высоток" и прочих "излишеств" сталинского "барокко", но никак не вписывалась в улицы с блочными пятиэтажками или стеклянно-бетонными параллелепипедами Калининского проспекта. Когда это поняли в "высоких кругах", в Горький полетела соответствующая команда. На ГАЗе конструкторы в свое время вывели некую "классическую" схему, согласно которой неизбежно изготовление трех серий опытных образцов: первая - чтобы узнать, как не надо делать; вторая - чтобы узнать, как надо делать; третья - чтобы сделать как надо. Новая "Чайка" прошла все эти стадии по полной программе. В первой серии (1967 год) мы выяснили, что не удастся соединить кузов новой формы с шасси старой компоновки: при низкой крыше высокий капот, накрывающий двигатель, установленный по-старому, нарушал главные пропорции автомобиля. А ведь над дизайном работал поначалу Лев Еремеев, рисовавший знаменитые ЗИМ и "Волгу" ГАЗ-21. Низкая посадка водителя и пассажиров требовала радикального увеличения колесной базы. Были серьезные замечания и по другим узлам и системам автомобиля. Образцы второй серии имели уже увеличенную по сравнению с ГАЗ-13 колесную базу и колею - на 200 и 50 мм соответственно. Высоту капота ограничили одним метром. Это благоприятно сказалось на внешнем облике автомобиля, улучшив его пропорции. Но вот двигателю и его системам под низким капотом пришлось серьезно потесниться. Новый внешний вид рисовал уже Станислав Волков, тогда - молодой выпускник художественно-промышленного училища им. Мухиной. Предложенный им и принятый вариант едва ли не в самом начале карьеры придал дизайнеру уверенности в своих силах. С каким энтузиазмом лепил он интерьер "Чайки"! Позже он был автором и руководителем дизайн-проектов новых грузовиков среднего класса и "Газели".

 Именно на долю второй серии выпали дорожные и стендовые испытания. Тогда еще не было ни расчетаГАЗ-14 из ЗР №11 1977 прочности кузова методом конечных элементов, ни компьютерных симуляторов испытаний. Зато новенькие дороги Дмитровского полигона наши "чайки" преодолели без замечаний. Куда более тяжелыми оказались скоростные заезды по горным серпантинам Крыма и Кавказа: досталось всем - и двигателю, и трансмиссии, и тормозам, и подвеске, и колесам. Правда, режимы движения были не совсем штатными. Например, при скоростных спусках с перевала Ай-Петри в Крыму шины на поворотах подворачивались так, что стирались об асфальт белые полоски на боковинах. Приключения на маршруте мы назвали "Крым-Кавказ и КЭО ГАЗ" (КЭО - конструкторско-экспериментальный отдел). Дома пришлось серьезно поработать, но через год мы повторили маршрут без всяких проблем. Это были уже приемочные испытания, по результатам которых государственная комиссия рекомендовала ГАЗ-14 к постановке на производство. В конечном итоге последний - восьмой - опытный образец отличался от первого больше, чем тот - от старой модели. Новая "Чайка" являлась автомобилем большого класса не только в соответствии с типажом, но и по существу. Не используя каких-то сверхоригинальных узлов, а просто путем удачного сочетания известных, мы получили солидный автомобиль с внушительным внешним видом, но не такой громоздкий и тяжелый, как аналогичные лимузины вроде "Линкольна", "Кадиллака" или отечественного ЗИЛа. ГАЗ-14 были присущи и легкость, и динамичность: разгона до 100 км/ч за 15 с и скорости 175 км/ч для семиместного автомобиля было тогда вполне достаточно. При этом новая "Чайка" была очень комфортабельной. Мягкая подвеска и огромные шины сглаживали даже крупные дорожные неровности, а большая колесная база длинного автомобиля с просторным кузовом, покоящимся на мощной раме, делала езду очень плавной и бесшумной, превращая поездку в особое удовольствие: автомобиль как бы плыл над дорогой, не ощущая ее, и лишь плавно покачивался при движении на высокой скорости.

 Представительский лимузин стал полигоном для внедрения новых конструкций, материалов и технологий. На "Чайке" первой из легковых машин ГАЗа появились передние дисковые тормоза. Получили прописку на массовых моделях фароочистители струйного типа, гнутые (цилиндрические) боковые стекла, энергопоглощающая обивка кузова из пенополиуретана. А вот бесшкворневая передняя подвеска, гидромеханическая трансмиссия так и остались уделом мелких серий. По тем временам машина была весьма насыщена электрической и электронной аппаратурой (одних электродвигателей - от стартера до магнитолы - насчитывалось 17). Салон обогревался тремя отопителями, включенными в систему охлаждения двигателя. Следует отметить отсутствие выступающих порогов и высокие дверные проемы, облегчающие вход и выход. Все автомобили красили только в черный цвет, а вот у обивки салона было два варианта - бежевый и серо-зеленый. Существовал и вариант "кабриолет" (он имел индекс ГАЗ-14-05). Один хранится в музее ГАЗа. Делали его исключительно для военных - на таких "чайках" принимали парады в округах. Как и аналогичный ЗИЛ, принимающий главный парад на Красной площади, эти машины красили в серый цвет. Всего было выпущено 1120 "чаек" второго поколения. Последняя покинула заводские ворота 24 декабря 1988 года. В 1989 году вся технологическая оснастка была уничтожена. Представительские автомобили - класс довольно консервативный, мало подверженный капризам моды. Не исключено, что заложенные в "Чайке" дизайнерские решения после некоторой модернизации вполне позволили бы ей держаться на рынке и сегодня. По крайней мере, спрос на машину существует до сих пор. Год назад даже собирался техсовет ОАО "ГАЗ", где обсуждалась возможность "реанимации" ее производства. Увы, автомобиль, даже самый хороший, - не храм Христа Спасителя, чтобы возрождать его любой ценой. Хотя "Чайку" с полным основанием можно считать "жертвой политических репрессий".

Техническая характеристика автомобиля "Чайка" ГАЗ-14: Двигатель - бензиновый V-образный, с двумя карбюраторами К-114; число цилиндров, клапанов, рабочий объем - 8-16-5526; мощность - 220 л. с. при 4200 об/мин; максимальный крутящий момент - 46 кгс.м при 2500 об/мин; трансмиссия - гидромеханическая; подвеска: передняя - независимая, задняя - зависимая; база - 3450 мм; габарит (длина, ширина, высота) - 6114х2020х1525 мм; снаряженная масса - 2590 кг; максимальная скорость - 175 км/ч; разгон с места до 100 км/ч - 15 с; расход топлива - 16 л/100 км.


Несколько лет назад произошёл забавный эпизод с одним из уцелевших экземпляров "Чайки-14". Неисповедимыми путями она попала со службы в КГБ в отдалённый монастырь на Кавказе, и теперь выставлялась через Интернет на продажу. Однако цена была завышена в несколько раз. На недоумённые вопросы посетителей сайта служители культа простодушно ответили, что каждую весну монастырь заливает наводнение, нужно строить дамбу, потому и потребовались деньги. На это им вполне резонно было заявлено, что за такую цену господь бог должен не ограничиваться наводнениями, а послать на монастырь ещё и землетрясение. В общем, "Чайку" так и не купили.

А на авто, которое некоторые называют преемником ГАЗ-14, под индексом ГАЗ-3105, мне удалось в 1990г даже покататься. Один из нескольких десятков выпущенных экземпляров этой модели передали в Харьков для испытаний АБС местной разработки. Однако, помимо испытаний, 05-ю использовали и в личных целях. Правда, из-за неисправности бензонасоса больше 60км/ч она не развивала, но по городу хватало. Крупносерийное производство этой модели так и не началось.

Главная страница   История советских авто

Rambler's Top100 Service
Последнее обновление 05.02.2010. Другие страницы могут быть новее.

Hosted by uCoz