Всё про ГАЗ-51

Опыт автомобилиста по отдыху в Крыму

 В начале нынешнего года с конвейера горьковского автозавода сошел последний грузовик ГАЗ—51А. Почти тридцать лет строили эти машины в Грузовик ГАЗ-51 от fotoarmor.narod.ruГорьком. Почти тридцать лет во всех районах нашей страны несут свою нелегкую службу надежные, неприхотливые ГАЗ—51. И вот пришла пора им уступить место более совершенной модели ГАЗ-52-04.
 А много это или мало — тридцать лет, когда речь идет о производстве автомобиля? Все познается в сравнении. Если сопоставить сроки производства отечественных автомобилей-долгожителей, то станет видно: в этом смысле ГАЗ—51 — рекордсмен.
 За разговором о новейших моделях, которыми интересуются все, порой незаслуженно забываются старые добрые машины, до сих пор служащие нам верой и правдой. Если подсчитать тонны перевезенных ими грузов, ГАЗ-51Апредставить себе их общий пробег, получаются космические цифры. Говоря же о ГАЗ—51, надо иметь в виду, что он ко всему прочему еще и многоцелевой автомобиль, и поэтому его роль в нашем народном хозяйстве поистине огромна.
 Разработка грузовика ГАЗ—51, призванного заменить устаревший ГАЗ—ММ, была начата еще в 1937 году. Он был задуман как машина грузоподъемностью в 2 тонны, снабженная шестицилиндровым двигателем, под условным названием ГАЗ—11-51. Освоению этого автомобиля в производстве помешала война. Вскоре после победы вышло постановление Государственного Комитета Обороны (26 августа 1945 года) «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности», в котором было принято предложение о производстве целого ряда грузовых и легковых автомобилей, в том числе ГАЗ—51 грузоподъемностью 2,5 тонны.
 Это постановление положило начало огромному труду рабочих, конструкторов, технологов.
ГАЗ-51А производства Северной Кореи. Фото из ЗР №12, 1974г. О работах горьковского автозавода в 1945 году сообщалось, что уже собрано два образца легкового автомобиля «Победа», а также образцы грузовиков ГАЗ—51 и ГАЗ—63. Главный конструктор ГАЗа А. А. Липгарт рассказывал («Огонек», 1945, №3), что были созданы три серии образцов грузовых автомобилей. Первая серия не удовлетворила предъявляемым требованиям. С учетом обнаруженных недостатков была построена вторая серия грузовиков, которая, как выявили испытания и пробег, тоже не дала ожидаемых результатов. И только третья серия была рекомендована к производству.
 Сообщение главного конструктора свидетельствует о том, с какой требовательностью подходили горьковчане к новой модели, как отшлифовывали всю конструкцию, добиваясь ее совершенства. Все это делалось в предельно сжатые сроки. Их диктовали задачи восстановления народного хозяйства.
 19 июня 1945 года образцы новых машин осматривали в Кремле руководители партии и правительства. А уже в 1946 году новые модели пошли с конвейера.
 Началось серийное производство ГАЗ—51. Это был 2,5-тонный грузовик с шестицилиндровым двигателем мощностью 70 л. с. весьма совершенной по тем временам конструкции. При относительно небольшом увеличении веса по сравнению с ГАЗ—ММ удалось поднять грузоподъемность более чем в полтора раза и удлинить межремонтный пробег в полтора-два раза. ГАЗ—51 оказался чрезвычайно экономичным по расходу горючего на километр пробега.
ГАЗ-51П. Рисунок из ЗР №8, 1982г Труд горьковчан был отмечен высокими наградами. Создателям машины — главному конструктору горьковского автозавода А. А. Липгарту, инженерам А. М. Кригеру, А. Д. Просвирнику, Л. В. Косткину, В. И. Борисову и С. И. Русакову была присуждена Государственная премия.
Это был новый шаг в автомобилестроении. Сравним два важных для экономики страны показателя: удельная материалоемкость (отношение снаряженного веса к грузоподъемности) автомобиля ГАЗ—ММ — 1,2, а ГАЗ—51 — 1,08; мощность двигателя — соответственно 50 и 70 л. с.
ГАЗ—51 стал родоначальником целого семейства, включающего модификации разного назначения. Появились ГАЗ—51У— экспортный вариант, ГАЗ—51В — экспортный тропический, ГАЗ—51Б — работающий на Перегон новеньких ГАЗ-51А с завода. 1964гсжатом газе, ГАЗ—51Ж — работающий на сжиженном газе, ГАЗ—51Н — с двумя бензобаками и сиденьями вдоль боковых бортов, ГАЗ—51С— с двумя бензобаками, ГАЗ—51Т — грузовое такси. На базе ГАЗ—51 и ГАЗ—51А (модернизированный вариант 1955 года) выпускались имеющие с ними много общего самосвалы ГАЗ—93, ГАЗ—93Б, ГАЗ—93А, автомобили повышенной проходимости ГАЗ—63 (колесная формула 4 Х 4), ГАЗ—63А (4 Х 4), седельные тягачи ГАЗ—51П, ГАЗ—63П, ГАЗ—63Д и масса специализированных автомобилей. И все эти машины, как и собственно ГАЗ—51, широко применялись в народном хозяйстве.
 Грузовик ГАЗ—51 отлично зарекомендовал себя и за рубежом. Большими партиями эти автомобили поставлялись в социалистические страны. Машина выпускалась в ПНР на автозаводе в Люблине, а также в КНДР на заводе в Дычхоне.
ГАЗ-63А с лебёдкой, фото с rcforum.ru ГАЗ-63 с консервации, 2010г, фото с rcforum.ruЧем объяснить столь большую популярность и долговечность ГАЗ—51? Ведь каким бы совершенным ни был автомобиль к моменту его выпуска, с течением времени появляются новые, более прогрессивные конструкции, совершенствуется технология.
 Дело в том, что коллектив горьковского автозавода непрерывно работал над улучшением машины. Автомобиль год от года становился надежнее, дешевле в производстве.
 Постоянно совершенствовалась конструкция автомобиля. Возьмем только два года — 1953 и 1954. За это время внедрено 145 конструктивных улучшений, коснувшихся трех базовых моделей завода, — ГАЗ—51, «Победы» и ГАЗ—12. При том, что ГАЗ—51 стал прочнее, надежнее, его вес снизился на 140 кг.
 В 1955 году была выпущена модель ГАЗ—51А — дальнейшее продолжение постоянной модернизации. Конечно, и она в процессе выпуска изменялась, совершенствовалась. Но как ни хороша машина, век ее ограничен. Техника прогрессирует быстро. Когда с конвейера сходит только первый автомобиль новой модели, в конструкторских бюро уже разрабатывают другую, более совершенную машину — это закономерно. Настала очередь и автомобиля ГАЗ—51А. Грузовик больше не выпускается, но мы еще долго будем встречать его на дорогах страны. И еще не раз шоферы скажут: «Спасибо вам, товарищи горьковчане, за отличный автомобиль».

Г. КОНСТАНТИНОВ, Е. МАТВЕЕВ, ЗР №8, 1975г

Главная страница   История советских авто

Rambler's Top100 Service
Последнее обновление 10.08.2010. Другие страницы могут быть новее.

Hosted by uCoz