Ялта, Алупка, Балаклава и Чуфут-Кале
На этой страничке приводится отчет о путешествии из Харькова в весенний Крым 5-11 мая 2002г. Два дня перед отьездом провел на даче, неторопясь готовя машину и укладывая шмотки. Вот все сделано, есть несколько свободных часов. И тут меня попутал черт заменить изношенную тормозную колодку на заднем колесе на новую. Знаю же, что перед дальней поездкой такие вещи делать нельзя, а неожиданно охватил приступ трудолюбия :( .
День первый
Старт в 6.45. Но далеко
уехать не удается. Из-за биения
тормозного барабана он трется о
колодку и раскаляется километров
через 15 так, что хоть яичницу на нём
жарь. Проклиная собственную
глупость, ставлю обратно старую
колодку. Через некоторое время
приходится заниматься тормозами
еще раз. На этом, к счастью,
технические проблемы в основном
заканчиваются :) .
Итак, передо мной пустая бетонка с
цветущими одуванчиками по обеим
сторонам и на разделительной
полосе. Свежая зелень, в селах
цветущие сады. В Днепропетровске
вместо привычного пешеходного
маршрута от центрального
автомобильного моста к северу
направляюсь по набережной Днепра к
югу, к Монастырскому острову.
Резкий ветер и начинающий моросить
дождь разгоняет гуляющих по случаю
Пасхи. Побродив по паркам,
возвращаюсь по главной улице к
машине и продолжаю путь. У поворота
на Синельниково первый раз за
сегодня вижу ДАИшника. Несколько
смущает повышенная цена бензина,
чуть ли не в полтора раза по
сравнению с Харьковом. Но в
Запорожской области она начинает
снижаться. На заправке километров
через 5 после основного поворота на
Запорожье бензин наливает самый
настоящий негр. Вроде как
неожиданно в USA попал. Ночевка в
машине в Новоалексеевке, за постом
ДАИ.
День второй
Уезжаю на расвете, даже не вылезая
из машины. Остановка возле Сиваша
почистить перышки после ночевки.
Слева на километры уходит вдаль
безжизненое соленое озеро. Но когда-то
здесь жили люди. У родничка видны
развалины фундамента, уходящие
далеко от берега деревянные сваи
причала. Справа по насыпи бежит
возвращающийся из Крыма
пассажирский железнодорожный
состав. Возможно, в нем едут
любители Крыма, чьи отчеты я
прочитаю по возвращении в
Галинином форуме.
Чонгар. Дальше на кардан (в моем
случае - на полуоси) наматываются
километры уже крымской дороги.
Собираю у дороги пучок цветущих
маков и прижимаю его в салоне
пепельницей, с целью
украшательства спартанского быта.
В Гвардейском сворачиваю направо,
на паралельную дорогу. А вот и
Симферополь, останавливаюсь в
центре на улице Ленина над ЦПКиО,
недалеко от берега Салгира.
Позавтракав в кафе вблизи здания
крымского правительства и погуляв
по Старому Городу к югу от него,
продолжаю путь. На Чатыр-Даге еще
кое-где снег. За Ангарским
перевалом показывается море. Ближе
к Ялте начинается дождь. На одном из
поворотов, слегка покрытом глиной,
с трудом удерживаю машину на своей
полосе дороги. В "Поляне
сказок" меня радуют
прейскурантом - 85 грн. в сутки за
домик в котором, кроме кроватей,
ничего нет! Но у меня есть
распечатка E-mail'а начальства мотеля-кемпинга,
из которой следует, что в случае
отказа от завтрака стоимость
снижатся до 65грн. Все вопросы тут же
снимаются, прикрыв дыру в полу на
балконе, чтобы невзначай не
провалиться, поселяюсь и
отправляюсь на пешеходную прогулку
в Ялту. Последствия
позапрошлогоднего оползня
ликвидировали, и можно идти по
кратчайшей дороге. После
варварского уничтожения памятника
Чехову проход через его дом-музей,
наконец, закрыт. Улица Кирова, берег
реки Учан-Су... Через час уже
неторопливо бреду по ялтинской
набережной. Всегда был невысокого
мнения о репертуаре музыкального
оформления местных ресторанов, но
на этот раз меня достали. "Мы не
курим папиросы, потому, что мы
насосы..." Как ни печально, но
большинство перемен в Ялте к
худшему. Правда, море, как и встарь,
прекрасно... В 20.00 возвращаюсь на
такси обратно в кемпинг и
обнаруживаю остутствие обещаной
горячей воды. Идти разбираться с
администрацией - а это только по
высоте метров 50 - лень...
День третий
Снова пешком в Ялту, на этот раз под утренним солнышком. Журчат ручейки у дороги, цветут какие-то плодовые деревья с малиновыми цветками. Посидев на скамейке под набережной у пляжа, отправляюсь в известную столовую (ранее кафе) "Сирень" на улице Рузвельта. Увы, и там перемены не к лучшему. На маршрутке отправляюсь в Никитский ботанический сад. Вопреки общепринятым представлениям, в начале мая там как раз мало что цветет. Зато тихо, зелено и спокойно. Выйдя из сада через южный вход, направляюсь в оранжерею кактусов. Около входа мамаша проводит последний инструктаж по технике безопасности с двумя дочерьми на выданье: "Смотрите, не уколитесь! А вдруг ядовитые!" :)))) . Теперь около оранжереи открыта для посещения и территория, где некоторые виды кактусов растут под открытым небом. Но это, конечно, мелочь пузатая, все крупные экземпляры под крышей. Многие цветут. Сотрудница вручную проводит опыление. Около трех часов возвращаюсь в Ялту. Время до вечера провожу на пляже. Каждые 10 минут по громкоговорителю из билетной кассы порта приглашают на экскурсию к "Ласточкиному гнезду". В порт пришел речной теплоход "Маршал Кошевой". Признаюсь, про маршала с такой фамилией слышу впервые. Рядом около меня мотодельтапланеристы приглашают на прогулку. Надо сказать, клиентов у них хватает. Кое-кто отваживается купаться, но быстро выскакивает назад из воды. На маршрутке возвращаюсь в кемпинг. Горячей воды в блоке удобств у домиков опять нет. На этот раз иду к администратору. "Горячая вода есть!" "Нету, пойдемте и убедитесь сами!" "Ну значит, она к вам туда наверх просто не доходит. Но она есть!" "Так что же делать?" "Попробуйте найти горничную и взять у нее ключи от душевой у бассейна". Горничная находится быстро и дает ключи. Однако они не подходят. Снова к горничной, она удивляется и идет разбираться лично. По дорге ее осеняет." А вы какую душевую открывали?" "Мужскую, естественно." "А надо было женскую, и запереться там изнутри. Мужская не работает." Наконец, удается помыться. Замечу еще, что по территории кемпинга третью весну подряд косяками ходят строители, но результаты их деятельности особенно не впечатляют. Разве что от многих домиков старой постройки остались лишь одни бетонные фундаменты. Как по мне, то переход кемпинга несколько лет назад в частные руки ничего не дал, кроме увеличения стоимости проживания. Если не считать великолепных гор и леса, кемпингу хвастаться нечем. Тем более летом, так как до моря далеко.
День четвертый
Собрав вещички, перебираюсь в алупкинский автокемпинг. Один в трехместном номере на втором этаже жилого модуля. В окно бьются ветки сосен, за которыми виднеется море. До центра Алупки несколько километров дороги с парками и частными домиками по сторонам. Погуляв по Хаосу возле Воронцовского дворца, спускаюсь к морю. Людей по причине второй половины дня и пасмурной погоды почти нет. В воде видны мелкие рыбки и крабы. Звуки из Алупки сюда почти не доносятся. Благодать...
День пятый
Отправляюсь пешком
в дальний поход в Симеиз и дальше на запад
по прибрежному шоссе. Пару
километров дороги можно сократить,
спустившись по лестнице через парк
с южной стороны кемпинга. В центре
Симеиза по случаю 9 мая ветераны
прогуливаются при всех регалиях, а
в парке какое-то соревнование по
борьбе. Выхожу на западную
окраину Симеиза. Здесь я еще
никогда не был. Дорога, после
крутого подьема, проходит между
горой Кошка и скалой "Крыло
лебедя". Сижу на камешке у
дороги, любуюсь морем и горами.
Впереди за заливом видны домики
Кацивели, а чуть ближе недалеко от
моря спирали аквапарка. По
петляющей дороге спускаюсь вниз.
Аквапарк не работает, идет стройка.
Вокруг таблички "Разбивка
палаток и стоянка автомашин
запрещена!" Но потенциальных
нарушителей не видно, весьма
малолюдное сейчас место. Спускаюсь
к морю. Мелкие волны гибнут на
камнях, вдали силуэты корабликов.
Продолжаю путь по шоссе. Слева
остается какая-то антенна для
изучения космоса. А впереди сквозь
парк просматривается круглое
сооружение с вентиляторами на
крыше. Это штормовой бассейн, где
искуственно имитировались
штормовые волны. Еще в советские
времена встречал в печати самые
разные оценки его деятельности:
одни доказывали великую пользу,
приносимую бассейном, другие
считали абсолютно бесполезным и
подсчитывали убытки от него. Сейчас
бассейн, конечно, не работает,
тропинки парка заросли, забор
местами поломан. Дохожу до центра
Кацивели. Далее Понизовка, но
дорога уходит в сторону от моря и
пейзаж какой-то неинтересный. На
маршрутке возвращаюсь в Алупку.
Небольшое гастрономическое
отступление. Вообще-то я не балую
своих читателей описаниями, где
чего можно поесть, но в данной
ситуации не могу удержаться. В кафе
и ресторанах в центре Алупки цены
не по моему карману, а более дешевые
заведения ремонтируются или просто
закрыты без обьяснения причин.
Посему решаю отведать плов в
кафешке на открытом воздухе в
начале аллеи, которая ведет от
центральной площади к верхнему
входу в парк вокруг Воронцовского
дворца. За повара там хитрого вида
седой татарин. Принося мне заказ он
бормочет что-то вроде "Особый
рецепт". Да, это особый плов. Там
есть все: рис, жир, нечищеный чеснок,
соус и даже какая-то ягодка. Нет
только мяса :( .
День шестой и седьмой
Начинается наиболее
насыщенная часть моего путешествия.
Около 10 утра выруливаю на главное
южнобережное шоссе. И тут же меня
тормозят ДАИшники. После проверки
документов предлагают сесть в
патрульную машину. Интересуюсь,
зачем. "Вчера был праздник, а вид
у вас такой, будто вы его хорошо
отмечали..." Это настолько правда,
что даже не спорю, а сажусь в ихний
"Жигуль" и слушаю разьяснение
процедуры проверки на алкогольное
опьянение, а потом начинаю "дуть
в трубочку". Но здесь у меня есть
один фирменный секрет. ДАИшник с
некоторым недоумением
рассматривает не изменившую цвет
трубочку, возвращает "права" и
желает счастливого пути. Я в ответ
желаю ему счастливой службы и
продолжаю движение. Машин на дороге мало,
справа горы, слева синее море... Наконец,
после противокамнепадной галереи,
дорога уходит от побережья. Минут
через 40 паркуюсь в Балаклаве, в
квартале от набережной. Несколько
смущает, что набережная и окрестные
улицы разрыты для каких-то работ. Но
вода в бухте, в отличие от моего
визита сюда 6 лет назад, достаточно
чистая. Иду вдоль берега по
направлению к выходу из бухты мимо
плавучего дока, в котором
ремонтируется единственная
украинская подлодка. Звуки ударов
по металлу оглашают окрестности.
Прохожу небольшой пляж, а дальше по
берегу хода нет, по узкой и крутой
тропке начинаю подниматься вверх, к
развалинам генуэзской крепости
Чембало. Отсюда впервые сам
вижу и фотографирую внешний вход в бывшую базу
подлодок, расположенную внутри
горы на противоположной стороне
бухты. Через этот вход туда-сюда
шныряют лодки рыбаков. По тропкам
забираюсь на вершину горы, к главным башням
крепости. И здесь испытываю
некоторое разочарование - в десятке
метров от верхней башни стоит
местный "Москвич". Если знать
дорогу, сюда можно без проблем
подьехать. Вид с вершины горы
достоин подробного описания. Слева
и частично сзади - величественные
обрывы и море, в котором масса
рыбацких лодок и яхт. Впереди - вход
в Балаклавскую бухту, голубизна
моря, оттененная камнем скал.
Справа - сама Балаклавская бухта,
тоже голубая и вся в яхтах и
корабликах, а еще правее по склонам
сопки взбегают жилые дома. На
осмотр всего этого не жалею часа
времени. Невдалеке рабочие (это они
приехали на "Москвиче")
разравнивают землю и ставят
чугунные решетки ограждения у
обрыва. Скоро здесь все испоганит
какой-нибудь бар. Кто разрешил
открывать его на территории
памятника архитектуры?
Риторический вопрос...
Из Балаклавы в Бахчисарай решаю
двигаться по еще неизвестной мне
дороге через Терновку. Дорога
вполне приличная. Вокруг на плоских
вершинах гор внутренней гряды
пещерные города Мангуп-Кале, Эски-Кермен
и другие. Когда-нибудь я там еще
побываю. А сегодня моя цель - Чуфут-Кале
в Бахчисарае. Подьехать близко
нельзя. Правда, у местных татар
бизнес: через дорогу к Успенскому
монастырю (а от него ближе до Чуфут-Кале
на полкилометра) протянута цепь,
которую за плату опускают. Но это
решает проблему не более, чем на 20%,
поэтому дальше иду пешком. У Успенского
монастыря монашка просит помочь "покидать
камешки" - готовятся к приезду
Алексия. Но я, узрев нескольких лиц
мужского пола явно духовного
звания, не занятых трудовой
деятельностью, вежливо отказываюсь.
Преодолев крутой подьем и раскоп
самозванных археологов, добираюсь
до плато, где и расположен Чуфут-Кале.
Пещеры искуственного характера у
склонов. Заросшие травой и
деревцами развалины. Тишина,
изредка нарушаемая голосами
туристов. Бегающие по камням
ящерицы. Силуэты гор главной гряды
на юге. А когда-то здесь кипела
жизнь и страсти роковые...
Возвращаюсь к месту, где оставил
машину и начинаю путь домой. За
Чонгаром темнеет. У меня уже
принято решение ехать всю ночь. В
свете фар световозвращатели на
дорожных ограждениях, как цепочка
фонариков: слева белых, справа
красных. В 6.00 11-го мая я дома.