ЗАЗ-969В - первый отечественный серийный переднеприводник

Опыт автомобилиста по отдыху в Крыму

 Обычно считается, что первый отечественный переднеприводный автомобиль - ВАЗовская "восьмёрка". Но это неправильно. По такой схеме ещё с 1966г выпускался ЗАЗ-969В, иногда называемый также ЛуМЗ-969В, "Волынянка" или "Волынь".

 В конце 60-х годов впервые его увидел на улицах Харькова. Первая мысль была почему-то - "амфибия"! Как ни странно, это не так уж далёко от истины.

 Ещё в 1962 году был рекомендован к серийному производству небольшой полноприводный военный автомобиль - транспортёр переднего края, имеющий возможность плавать за счёт вращения колёс в воде. Позже он получил название ЛуАЗ-967. ЗАЗ-969ВВ плане хрущёвской конверсии решили на его базе выпускать гражданский грузопассажирский автомобиль для села. С амфибии сняли понтон, лебёдку, изменили корпус, восстановили привычную посадку водителя. Брезентовый верх, слегка модернизировав, оставили, военно-утилитарное оформление салона, да и всего автомобиля - тоже. Остались также 30-сильный V-образный двигатель воздушного охлаждения, ведущий происхождение от одной из разработок BMW (фактически движок от "горбатого" Запорожца) и подвеска. А вот привод на заднюю ось убрали. То ли чтобы удешевить авто, то ли, что более вероятно, в связи с трудностями освоения производства деталей привода задних колёс на небольшом заводе в Луцке. Таким оригинальным путём и получился первый отечественный переднеприводник, раньше "Фольксвагена" и прочих мировых брендов. На нём сохранилась от амфибии 13-дюймовые покрышки повышенной проходимости (на части автомобилей), передние колёсные редукторы и была установлена... система отбора мощности для привода различных стационарных устройств, применяемых в сельском хозяйстве. Замков на обеих дверях, а тем более опускных окон, не было. Задний борт открывался, задние сидения складывались для перевозки груза. Лобовое стекло могло откидываться вперёд, а тент сниматься.

 Одним из разработчиков нового автомобиля был Борис Фиттерман. Только благодаря его вмешательству технические условия для нового авто были согласованы во всех союзных ведомствах. Серийному производству луцких автомобилей дали "зеленый свет".ЛуАзЗ-967 на плаву. Фото из журнала ЗР №6 1988 Выпуск новинки под именем ЗАЗ-969В (в честь конструкторов) стартовал в 1966 году с первой партии из 50 штук. За 5 лет было сделано 7438 экземпляров.

 Эксплуатировался автомобиль как государственными организациями, так и "частниками", однако его проходимость для сельских грунтовых дорог оказалась недостаточной. Постепенно на смену, с 1968 по 1971г, пришёл ЗАЗ-969 с подключаемым при необходимости приводом на задние колёса. Хотя основным приводом всё равно остался передний, а внешность совершенно не изменилась. Теперь стало явно нехватать мощности в 30 л.с. В 1975г был освоен ЛуАЗ-969А (уже по названию завода) с конструктивно схожим сорокасильным двигателем (тоже от Запорожца) и запасным колесом, перенесённым на задний борт. В задней части тента появились ещё 2 боковых окна. В 1979-м стартовал ЛуАЗ-969М со слегка более комфортабельным кузовом. Впрочем, движок-"тридцатку" иногда ставили и на него вплоть до 1990г ("сороковки" не успевал делатьЗАЗ-969В (или просто 969?). Фото из журнала ЗР №8 75г Мелитопольский завод).

Мнение потребителей о машине было разное. Одни отмечали хорошую её приспособленность к сельским условиям и высокую проходимость (в полноприводном варианте) , другие - большую трудоёмкость техобслуживания и низкое качество изготовления.

 Последний потомок ЗАЗ-969В под названием ЛуАЗ-1302, уже с двигателем водяного охлаждения от "Таврии", выехал из ворот завода в 2001г. Сейчас в Луцке только собирают автомобили из машинокомплектов, в частности ВАЗы разных моделей.

 К сожалению, найти "ренгтеновский снимок" ЗАЗ-969В мне не удалось. Посему предлагаю для ознакомления таковой для ЛуАЗ-969А (из журнала ЗР №10 1975г). Учитывая изложенное выше, разница не такая уж и большая.

ЛуАЗ-969А

Техническая характеристика ЗАЗ-969В:

Число мест, включая водителя.............4
Вес автомобиля, снаряжённый/полный, кг...820/1220
Распределение полного веса по осям, п/з..640/580
Габаритные размеры, д/ш/в, мм............3270/1560/1770
База, мм.................................1800
Колея, мм................................1325
Дорожный просвет, мм.....................290
Мощность двигателя, л.с..................30
Максимальная скорость, км/час............75
Рекомендуемое топливо....................А-72

Главная страница   История советских авто

Rambler's Top100 Service
Последнее обновление 03.12.2008. Другие страницы могут быть новее.

Hosted by uCoz