Междугородный автобус ЗиС-127Опыт автомобилиста по отдыху в Крыму

 Первый и последний советский междугородный автобус ЗиС(ЗиЛ)-127 начали разрабатывать ещё в 1951г. Занимались этим А.И. Израэль-Скерджиев, Р.Г. Пископель, Г.В. Битт, М.И. Фридман,  Е.А. Степанова, В.А. Прокофьев, В.З. Киселев, В.Т. Потанин, Н.В. Кугель и другие инженеры ЗиСа.  Конкретного зарубежного прототипа не было, но влияние американской конструкторской школы очевидно. Уже в 1955-м году началось серийное производство.

 В начале 60-х годов, когда ещё даже не был школьником, часто проходил вместе с отцом мимо 4-го харьковского авторемонтного завода (4-й ХАРЗ). И он меня поднимал на руках, чтоб можно было посмотреть через окно, что делается в цехе. А там ремонтировали разные автобусы. Самыми большими из них были именно ЗиС-127, хорошо мне запомнившиеся. Сегодня в этом цехе разместился какой-то супермаркет.

 Автобус был для своего времени очень мощной и комфортабельной машиной. По технической характеристике из соображений безопасности его скорость ограничивалась 95км/ч, хотя реально он мог разгоняться за сотню, обгоняя легковые автомобили (что в детстве также наблюдал на практике). Угол преодолеваемого подъёма с полной нагрузкой был больше, чем у новейших тогда "Москвича-407" и "Волги-М21". Из редкого для тех времён оборудования отметим раздельный пневматический привод тормозов, гидроусилитель руля, выпуклое наружное зеркало, электрические спидометр и тахометр, пятидиапазонный ламповый радиоприёмник с тремя динамиками. Рисунок ЗиС-127 из журнала "За рулём"А верхней фаре-прожектору мощностью 1000вт, четырём звуковым сигналами (двум пневматическим, двум электрическим) и плафонам освещения обочины при посадке пассажиров даже многие современные автобусы позавидуют. Звук пневмосигналов был настолько мощным, что ими, как и фарой-прожектором, разрешалось пользоваться лишь вне населённых пунктов. Дизельный двигатель ЯАЗ-206Д мощностью первоначально 165(172?)л.с. находился сзади, а запасное колесо - на специальной тележке за передним бампером. Двигатель был унифицирован с рядными двухтактными шестицилиндровыми двигателями грузовиков ЯАЗ, но, в отличие от них, комплектовался четырёхступенчатой коробкой передач вместо пятиступенчатой. В моторном отсеке находился дополнительный щиток приборов с амперметром, указателем давления масла, контрольными лампами и выключателями. Масляный радиатор имел водяное охлаждение, а коробка передач - собственный вентилятор. Между листами рессор ставились специальные противоскрипные прокладки, сделаные из... дерева. Комфорт для пассажиров по плавности хода, регулировкам сидений, обзорности и прочему отвечает всем требованиям даже полвека спустя. Не было только кондиционера и видеомагнитофона.

 В ходе производства была увеличена мощность двигателя, изменено расположение пневматических сигналов, опускные окна исчезли, зато появились форточки. В связи с хрущёвской оттепелью изменилось название, с ЗиС-127 на ЗиЛ-127. На один из автобусов в опытном порядке поставили газотурбинный двигатель, с которым он легко разгонялся до 160км/час. Мог бы и больше, но испытатели не рискнули из-за опасности разрыва шин.

 Использовались автобусы в основном на хороших междугородных трассах, тогда ещё не загруженных транспортом, например, на маршруте Москва-Симферополь. Там 127-е в лучшей мере проявляли свои качества. Но были и "аэродромные" автобусы, связывающие Москву с аэропортами.

 Выпуск ЗиС-127 по годам:
1955г - 30
1956г - 201
1957г - 189
1958г - 200
1959г - 200
1960г - 30
1961г - 1
всего изготовили 851 штуку.

 Почему же век такого совершенного автобуса оказался недолгим? Формально - из-за большой ширины, которая на 18 сантиметров превышала стандарт в 2.5м. А фактически - ставка была сделана на поступающие из Венгрии автобусы Икарус-55.

 Последний раз видел 127-й на автовокзале Новомосковска в 1970-х. На правом борту были звёзды, обозначающие сотни тысяч пройденных километров. До нашего времени сохранилось в качестве настоящих или будущих музейных экспонатов 3 экземпляра ЗиС-127 в России, по 1 в Эстонии и Латвии.ЗиС-127 в музее Мосгортранса ожидает реставрации В 90-е годы на Украине также существовал прекрасно восстановленный экземпляр этой модели. Он даже участвовал в киевских парадах автомотостарины. Но в начале 21-го века, когда его хозяин умер, автобус попал в качестве элемента интерьера в ночной клуб, был обезображен и раскурочен, а потом, очевидно, сдан на металлолом.

 Техническая характеристика:

Число мест (без водителя).........32
Масса снаряжённая, кг..........10000
Масса полная, кг...............13000
Размеры, д/ш/в, мм...10200/2680/3060
Высота подножки, мм..............360
Максимальная скорость, км/ч.......95
Двигатель.......ЯАЗ-206Д / ЯАЗ-М206Д
Мощность двигателя, л.с....165 / 180
Рабочий объём цилиндров, л......6.97
Экспл. расход топлива, л/100км....42
Запас топлива, л.................250
Наименьший радиус поворота, м.....11
Дорожный просвет, мм.............270
Наибольший угол подъёма, %........31

 При написании странички использовались материалы газеты "Московский автозаводец" и старые автомобильные справочники.

Главная страница   История советских авто

Rambler's Top100 Service
Последнее обновление 29.03.2010. Другие страницы могут быть новее.

Hosted by uCoz