История Ялты ХIХ века

Опыт автомобилиста по отдыху в Крыму

Начало курортного бума застало Ялту по существу деревней с территорией в шесть десятин земли, замкнутой между двумя горными речками. К концу 60-х годов XIX века общее количество приезжих оценивалось в двести семейств (т. е. около тысячи человек) в сезон. Первые "курортники", а это, следует сказать, была публика в основном аристократическая, должны были довольствоваться условиями первопроходцев. К услугам приезжающих были две гостиницы - лучшая
С. П. Галахова и Hotel de Jalta, содержавшаяся французом Собес.
К началу 70-х годов их число выросло до четырёх. Заведения, едва ли насчитывавшие вместе более трёх десятков "нумеров", вели отчаянную конкуренцию, не брезгуя подрывом репутации соперника. Так, близкие к "французскому" отелю извозчики, например, распространяли слухи, что в "галаховской" гостинице много тараканов. В зависимости от достатка можно было снять также дачу или "меблированные комнаты". Последние представляли собой преимущественно деревянные времянки, изнутри оклеенные обоями и обставленные мебелью "...И какой мебелью! - восклицает современник, - сосновые столы с дырявою клеёнкою или салфеткой, венский стул, кровать самого первобытного вида, деревянная кое-как сколоченная, с досками, прикрытыми тоненьким, как блин, мочальным тюфячком. А то так просто козлы, обтянутые парусиною, с гнездилищем врагов человеческого сна и спокойствия...".
Несмотря на скромность обстановки и элементарную антисанитарию, цены на размещение в подобных условиях были весьма немалыми. Объяснялись они тем, что спрос в первые годы существования Ялты курортной многократно превышал предложение.
Таким образом, уже на заре истории Ялты как крупнейшего российского курорта обозначились две её главные проблемы, в разрешении которых в общем-то и состояла её жизнь на протяжении десятилетий, - это проблема благоустройства и цен.
В 1874 году был высочайше утверждён новый генеральный план города, расширивший границы сразу до пятисот десятин.
"С этого времени, - как пишет неизвестный биограф города, - Ялта начала расти с неимоверной быстротой. Дома и дачи, одна другой красивее и удобнее, вырастали как грибы. Народонаселение вскоре утроилось. Образовались улицы с тротуарами, с фонарями, устроился водопровод".
В это же время в Ялте образовалось "общество распространения удобств жизни", которое построило громадную 150-номерную гостиницу "Россия" - первое такого рода фешенебельное заведение европейского уровня. Поговаривали, что в действительности деньги на строительство были выделены лицами из ближайшего императорского окружения, заинтересованными в том, чтобы иметь соответствующее пристанище в городе во время августейших посещений Ливадии.
"Постройка такой первоклассной гостиницы, - вспоминал очевидец доктор Дмитриев, - сразу изменила весь налаженный строй жизни в Ялте... Теперь... начала появляться столичная публика, она сразу подняла тон, потребовала большего комфорта и удобства. Появились умывальники, пружинные кровати и т. п., а вместе с ними щётки и тряпки, т. е. смерть насекомым и конец провинциальной неряшливости". Рекламные проспекты предлагали "все удобства европейских гостиниц". Впрочем, многообещающее утро Ялты не было совсем безоблачным. В 1872 году город посетила холера - заболели 144 человека, из которых 41 отправился в мир иной. Но гораздо более ощутимый удар только что начавшей подниматься Ялте нанесла Русско-турецкая война 1877-1878 годов. По объявлении войны город опустел в три дня и в течение двух сезонов не видел приезжих. Хотя военные действия и не коснулись курорта, большинство домовладельцев не смогло выдержать двухлетнего "неурожая" на приезжих, и многие дачи и дома переменили хозяев, не исключая и красавицу "Россию". Зато 1879 год с лихвой вознаградил оставшихся и новых владельцев. Цены на землю и недвижимость поднялись с неимоверной быстротой.
В 1888 году произошли два события, поставившие Ялту в число самых передовых городов империи: был пущен новый водопровод и устроена городская канализация. Канализация - предмет гордости местных властей - была устроена по "сплавной системе": городские нечистоты попадали в главный коллектор, проходивший под набережной, а оттуда сбрасывались просто в море за корнем ялтинского мола.
Примерно так же, как и проблема нечистот, решалась и проблема ликвидации мусора,
а именно: посредством его "вывоза в море за три версты от берега, на специально предназначавшемся для этой цели ассенизационном баркасе". Ещё одной проблемой был лёд, без которого невозможно было добиться сохранения продуктов в условиях жаркого климата. Заготовлением льда занимались местные татары, которые собирали снег в карстовых пещерах и затем продавали его ялтинским домохозяевам и владельцам ресторанов. Попытка открыть в 90-х годах льдоделательный завод не увенчалась успехом. Татары сбили цены на свои услуги вдвое, завод не смог с ними конкурировать и закрылся. После этого цены на "татарский" лёд взлетели в четыре раза.
По количеству приезжавших Ялта в 90-е годы превратилась в один из крупнейших по мировым масштабам курортов, меньшим, чем Ницца или Висбаден, но вполне сопоставимым с Карлсбадом.
В чем действительно Ялта переплюнула заграничные курорты, так это в ценах. Поскольку она складывалась первоначально как аристократический курорт, его посетители не испытывали недостатка в средствах и охотно тратили их, не сообразуясь с представлениями о реальных ценах. Это создало даже своеобразную традицию и соответствующим образом настроило местных предпринимателей. "Ялта как курорт, - свидетельствует один из его бытописателей, - возникла на месте мотовства и шальных денег". Все эти причины привели к чрезвычайной дороговизне отдыха здесь.
Сезон начинался в пасхальные дни, когда в Ялту приезжала на короткое время богатая московская и петербургская публика вдохнуть южного тепла после длинной русской зимы, и постепенно разворачивался, достигая пика в конце августа - сентябре. Именно в это время приблизительно до середины октября сюда прибывали самые богатые курортники, создавая небывалый ценовой ажиотаж. Особенно это касалось квартир, извозчиков, услуг прачечных и... винограда, который потреблялся в неимоверном количестве. Курортный бытописатель советует: "Вообще появляться в эту пору на горизонте Ялты человеку небогатому или даже с ограниченными средствами очень неосторожно. Ограбят дочиста и приведут нервную систему в такое состояние, от которого придётся долго оправляться".
К концу 90-х годов, несмотря на очевидные успехи на ниве городского благоустройства, курорт впервые столкнулся с серьёзными экономическими трудностями. "Последние годы, - сообщает современник, - могут быть названы годами упадка Ялты, которая как бы вышла из моды. Приезд людей, бросающих без счёту деньги, из года в год становится все менее и менее численным, в Ялту усиливается приезд средней, трудовой публики, и ропот её на невероятную дороговизну жизни в Ялте делается всё громче...".
Всероссийски известная Ялта далеко перешагнула границы своих возможностей как обычного уездного городка. В 1915 году в специальном докладе, подготовленном съезду по улучшению русских лечебных местностей, ялтинские думцы заявляли: "Ялту может спасти только признание ея законодательным путём не просто уездным городом, а всероссийским первостепенного значения курортом". Это в общем-то и произошло в следующем десятилетии, однако совершенно в других условиях и вовсе не так, как об этом мечтали почтенные ялтинские общественные деятели.
***
Чтобы понять цивилизацию, нужно знать не только то, как люди работали, но и то, как они отдыхали. Курорт как специфический культурный феномен возник сравнительно недавно. Европейское общество на переломе ХIХ века вдруг почувствовало, что одержимо недугами, коренящимися в самом способе его существования, порождёнными теснотой больших городов, вредными выбросами фабричной промышленности. Именно тогда возникла необходимость отправиться "назад к природе", к райским уголкам с чистым воздухом, лесом, горами и морем. Именно тогда и родился "курорт", от немецкого - лечебная местность, не просто "другой мир", но мир, приносящий исцеление. 

Андрей Мальгин     http://www.kp.crimea.ua/newspaper_details.php?newspaper_id=2468

Главная страница

Rambler's Top100 Service

Последнее обновление 09.10.2007. Другие страницы могут быть новее.

Hosted by uCoz