Поездка в Крым - август 2007
Старт 26.08.2007 в 15.00. На этот раз у меня почти антикварное авто ВАЗ-21011 выпуска января 1975г, 106 тыс. км, всё родное, кроме шин, аккумулятора, передних тормозных колодок, сцепления, задней крестовины, нескольких тормозных цилиндров, бобины и глушителя. Даже жидкость в гидроприводе сцепления ещё залитая на заводе треть века назад. За всю дорогу туда и обратно ни разу не приходилось браться за гаечный ключ. Крейсерскую скорость поддерживал 90-100 км/ч. При желании можно было разогнаться значительно больше - все 69 паспортных лошадей живы и находятся в хорошей форме. После ЗАЗика мне даже кажется, что их слишком много. При сухой массе 890кг динамический фактор на уровне более тяжёлых современных бюджетных иномарок. Кто говорит, что ВАЗ не умеет делать хороших машин? Всё он умеет, только не хочет ;) .
Выезжаю на новую дорогу Харьков-Симферополь, так называемую "бетонку". Недавно её покрыли асфальтом и установили металлические отбойники, но формально ещё не открыли. Машин мало, дорожных знаков нет. Исчезают под колёсами километр за километром, вокруг малороссийские просторы. Значительная часть земли не обрабатывается. Ближе к Краснограду продолжается работа по ремонту мостов, несмотря на воскресный вечер. Приходится переезжать с полосы на полосу. Вместо запрещающих знаков строители перегораживают дорогу обломками бетона. За Красноградом ведётся укладка асфальта. Слалом между полосами учащается и начинает надоедать. Наконец, в Бердянке не выдерживаю и переезжаю на старую дорогу. Скоро знаменитое Перещепино с его казачками-лжеэкологами. Но при мне никого, кроме двух ДАИшников у поста, нет. Солнце склоняется к горизонту. ДАИшники стоят у знака ограничения скорости "50" у свалки на объездной Новомосковска, у знака "Стоп" при съезде с объездной и у такого же при возвращении на трассу Москва-Симферополь, умело маскируясь складками местности. Дальше до Запорожья пусто, пост у поворота на Синельниково закрыт, а в начале Запорожской области и вовсе демонтирован. Но после основного поворота на Запорожье появляется масса авто, возвращающихся туда с моря и дач. Ведь позади аж 3 выходных дня. ДАИшники стоят на противоположной стороне дороги, особо не мешая движению, в двух местах рядом с ними дежурят пожарные машины. Дежурят и мойщики стёкол в Запорожье. Встречный поток весьма плотный, но никто особо не наглеет и на мою полосу не выезжает. Темнеет, а температура за бортом и не думает понижаться. За Васильевкой навстречу сплошная тянучка в два ряда. Решаю ночью не ехать против течения и на стоянке в Зелёном Гаю останавливаюсь на ночлег, раскладывая правое сидение. Мимо ежеминутно проносятся увешаные лампочками микроавтобусы, дабы накормить и напоить в местных кафе своих возвращающихся с моря пассажиров. Лишь после полуночи движение возвращается к обычному ритму. На небе полная луна, хорошо слышно пение цикад.
Около пяти утра продолжаю путь. Светает. После железнодорожного переезда в месте, где 3 раза подряд горел склад боеприпасов, останавливаюсь, чтоб умыться, побриться (через переходник 12 - 127в) и прибраться в машине. Вокруг страшная сушь. С первыми лучами солнца въезжаю в Мелитополь. Далее свободная дорога, степь, выгоревшие посадки. ДАИшники в Новоалексеевке и Чонгаре в белой форме, мною не интересуются, хотя ранее предполагал, что чёрные иногородние номера без внимания не останутся. Будки сборщиков дани в Чонгаре исчезли. И вот в очередной раз здравствуй, Крым! В Джанкое сворачиваю направо до дороги Херсон - Симферополь, а с неё ещё раз направо до Раздольное - Евпатория - Симферополь. Жара. Положение с местами отдыха между Евпаторией и Саками за 3 года никак не изменилась, посему разворачиваюсь, возвращаюсь в Евпаторию и еду в бывший кемпинг "Золотой пляж" в конце Симферопольской улицы. Сейчас там дикая стоянка, но ситуация ухудшилась лишь в плане чистоты территории и пляжа, а также туалета. Вся набережная забита автомобилями приехавших купаться из Евпатории, но в самом бывшем кемпинге, между набережной и железной дорогой, свободно. Нахожу местечко в тени под деревом, купаюсь в море... Теперь можно расслабиться.
Вечером начинаю пешую прогулку в Евпаторию. Здесь мало что поменялось. Часть пляжа сделали платным и огородили забором, так что моря с набережной не видно. Сделали водосток из пресной части озера Сасык, теперь в море впадает небольшая речка. А говорят, в Крыму воды не хватает ;) . Дальше рядом с пляжем построили многоэтажное здание какой-то гостиницы или пансионата. Старый симпатичный трамвайчик производства 50-х годов к "Новому пляжу" заменили на более современный, а также пустили туда маршрутки в большом количестве. Вот, пожалуй, и всё. Сам город в районе морского порта не изменился. Стоя на набережной, бросаю взгляд на дугу Каламитского залива, по привычке ища вышку, находившуюся ранее на пляже моего кемпинга. Увы, её, очевидно, сдали в металлолом.
Возвращаюсь на стоянку, иду на вечерний пляж. Народу там ещё немало. Сидя на гальке, рассматриваю купленую в Евпатории карту-километровку, обдумываю дальнейший маршрут. Солнце исчезает за горизонтом. Вдали зажигается маяк, а в районе порта - яркий красный огонь. Зато столбы с фонарями, освещавшими ранее набережную, исчезли. Собираюсь ложиться спать, но донимают комары. Посему выезжаю на набережную, где их сдувает ветром. Там до сих пор немало машин. Сижу на парапете, смотрю на ночное море и огни Евпатории.
Просыпаюсь ещё затемно, иду гулять вдоль кромки прибоя. Некоторые личности спят прямо там, в нескольких метрах от волн. Чайки с подозрением обходят из стороной. После восхода солнца возвращаюсь обратно под своё дерево. Комаров сменяют мухи :( . День провожу на пляже.
В пять часов начинаю выдвижение в сторону Севастополя. В Саках некая дама на иномарке заглохла перед перекрёстком со светофором, включила аварийку и сидит себе в машине, как будто так и надо. Но солнце светит сзади, и аварийка почти не видна. Многие, в том числе и я, на этом попадаются, а потом, бормоча нехорошие слова, сдают назад. Выезжаю на пустую дорогу на юг. Слыхал, что в районе Песчаного за небольшую мзду пускают на территорию пансионатов, и можно стоять возле моря в сосновом лесу. В первой же попавшейся базе отдыха под названием "Магарач", сквозь ворота которой виден сосновый бор, сторожа с большой готовностью пускают меня за 15грн. Увы, ситуация не слишком радужная. К морю подъехать нельзя, впереди сотня метров высушенного зноем леса, затем несколько широких террас и только потом пляж. Присутствуют киоски, кафешки и ларьки, зато нет минимального набора удобств - воды и туалета. Всё это есть в домиках, а на таких, как я, заведение не заточено. Но в общем, всё смотрится симпатично, пляж и море без проблем. И комары полностью отсутствуют. К сожалению, идёт строительство новых домиков, при этом вырубается лес :( .
Утром продолжаю путь к Севастополю. Справа вижу неогороженный забором лес, в нём палатки туристов, а дальше море. Похоже, вчера я поторопился... Проезжаю освещённые утренним солнышком горки в районе Любимовки и развилку с Кучмаштрассе. Как обычно, оставляю авто на Северной стороне и на пароме переправляюсь в Артбухту. Специально выбираю паром, а не катер, потому, что на нём мало народа и есть сидячие места на втором этаже с отличным обзором. К тому же у парома меньше скорость и больше протяжённость маршрута, так что есть время полюбоваться севастопольскими бухтами.
Севастополь, как и Евпатория, за 3 года особо не изменился. Достопримечательности центра и корабли Черноморского флота на своих местах. К сожалению, Графская пристань закрыта на ремонт, и совершить традиционный выход к морю не удаётся. А около памятника затопленным кораблям народ устроил дикий пляж, все скамеечки на набережной заняты.
Гуляю по главным улицам и центральному холму. Дом культуры на улице Людмилы Павличенко превратился обратно в собор Петра и Павла, идёт его ремонт. Вокруг симпатичные лесенки и мелкие бездомные представители семейства кошачьих. Возвращаюсь на катере к машине на Северную сторону и начинаю путь в восточный Крым. Жара. По дороге надо преодолеть Симферополь, который нельзя объехать. Весь центр - большая пробка. К счастью, во встречном направлении, с моей стороны проехать можно. В Белогорске у поворота на Приветное надпись - перевал Кок-Асан-Богаз "закрыто". Ну и ладно, всё равно в этом году покорять его не собирался. Впрочем, по сообщениям в Инете дорога вполне проходима, ничего по сравнению с прошлым не изменилось. В Грушёвке сворачиваю направо. Почти всё шоссе до Судака имеет сплошную разделительную полосу. Если же впереди попадается тихоход, как в моём случае, приходится нарушать. Кстати, ДАИ в Крыму на удивление мало. Перед Судаком сворачиваю налево на дорогу к мысу Меганом. Крутые подъёмы и спуски. Проезжаю автостоянку "Алчакар" - не очень приятное место, сзади свалка, нет деревьев. Около двух часов дня устраиваюсь в кемпинге "Капсель". Это настоящий кемпинг, известный ещё со времён СССР. Пару раз был в нём на мотороллере. За двадцать с лишним лет появились домики, кафе, благоустроили путь к морю. Есть даже небольшой парк детских аттракционов (неработающий). Зато народа во много раз меньше, огромная территория заполнена процентов на 10% - люди предпочитают более комфортабельный отдых. Ну что ж, можно выбрать место поближе к морю и под деревом. Иду купаться. В море крупная галька, но в ней заботливо проделан проход до места с песчаным дном.
Вечером взбираюсь на невысокую гору рядом с кемпингом. Какой вид вокруг! Надо будет вернуться сюда утром с фотоаппаратом. Все окрестные холмы застроены сооружениями из ракушечника, напоминающими нечто среднее между сараями и деревенскими сортирами - это татарские самозахваты на территории заказника. Везде вокруг выжженая солнцем трава. На вершине мыса Меганом крутятся ветряки.
Слева за горой в море у берега стоит речной колёсный пароход, напоминающий известную по фильму Рязанова "Жестокий романс" "Ласточку". "Ласточка" действительно должна находиться поблизости, но справа, в одной из Новосветских бухт. Зачем её перетащили?
На утренней фотосессии знакомлюсь с чехом, который приехал сюда вчера вечером на туристическом автобусе. Объясняю ему значение упомянутых выше татарских сараев, но, похоже, он так и не понял.
Вода в море утром удивительно прозрачная, видны все камешки на дне. Можно дать пинка зазевавшейся рыбёшке. Всё песчаное дно изрыто дырками диаметром от одного до нескольких миллиметров. Кто их сделал?
В 11 часов переезжаю на автостоянку в Прибрежное, с другой стороны Меганома. В отличие от Капсели, здесь многие отдыхающие приезжают из расположенной в нескольких километрах Солнечной Долины только на день, поэтому машины поближе к морю стоят довольно плотно. Зато к вечеру дистанция между ними увеличивается до вполне приемлемой. Нахожу себе местечко рядом с дорогой к фирменному магазину винзавода "Солнечная Долина". Если лежать в машине, то, не отрывая голову от подушки, можно видеть Карадаг и Золотые ворота. Кстати, сам завод расположен вплотную к стоянке. Ёмкости с вином напоминают нефтебазу. А в Миндальном, по дороге между Капселью и Прибрежным, есть винные подвалы и дегустационный зал.
С берега моря, находящегося в 30м от авто, видны Курортное и Орджоникидзе. Карадаг закрывает Коктебель, а расположенный за концом стоянки мыс - Лисью Бухту. На этом мысу находятся развалины базы отдыха советских времён. Странно, такое прекрасное место и не используется.
Народу на пляже мало, особенно на следующий день, когда нашли тучки и прошёл небольшой дождик. Море отличное. Набор всяких кафешек и ларьков вполне приличный. Вот только с водой плохо, её надо привозить с собой, в крайнем случае, попытаться выпросить на винзаводе. Где же расположено само село Прибрежное, так и не понял.
Больше суток провожу на море. 31-го августа в 4 часа дня начинаю возвращение домой. Решил проверить нанесённую на карту дорогу Курское - Льговское - Золотое Поле - Пушкино - Маковка. За Курским видны красивые обрывы и пещеры во Внутренней гряде, напоминающие таковые у Бахчисарая. За красивые виды надо платить - асфальт сменяется разбитой щебёночной дорогой. Но через несколько километров, у Льговского, вновь начинается приличный асфальт и остаётся таковым до выхода на основную трассу на Джанкой вдоль Северо-Крымского канала. Посадки и леса вдоль дороги зачастую повреждены или уничтожены пожарами. Это касается всего Крыма, лето было крайне засушливым. В районе Пушкино, видимо, разрешили спиливать повреждённые огнём деревья на дрова, и аборигены активно нагружают ими легковые автомобили и даже мотоциклы. Переезжаю канал, в районе Нижнегорского закупаюсь крымскими овощами. Пустая вечерняя дорога на Джанкой позволяет двигаться с высокой скоростью.
За постом ДАИ в Новоалексеевке останавливаюсь на ночлег на широченнейшей обочине. До проезжей части несколько метров, так что выключаю наружное освещение. К тому же в сотне метров сзади значительно ближе к дороге стоит грузовик торговцев дынями и прикрывает меня. Собираюсь заснуть, но не тут-то было. Сзади вплотную останавливается фура и включает, вдобавок к обычному освещению, ещё и аварийную сигнализацию. Зачем? Это оправдано на дорогах Европы, где на автобанах останавливаться запрещено, но не у нас. К тому же это прямое нарушение правил дорожного движения. Минут через двадцать мигальщик уезжает, но на его место приезжает другая фура и тоже включает аварийку! Всё в салоне моего жигулёнка мигает оранжевым цветом. Мне от злости даже спать расхотелось. Можно, конечно, отъехать подальше, но где гарантия, что снова сзади кто-нибудь не приедет? Наконец, и вторая фура убирается восвояси.
В половине пятого утра продолжаю путь, около часу дня я уже дома. Расходы составили около 700грн, в основном бензин, с ДАИшниками ни разу не общался. И на всех стоянках только у меня было авто с чёрными советскими номерами.
Последнее обновление 04.01.2010. Другие страницы могут быть новее.