Москвич-407

Опыт автомобилиста по отдыху в Крыму МЗМА, 1961гНа самом деле, 407-м обзывают "Москвичи" моделей 402, 407, 403, а также универсалы, фургоны и полноприводники, выпущенные московским заводом малолитражных автомобилей (МЗМА) с 1956-го по 1965-й год. Это машина моего детства, на которой в двухлетнем возрасте побывал в Крыму, а позднее совершил первую поездку за рулём. Вот как это было. Пустая асфальтировная дорога, небольшой подъём. Теоретически всё прекрасно знаю, но предстоит первое в жизни трогание с места. Выжимаю тугое напольное сцепление, движением рукоятки на руле на себя и вниз включаю первую, жму на газ и отпускаю сцепление. Естественно, "Москвич" прыгает вперёд, но движок не глохнет и вот я ЕДУ! На первой передаче трёхступенчатой коробки на средних оборотах это где-то километров 10-15 в час. Пора включать вторую. Рукоятку вверх, от себя и снова вверх. Процедура проходит на удивление успешно, скорость возрастает до 30-40. Но впереди на узкой дороге поворот на 90 градусов, а сбросить газ не догадываюсь. Кручу белый руль и с визгом пятнадцатидюймовых покрышек прохожу поворот. В салоне летят все незакреплённые предметы, включая бабушку на заднем сидении. Так началась моя автомобильная жизнь.

А история 407-го началась в 1951-м, когда "Москвич-400", копия довоенного немецкого "Опель-Кадета", "Москвич-402" первого выпуска, музей Красинца. Поворотники жёлтого цвета в средней секции заднего фонаря (позже были в верхней), неродной бампербезнадёжно устарел. Первый опытный образец "Москвича-402" был Москвич-402 в варианте такси. Фото из журнала "Грузовик Пресс"весьма похож на английскую малолитражку Ford Consul. Спустя четыре года опытных образцов было уже двенадцать, и только тогда госкомиссия утвердила-таки один из них в серию. Производство 402-го началось в апреле 1956г, одновременно с прекращением выпуска 401-го (модифицированного в 1954г 400-го). Несколько позже стали выпускаться созданные на базе 402-го «Москвич-423» с кузовом универсал и легковой автомобиль повышенной проходимости «Москвич-410».

Новый "Москвич" стал пионером отечественного автомобилестроения по многим показателям: панорамное цельногнутое ветровое стекло, телескопические амортизаторы, бесшкворневая передняя подвеска, кнопочное управление замками дверей, двухспицевое рулевое колесо. Однако, несмотря на все новшества, в автомобиле было много анахронизмов. Силовой агрегат был от предыдущей модели с увеличением рабочего М-407 раннего выпуска в музее АЗЛКобъёма до 1,22 куб.см. - мощность нижнеклапанного двигателя у "Москвича-402" составила 35 л.с. против 26 л.с. у "Москвича-401". Коробка передач, имевшая три скорости, равно как и главная передача остались прежними. Стартёр имел ножной привод от педали. Это и стало причиной сравнительно недолгой жизни модели - за два года было выпущено всего 87 тысяч "Москвичей-402".

407-я модель пошла в серийное производство в мае 1958 года. Налицо был значительный шаг вперед. Объем верхнеклапанного двигателя - 1358 куб.см. 45 лошадиных сил разгоняли автомобиль весом в тонну до 115 км/ч, против 105 у 402-го. Появились стартёр с пуском от ключа зажигания (хотя в самом начале была выпущена небольшая партия машин со старым стартёром) и молдинги на крыльях и дверцах. Рабочее место водителя 402-го и 407-го "Москвича" Из других внешних отличий - стали более короткими накладки на задних дверях, а оранжевая секция поворотника в задних фонарях из средней секции переехала в верхнюю. Но одновременно изменилась и цена, с 15 000 до 25 000 дореформенных рублей. Рекомендованым бензином стал А-72, хотя допускалась и кратковременая эксплуатация на старом 66-м. Интересная деталь - даже в начале 1959г к "Москвичам" прилагалась инструкция от 402-го с вкладышем "Двигатель модели М-407". 1 октября 1959г на всех авто появилась четырёхступенчатая коробка передач, в феврале 1960г изменилась схема электрооборудования с минусом аккумулятора на массе, а в 1961г начал устанавливаться более современный гипоидный задний мост с уменьшенным передаточным числом, что позволило сократить расход бензина. Некоторое количество авто стали красить в два цвета. Примерно в это же время было изменено оформление облицовки радиатора - вместо среднего горизонтального хромированого бруса появилась сетка. М-407 позднего выпуска в музее АЗЛКА в 1963-м в связи с изменениями в шасси машина и вовсе была переименована в 403-ю. Кузов внешне не изменился по сравнению с М-407. Вдвое более редким стало рекомендовано заводской инструкцией техническое обслуживание. Появились стеклоомыватель и новое рулевое колесо. Педали тормоза и сцепления стали подвесными, а последнее получило гидропривод. Модернизировали и подвеску. Основные параметры авто остались прежними. Был также экспортный вариант М-403Э с изменёнными облицовкой радиатора, молдингами и задними фонарями. Выпуск "Москвича-403" и его модификаций в виде универсала и фургона продолжался до 1965г, последний год параллельно с новым 408-м.

"Москвич-407"  у Красинца Из приборов в машине был спидометр, одометр, амперметр, указатели количества бензина, давления масла и температуры воды. А вот контрольных ламп вначале было всего две - маленькая синяя дальнего света на спидометре (проградуированом до 140км/ч) и белая включения вентилятора отопителя в его полупрозрачной круглой ручке управления с тремя скоростями. Включение же указателей поворотов отслеживалось по положению маленького белого рычажка на рулевой колонке. Лишь в 60-х появилась соответствующая контрольная лампа. Капот открывался ручкой под "бардачком" у двери правого переднего пассажира, а багажник - ручкой под задним сидением справа. Таким образом, чтобы полезть в багажник, нужно было сначала открыть правую заднюю дверь. Рычаг ручного тормоза был под передней панелью справа от руля. При необходимости можно было отключить ручник одним быстрым ударом руки, в отличие, скажем, от "Жигулей", где нужно нажать пальцем на кнопку и опустить рычаг. Привод стеклоочистителя был механический, от двигателя. Все авто комплектовались ламповым радиоприёмником с диапазоном длинных и средних волн и регулируемой подсветкой комбинации приборов. Водительская дверь изнутри не блокировалась. Инструкция гласила - при желании запереть автомобиль изнутри, например, при ночёвке, опустите левое переднее стекло, заблокируйте замок двери через него снаружи ключом зажигания и поднимите стекло. Кстати, сидения, раскладываясь, обеспечивали относительно удобные спальные места.

Так рекламировались экспортные 407-е

Партия "Москвичей-407" была даже подготовлена к отправке в США - Америка тогда просто задыхалась от огромных дорожных крейсеров и экспорт небольших и экономичных автомобилей со всего мира был велик. Однако после того, как над СССР был сбит американский самолет-шпион "У-2", машины так и остались на заводе. Зато в Финляндии, Норвегии, Бельгии, Греции, не говоря уже о социалистических странах, они пользовались стабильным спросом. Некоторые экземпляры оказывались в Африке и Мексике. На экспорт шло около трети продукции МЗМА.

Общие данные М-407
Кузов седан, 4 двери, 4(5) мест
Габариты Д / Ш / В, мм 4055 / 1540 / 1560
База, мм 2370
Колея передняя / задняя, мм 1220 / 1220
Клиренс, мм 200
Масса снаряжённая / полная, кг 990 / 1290
Объем бака, л 35
Двигатель и трансмиссия
Тип бензиновый карбюраторный
Расположение и количество цилиндров / кл. на цилиндр Р4 / 2
Объем, см куб. 1360
Мощность, л.с. при об/мин 45 / 4500
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин 86 / 2600
Тип привода задний
КПП механическая 4-ст. (до 1.10.1959 3-ст.)
Ходовая часть
Тормоза барабанные, без усилителя
Подвеска передняя / задняя независимая пружинная / зависимая рессорная
Шины 5,60-15
Эксплуатационные показатели
Максимальная скорость, км/ч 115
Разгон 0-80 км/ч, с 24
Средний расход бензина А-72, л/100 км 9-10

М-410Н в музее АЗЛКМ-403Э в раллийном варианте (доп.фары и раскраска неродные)Были следующие модификации 407-го: 407М - медицинский, 407Б - с ручным управлением, 407Т - такси-седан, 423Н - универсал, 423Т - такси-универсал и 430 - фургон, а также полноприводные модификации - 410Н (седан), медицинский 410М и универсал 411. Впрочем, выпуск полноприводников был невелик, а с конца 60-го года их уже не делали ради увеличения выпуска основной модели.

Всего было изготовлено 266209 407-х, а вместе с 402-ми, 403-ми и модификациями - около полумиллиона авто. И сейчас сохранившиеся экземпляры продолжают использоваться в качестве транспортных средств, особенно в сельской местности. Правда, в ходе ремонтов значительная часть 407-х приобрела модернизированый 50-сильный двигатель от 408-го "Москвича" и утратила боковые молдинги. В связи с этим иногда встаёт вопрос, как внешне отличить их от более ранних 402-х. Самая надёжная примета - декоративная накладка на задних дверях, которые редко меняются. У 402-х накладка почти в два раза больше.

Шинный манометр "Москвича-407" (а также 402-го и других отечественных авто 50-х годов)Что касается ходовых качеств 407-го, то можно отметить достаточно высокую проходимость (особенно, если назад установить "вездеходные" покрышки), а также неплохую эластичность двигателя. С трёхступенчатой коробкой и негипоидным задним мостом "Москвич" уверенно двигался на прямой передаче со скоростью 30 км/час. Даже после семидесятитысячного пробега без переборки двигателя машина сохраняла возможность поддерживать крейсерскую скорость в 90 км/час, не перегреваясь в жаркую погоду, а при обгонах разгоняясь до 100-110. Зато ТО со шприцовкой требовалось каждую тысячу километров. Число точек смазки шасси при этом составляло 54, а кузова 83 (у 403-го число точек смазки кузова достигло аж 102, правда, только через каждые две тысячи). Естественно, никто смазкой кузова без необходимости себя не утруждал, и правильно делал.

Фото, если не оговорено, из веб-конференции Авто-ретро wwwboards.auto.ru/retro

Главная страница     История советских авто

Rambler's Top100 Service
Последнее обновление 26.09.2010. Другие страницы могут быть новее.

Hosted by uCoz