Отчёт-2005 Тимофея

Опыт автомобилиста по отдыху в КрымуКрым - Морское, авто, палатка

В этом году, по примеру прошлого (http://road-crimea.narod.ru/2004/tim.htm), мы в прежнем составе и оснащении решили повторить отдых на испытанном месте. Что из этого вышло, читайте ниже:

Поездка планировалась на середину, вторую половину июля, но график отпусков сместил нашу поездку на начало июля.

Таможня.

Всю неделю перед отъездом я мучительно соображал: в какой день недели ехать и где пресекать границу? В результате выехали в субботу и поехали через Нехотеевку (о чем не пожалели). Особого интереса для пограничников и таможенников обоих государств мы не представляли, и посему все ограничилось стандартной процедурой - пограничные и таможенные формальности заняли 40 мин. "туда", и 1-15 "обратно". Надо отметить, что разрыв срока пересечения границы в 2 недели (3 и 17 июля) дал прирост очереди автомобилей из России в 3-3,5 раза.
Позволю себе дать один совет: при выезде с Украины на вопрос "хозяина шлагбаума" "Как часто пересекаете границу Украины?" надо отвечать - "Часто". На этом все вопросы заканчиваются, в противном случае начинается "развод" на различные платежи и поборы. Хотелось посетить беспошлинные магазины, однако, не удалось - оставим это удовольствие на следующий раз :-).

Дорога.

Выезд из Курска планировался на 5 утра, однако, по непостижимым для меня обстоятельствам, он каждый раз сам собой переносится на 30-40мин. позже, и это притом, что надо только встать, умыться, сесть в машину и поехать - загадка природы.
Некоторые опасения вызывали просевшие задние пружины на моей "девятке" - задние брызговики не доставали до асфальта 10-15мм., однако, все обошлось.
В силу инерции и из соображений экономии семейного бюджета, я решил не изменять своим принципам, и продолжил практику езды без техосмотра и российской страховки (за 5 лет такой езды затраты составили 450руб). Эта "игра с огнем" оправдала себя и в этот раз :-). Вот только разовую украинскую страховку пришлось купить в Курске за 146руб., что сэкономило мне около часа на таможне.
На Украине меня удивило обилие газовых заправок - цена на газ варьировалась от 1,45гр. в Харьковской области до 2,25гр. в Крыму. Цены на бензин составили соответственно от 2,95 до 3,20.
Памятуя прошлогоднее путешествие, отъехав от Мерефы я свернул вправо на Валки и 97км. проехал в свое удовольствие по пустынной двухполосной бетонке с разделительным газоном, это было неплохим отдыхом за рулем, как "туда", так и, особенно, "обратно".
Езда по этой дороге "туда" завершилась курьезным случаем. На всем ее протяжении я ехал со скоростью 120-130 км/ч. (при этом на расстоянии без малого 100км. мне встретились от силы 3-4 машины в обоих направлениях), и вот я вижу на обочине знак "40" (моя скорость 120 км/ч, на безлюдной широкой и гладкой бетонной трассе). Тут моей жене почудился запах бензина, тормозить было неохота, и я переключившись на нейтральную скорость вхожу в пологий левый поворот, идущий на подъем для того, чтобы, в конце концов, остановиться на обочине и заглянуть под капот. И вот, когда моя скорость была километров 60-70, я вижу стоящую на разделительном газоне машину ДАИ, и сержанта с радаром, приказывающего мне остановиться. По всей видимости, они сами были удивлены такой несуразно низкой для данных условий скоростью, что, поинтересовавшись - видел ли я знак "40", а также - куда мы едем, без лишних слов пожелали нам счастливого пути и отпустили.
На тот момент, для меня было загадкой - для чего они там стоят, но, проехав метров 400, я обнаружил, что эта магистраль резко трансформируется (с провалами в дорожном полотне глубиной 1м. и диаметром 1,5м.) в грунтовку, обрывающуюся в болоте. Пришлось покрутиться, прежде чем мы выбрались на старую асфальтовую трассу.

Кроме этого случая с работниками ДАИ общался еще 2 раза:
Новомосковск я предпочитаю не объезжать, а ехать через него, и вот при переезде через объездную дорогу я лишь притормозил перед знаком STOP до скорости 10-15км/ч., за что был тут же остановлен экипажем ДАИ. Их первый вопрос: почему я игнорировал знак, направляющий транзитный транспорт в объезд? Я сказал, что мы туристы, и хотим посмотреть новомосковскую деревянную церковь (сержант ДАИ:- Да, что на нее смотреть-то?), второй вопрос: почему не остановились на знак STOP? Я знал, что доводы о том, что трасса на расстоянии 1км. была пустой, а моя машина загружена под завязку, на них не подействуют, и поэтому признал себя виновным в этом нарушении и предложил составить протокол. Первый раз в жизни я видел такое обиженное лицо у взрослого человека! Такое впечатление, что он уже распланировал, куда потратить мои деньги, и тут такой облом! Для усиления эффекта я еще раз признал свою вину и повторно предложил составить протокол, после чего получил обратно свои документы :-)
Третий случай произошел на выезде из Мелитополя. Там велись дорожные работы (в единственном месте на всем протяжении украинского участка пути), я проглядел знак "обгон запрещен", и обогнал через прерывистую полосу 3-4 машины. Тут же был остановлен и препровожден в ДАИ-шную машину. Надо отдать должное: ни о каком вымогательстве речь не велась. Когда даишник увидел, что я не против составления протокола, мне было предложено вернуться в Мелитополь и заплатить штраф, я сказал, что спешу, согласен на рассмотрение дела в суде в мое отсутствие и заплачу штраф позднее, когда мне придет решение суда. Был составлен протокол, правда, в одном экземпляре, и на каком-то подозрительном бланке, после чего мы расстались. На этом мое общение с ДАИ закончилось.
Знаменитых экологов с харьковской объездной, по всей видимости, выперли, не менее знаменитые запорожские мойщики продолжают промышлять :-) (уточнение - мойщики водятся в Харьковской области, а экологи - в Днепропетровской, Запорожской и Херсонской. Правда, в Запорожье есть мойщики иного рода - мальчишки моют в принудительном порядке стёкла, вначале заляпав их какой-то дрянью - Н.Ф.)
Общие впечатления о дороге: по сравнению с прошлым годом резко увеличилось количество машин движущихся в дневное время с включенным ближним светом, особенно этим отличается московский регион. Видел несколько автомобилей Адыгеи и Краснодарского края, отдавших предпочтение Крыму против Кавказского побережья.
За 2 дня до нашего отъезда в нашем палаточном лагере встала на стоянку машина с австралийскими номерами (Канберра)!!! Владельцы - чета пенсионного возраста в разговоре подтвердили тот факт, что они из Австралии, а на заднем борту у них на карте мира была изображена трасса их пути: Австралия, страны Юго-Восточной Азии, Китай, Казахстан, Россия, Украина. Думаю, что ЮБК вряд ли являлся целью их автопробега :-), наверное, поедут дальше.

Лагерь

На прошлогоднюю стоянку (см. http://road-crimea.narod.ru/2004/tim.htm ) мы приехали первыми и посему имели право выбирать место, чем и воспользовались, встав под деревом в 20м. от моря.
По сравнению с прошлым годом изменения произошли лишь в оплате (+1гр. за палатку, +1гр. за машину), и в том, что работник, отвечающий за чистоту пляжа выполнял свои обязанности на 5+ - в первый раз я видел, чтобы предлагались свои услуги по уборке мусора от отдыхающих (правда это было начало сезона). Его стараниями пляж был чистым, что касается отдыхающих, то они располагались на нем на расстоянии 20-25м. друг от друга.
Набор предлагаемого сервиса и "выносная" торговля не претерпела каких либо изменений.
Постепенно стоянка заполнялась народом - по отношению к прошлому году "населенность" составила около 40%, но надо сделать скидку на время - это было лишь начало сезона.

Обитатели лагеря

На второй день пребывания, во время нашего ужина на трассе остановился Москвич 2140, из которого к нам направился мужчина, чтобы узнать условия стоянки в здешнем лагере. Неожиданно, с криками "Привет!, Не может быть!, Вот это да!!!", он начал обниматься с моей женой, что, признаюсь немного меня озадачило :-). Как впоследствии оказалось, это была семья из Курска, мало того - это были знакомые моей жены (вместе работали). Естественно, они встали рядом и провели с нами 3 дня с неизменной бутылкой крымского вина по вечерам и шашлыком по поводу дня рождения главы их семейства. Однако, при первом (и единственном) дожде они уехали - заканчивался отпуск. Тем не менее, за это время глава семейства успел наловить и приготовить рапанов, сходить на Ай-Фоку (Кабаний мыс), слазить на близлежащую гору и постоять на ней возле триангуляционного знака.

Соседями справа была семья из Риги: муж с женой (Александр и Наталья) и двумя детьми (Соня и Андрей). Честно говоря, нам уже во второй раз крупно везет с соседями. На этом месте с детьми отдыхают уже второй год подряд. Вопреки логике, рассказ о них начну с детей. Соня (сама она представлялась Софией) - девочка 4 лет. На почве дружбы с моей племянницей она прониклась к нам доверием. Из всех обращений для нас она выбрала слово "Соседи". Так, например, чтобы зайти на "нашу" территорию она спрашивала:
- Соседи, вы меня приглашаете?
После переодевания в палатке в "купальные" плавки:
- Соседи, смотрите - я голая!
После переодевания в зеленые трусики и маечку:
- Соседи, я вся зеленая!
После ссоры с подружками:
- Дураки, подальше от меня!
Ее брату Андрею (или, как его все звали - Андрюше) было без малого 2 года. Лично меня он поразил 3 вещами:
-своей жизнерадостностью (плакал, только когда его купали в море) - все остальное время он улыбался,
-своей подвижностью: к вечеру, когда он выходил на "тропу войны", возглас его отца: "Андрюша, ты куда?" доносился, кажется одновременно со всех сторон лагеря,
-и своим вестибулярным аппаратом - за все время пребывания он, каким-то непостижимым для меня чудом, своей неровной шатающейся походкой огибал многочисленные растяжки палаток. А когда он выходил на бетонный парапет (1,2м. от земли) или на бетонную лестницу - впору было глотать успокоительное, или под барабанную дробь объявлять: "Смертельный номер, нервных просят не смотреть!". Тем не менее, надо отдать ему должное - он ни разу серьезно не упал! По полученным разведданным, неизбежное случилось после нашего отъезда :-(.
Их родители: Наталья и Александр во время вечерних посиделок посвятили нас в секреты ЕС-овского бытия Латвии, и современного состояния латвийского общества. Для меня вывод один: на территории бывшего СССР власть по отношению к простым людям везде одинаковая. Кроме этого, я бы отметил еще 3 особенности:
- на Балтике существует своя особая манера купания: заходить в море в шлепанцах, кидать их перед собой, доплывать до них, снова кидать их и т.д. :-).
- даже на русских Прибалтика накладывает свой отпечаток выдержанности и такта.
- там распространены какие-то турбореактивные туристские примусы, которые при работе издают неожиданные взрывы и звуки идущих на взлет истребителей НАТО :-).

Следующие, о ком хотелось бы сказать пару слов - две семьи из Харькова, стоявших единой стоянкой. (Их дочь Влада (7-8 лет) входила в коалицию Сони и моей племянницы :-). Ребята были серьезно экипированы аппаратурой для ныряния, коей они успешно пользовались для ныряния за мидиями. Этими мидиями они потом любезно угостили нас и других отдыхающих (очень вкусно).
Но самым неожиданным было то, что, однажды вечером они пригласили нас, латвийцев и еще одну семью на "закрытие" своего лагеря. При этом ими был накрыт стол с выпивкой, салатами, шашлыком из куриных окорочков, фруктами. На мой взгляд, это было именно то "гостеприимство" и "хлебосольство", коим так гордится Украина (и как оказалось не зря)! На этом мероприятии глава одной из семей организаторов с удовольствием спел украинскую застольную песню, и тут же его дочь Влада высказала аналогичное желание. Впервые в жизни я услышал (и увидел) как человек зевает во время пения :-), что вызвало всеобщие добрые улыбки. От всего этого остались самые добрые воспоминания (если не считать некоторого утреннего недомогания :-).

Запомнившиеся моменты

В Крыму приобрели необычайную популярность маленькие мотороллеры, на которых ездят абсолютно все (однако, мне больше нравились молодые симпатичные девушки :-).
В Морском жил верблюд, которого водили по окрестностям с целью развлечения отдыхающих. Этот верблюд всегда шествовал в компании с обслуживающим персоналом, таскающим дюралевую стремянку, которая использовалась для посадки-высадки пассажиров с верблюда. Весьма колоритное зрелище!
На пляж нашего кемпинга однажды приехала своеобразная пара на зеленом Мерседесе. Мужику было на вид лет 60, его даме около 45. Сразу после приезда началась демонстрация "всепоглощающей силы любви" на стадии жесткой эротики, которая тут же привлекла стайку подростков лет 13-14, которые расположились метрах в 15 от "влюбленных". Надо отметить, что данное зрелище было по-нраву только указанным пацанам, а весь остальной лагерь с затаенной надеждой ожидал, что после пресыщения любовными играми (по прошествии 5 часов!) указанный Мерседес свалится со ступеней парапета, когда при выруливании задом его переднее левое колесо свесилось на 10см., однако такой радости он нам (взрослым) не доставил :-).
Будучи в Феодосии я с удивлением заметил, некоторые тамошние улицы имеют по два названия: так и висят две таблички одна над другой с разными названиями.
Пляж в той же Феодосии поразил грязью прибрежной воды (правда, на море было небольшое волнение), а также своей перенаселенностью! Даже не верится, что люди могут за такое платить свои кровные деньги!
Парень, работающий продавцом еды на пляже из Старого крыма, с которым мы познакомились, был искренне поражен готовностью отдыхающих платить такие "бешенные" деньги за все то, что им "впаривают" продавцы :-).

В Морском мне пришлось заряжать газом бытовой газовый пятилитровый баллон, для того, чтобы знать, сколько в нем будет газа (в целях безопасности), пришлось перед зарядкой открыть вентиль и стравить оставшийся газ - всего около 200-300г., при этом видели бы вы глаза заправщика - "Вот идиоты - газ выпускают!", правда нам он сказал лишь: "Вы что, это же деньги!!!". Кстати, российский газ отличается от украинского: "наш" горит синим пламенем, "их" - красно-желтым.
Мой пробковый шлем, купленный в Курске за 300руб. вызывал неподдельный интерес: однажды, в Морском в магазине "Липецк" один мужик вполне состоятельной наружности попросил разрешить потрогать его - мне было неловко. В прошлом году в аналогичной ситуации один мужик спросил где я его приобрел, и когда я честно ответил, что в Курске - он посмотрел на меня так, как будто я его разыгрываю.
В последний вечер, когда мы вместе со своими соседями из Латвии (Наталья и Александр) отмечали наш предстоящий отъезд, в кромешной темноте к нам приблизились летящие огоньки, впоследствии оказавшиеся светодиодными налобными фонариками велосипедистов (зрелище впечатляющее), всего их (велосипедистов) было 5 человек. Выяснив условия стоянки они решили остановиться тут на ночь. После установки 2 палаток и всей сопутствующей этому суеты случилось следующее: в 12 часов ночи в полнейшей темноте к нашему походному столику приближается их "старший" и в весьма вежливой форме задает следующий вопрос: "Скажите, пожалуйста, где здесь туалет?". Я чуть не рассмеялся в голос - дело в том, что в качестве туалета (даже в дневное время) использовались посадки на противоположной стороне дороги, что уж говорить о ночи… Кстати там росло фиговое дерево полное созревающего инжира, а также желтая алыча с обламывающимися от тяжести плодов ветками.
Именно в тот вечер, когда мы сидели и выпивали (кроме меня) к столу стремительно подскочил Андрюша, заглянул в каждую кружку, увидев в единственной из них на дне жидкость - схватил ее и отхлебнул… Это была кружка его мамы с коктебельским мускатом :-).
За день до отъезда со мной произошел редкий случай - я умудрился порезать ногу галькой?! Неудачно наступив на мелкую (5-7мм.) гальку я загнал ее себе под кожу на ступне. Боли особой не было, но крови было достаточно :-).

Деньги

Вся затея нынешнего отдыха с закупкой продуктов в Курске, газом-бензином, 2-х недельным отдыхом троих взрослых и ребенка 8 лет, ежедневным дневным пивом - 2л. и ежевечерним вином (только фабричным) - 1бут., поездкой в Феодосию, покупкой ящика вина домой обошлась нам в 10 000руб.
Деньги лучше менять в населенном пункте "Русская (что-то, забыл, что)" (Русская Лозовая - Н.Ф.), находящимся по дороге от таможни до Харькова - в знаменитой Мерефе курс хуже.
Цены в Крыму остались на прежнем уровне, кроме вина, которое заметно подорожало :-(.
Фрукты лучше покупать на пути между Нижнегорским и Белогорском.