Отчет о поездке в Крым Александра Демина (июль – август 2003)

Опыт автомобилиста по отдыху в Крыму26.07.2003 Я и два мои приятеля в 5 утра выезжаем из Львова. Все сборы и подготовки позади, машина заправлена под горловину, аварийные 10л в багажнике. Перед поездкой приобретены подробные карты Крыма (1см=1км), карта дорог Украины (1см=10км), докуплено недостающее снаряжение, в т.ч. примус. В наличии имеется палатка, туристические столик и стульчики, небольшой запас еды на первое время. Взяты несколько бутылей с водой, коробка с запчастями, инструменты. Не забыты распечатки с сайта Николая и описания маршрутов. Планируя поездку, весной перебрана передняя подвеска, поставлены новые шины. Машина далеко не новая (ВАЗ 2101, 75г.в., на спидометре 105 тыс.), поэтому все еще раз проверено. Итак мы в пути! День был субботой, поэтому машин на трассе, особенно с утра было немного. Первый город на нашем пути – Тернополь. И сразу мы убеждаемся, что карта дорог с таким масштабом как у нас позволяет придерживаться только стратегического направления – мы проскакиваем окружную, заезжаем в город и путаемся в незнакомых улицах. Выбравшись из города и потеряв во времени держим путь на Хмельницкий, который проходим по окружной. Следующий город – Винница. И снова мы проскакиваем окружную и тратя кучу времени и чуть не попав в аварию выбираемся из города. Дальше путь на Умань. По пути – первый штраф за обгон на перекрестке (который больше похож на выезд с поля). Сторговались на 15 грн. Проходим Умань, берем курс на Одессу. Трасса очень загружена, по обочинам идут дорожные роботы, много строительной техники и дайцев. Делаем остановку на перекус и дальше в путь. Наконец поворот на Николаев. Заехали в сам Николаев, купили арбуз – судя по цене едем правильно – на ЮГ. Уже вечереет, надо поторапливатся искать ночлег. За спешку платим штраф – 10 грн за превышение скости в городе :-(( Выезжаем в направлении Херсона. Светлого времени остается около часа, надо искать где встать. По карте недалеко лиман Буга, но по той же карте дороги с трассы туда нет. На страх и риск поворачиваем на указателе Украинка. Заехав в поля и держа курс по солнцу (в прямом смысле – солнце было уже низко, а мы пытались ехать на запад), покружляв с полчаса мы выезжаем к лиману!!! Тут находится несколько баз отдыха от николаевских предприятий, но все забито до середины августа – облом. Нам советуют попытать счастья на базе немного далее, но выехав на берег мы обнаруживаем несколько машин с палатками. Вопрос решен – находим место, ставим палатку, разжигаем примус. За день пройдено 900 км. Немного уходя в сторону от основного повествования, хочу сказать несколько слов о примусе. Зная что в Крыму с дровами плохо, я купил девайс под маркой Шмель. После заправки его 92-м бензином (еще дома) у него вышел из строя встроенный насос (разбухли резиновые манжеты), устроив у меня на балконе нехилый пожар. Поэтому насос был демонтирован и приделана штуковина от автомобильной камеры с золотником, так что в пути давление в примусе создавали автомобильным насосом – хватало пол качка :-) После этой переделки проблем с приготовлением еды у нас не было - вода закипает быстро, посуда не закапчивается, бензина в баке полно, расход небольшой. Одним словом удобно.

27.07.2003 Выезжаем в Херсон. Судя по нашей суперкарте с лимана в Херсон есть дорога с покрытием. Проехав по этой дороге мы через короткое время оказались перед воротами … психбольницы! Немного вернувшись и расспросив местных мы нашли таки нужную дорогу, которая в большей части была грунтовой и в очень плохом состоянии. После Херсона форсирум Днепр. За Цурюпинском наблюдаем печальную картину – погрузку в КАМАЗ краном того, что осталось от белой петерки с киевскими номерами… Хорошее напоминание, что дорога не терпит ошибок…В Южноукраинске поверив указателям объезжаем по каким-то окраинам, едва не потеряв колеса. Ну вот наконец КПП на въезде в Крым. Перед ним ответственные товаришчи с палочками останавливают машины для сбора курортного сбора, но машин больше, чем их и на нас их не хватило :-) И вот мы в Крыму!!! Решено двигатся в сторону Севастополя. Погода нестабильная, иногда идет дождь. Проехав Симферополь по убитым обьездным улицам держим путь на Бахчисарай, который игнорировав указатели проходим через центр. По дороге останавливаемся и объедаемся дармовыми абрикосами – называется дорвались. Решено останавливаться в Любимовке – на трассе сворачиваем на Фруктовое и через короткое время, расспросив народ находим кемпинг на окраине поселка. МОРЕ!!!!!! НАКОНЕЦ!!!!! ДОЕХАЛИ!!!! Кемпинг довольно большой. Есть домики повышенной комфортности, но во первых они заняты и надолго, а во вторых мы на них и не рассчитывали. Домики без удобств представляют собой сарайчики размером с ж/д купе – две деревянные лавки и столик. Стоит этот домик 20 грн +2 грн за стоянку. На время пребывания дают постель и амбарный замок. Домики в стиле заходи кто хочет, бери что хочешь. Машину можно оставлять около въезда (у сторожей) или у домика. На территории есть умывальники, души, кухня, столовая, туалет. Вода постоянно. Море чистое, пляж песчано-галечный, в часы-пик народу много. Готовили мы на примусе около домика, но так чтоб особо не видели (а то еще скажут что хотим спалить нафиг кемпинг) :-) Пару соседних домиков занимали студенты-первокурники, которые вечером шли на дискотеку, там напивались, а в два часа ночи возвращались, ломали лавки и обсуждали, не перевернуть ли наш домик :-( Но вобщем как-то обошлось.

28.07.2003 Решено посвятить день осмотру Севастополя. Покружляв по окрестностям и городу заезжаем на набережную. 1-й пункт – посещение морского аквариума – очень интересно, много необычных рыб и других жителей моря, все двигается, шевелится, при этом в помещении полумрак, а аквариумы красиво подсвечены. 2-й пункт расположен совсем близко – музей черноморского флота. Музей в стиле советских музеев – все очень правильно и монументально, хотя и интересно. Возвращаемся на набережную и покупаем экскурсию на следующий день (про нее расскажу далее). Тут же покупаем карту горного Крыма (1см=500м). Дальше едем осматривать Херсонес. Посещаем музей, с умным видом осматриваем черепки и ржавые остатки чего-то очень древнего – мозг с трудом сопоставляет такие временные промежутки. Полазив по руинам фотографируемся возле коллонады так, чтоб вид был как на одной гривне, только портит вид непонятная железная бочка.

29.07.2003 Сегодня у нас экскурсия в инкерманский мужской монастырь, купленная вчера. Туда конечно можно поехать самому, но во-первых экскурсия стоит всего 15 гривен, во-вторых экскурсовод рассказывает интересные вещи, в-третьих без экскурсии в монастырь свободно не пускают, а в-четвертых в плату входит проезд на морском трамвайчике в обе стороны по бухтам Севастополя. Оставляем машину около какого-то института и отправляемся на графскую пристань, где место сбора. Экскурсия занимает около 6 часов. Монастырь интересен тем, что основные помещения, в которых проходит служба, расположены в середине скалы, а наружу выглядывают несколько окошек и звонницы. Кроме того посещаем руины крепости Каламита, расположенные на горе над монастырем. Единственная досада – почти постоянный дождь, зонтиков никто не взял и вся группа здорово вымокла.

30.07.2003 На сегодня запланировано посещение руин Мангупа и Эски-Кермена. На Мангуп можно попасть, оставив машину в селе Хаджи-Сала (в основном так все и делают) и поднятся на плато по тропинкам. Мы решаем проехать по Адым-Чокракской долине и поднятся по лесной дороге. Тем кто читает эти строки хочу сказать: Люди – не повторяйте нашего маршрута, если вы конечно туда едете не на джипе или УАЗике. По долине дорога еще может быть (обычная грунтовка), вид на плато просто фантастический (выглядит как плато с затерянным миром). В лесу начинается подьем на плато, дорога с глубокими промоинами, крупными камнями, резкими поворотами, а главное не развернешься, так что только вперед. В результате доехали до места, где жигуль уже не проходит в принципе, к счастью тут оказался пятачок для разворота и навес из скалы, под который и загнали машину (правда она при этом оказалась под углом градусов 30). Дальше пошли пешком и вышли на плато. Побродив мы наткнулись на раскопки, а потом и на тех, кто их проводил. Там был целый лагерь археологов, один из которых согласился нам показать что и где. Андрей, так звали нашего гида, показал нам пещерные помещения, остатки стен, пояснил планировку города и рассказал его историю. Во время этой импровизированной экскурсии к нам подошел какой-то мужик и спросил, заплатили ли мы за посещение Мангупа. Мы сказали, что нет. Он сказал, что посещение стоит 4 грн (точно не помню, но по моему столько). В результате, заплатив, мы получили сдачу, а кроме того, к нашему большому удивлению, мужик достал портативный кассовый аппарат и выдал чек!!! Скоро начался дождь, экскурсию пришлось быстро закруглять. Заплатив Андрею, мы начали спуск с плато по скользкой горной дороге. Спустившись на первой скорости и тормозах в долину у нас совершенно пропало желание посетить Эски-Кермен, тем более что дождь все продолжался. Что ж, может в другой раз еще посетим.

31.07.2003 Покидаем Любимовку и отправляемся далее по ЮБК. За Севастополем штраф за обгон :-( По трассе много милиции, видно должен ехать кто-то очень важный. Около Фороса есть поселок Санаторное. Заезжаем искупаться, машину оставляем возле санатория “Меллас”. Для того, чтоб попасть на пляж нужно минут десять спускаться по лестнице. Пляж очень маленький, сплошные валуны и булыжники, но море – супер-пупер, вода чистейшая, можно попрыгать в море со скалы. Следующий “обязательный” пункт программы – Ласточкино гнездо. Снова приходится оставлять машину и идти пешком по специальной дорожке, на которой активную деятельность развернули лохотронщики. Далее традиционная плата за вход и мы на балкончике символа Крыма. Фоткаемся и держим путь дальше, по дороге выясняя возможность где-то переночевать. Все известные нам кемпинги на ЮБК забиты, да и не дешевы. Видим, что ехать нужно за Алушту. За Алуштой начинается очень извилистая дорога (не думаю, что это серпантин в классическом представлении, но дорога очень сложная). В Солнечногорском все забито, советуют ехать в Рыбачье. Проезжая Малореченское останавливаемся узнать цены на комнаты в частном секторе. Попав в Рыбачье ужасаемся количеству народу и подумав, возвращаемся в Малореченское и снимаем комнату за 10 грн с человека, при этом получаем чистую постель, душ, возможность готовить на газовой плитке и посмотреть телевизор :-) Правда сходив один раз на море, мы туда за время нашего пребывания в этом доме больше не ходили – море грязное, камни, водоросли – бррр (особенно учитывая, что только утром мы купались под Форосом).

1.08.2003 День посвящаем посещению пещер Мраморная и Эмине-Баир-Хосар. Километровка и распечатка с сайта Николая позволяют легко найти нужную дорогу. Дорога к самим пещерам оставляет желать лучшего, грунтовка с камнями петляет по лесу, а перед самими пещерами есть очень крутой подьемчик (кое-кто на иномарках оставляют свои машины перед ним). День пасмурный, временами накрапывает дождик, так что народу не очень много, долго ждать не приходится. Сперва посещаем Мраморную пещеру, берем полный маршрут за 18 грн. Экскурсовод обьясняет что к чему, рассказывает разные байки и анекдоты. Далее переезжаем к Эмине-Баир-Хосар и снова берем полный маршрут. Если первая пещера расположена более-менее горизонтально, то вторая уходит на глубину до 60 метров и в ней значительно холоднее. На входе обоих пещер дают напрокат куртки. Особая достопримечательность Эмине-Баир-Хосар – почти собранный скелет мамонтенка. На обратном пути останавливаемся у барельефа возле того места, где Кутузов потерял свой глаз. Заезжаем в Алуште в управление крымского заповедника узнать условия проезда по оному. Не помню подробностей, но условия таковы, что идея с заповедником отпадает сама по себе ( куча денег, обязательный экскурсовод…)

2.08.2003 Едем на экскурсию в Воронцовский дворец. По дороге до Алушты останавливает даишник и дыша на меня перегаром сообщает мне, что он от меня чует “легкий винный запах”. Пять минут доказываю, что не верблюд, к тому времени его коллега ловит очередную жертву, и меня отпускают. У дворца плата за парковку сумасшедшая, находим за углом бесплатное место и идем к кассе. Народу полно, приходится долго ждать. Группы экскурсий буквально наступают друг другу на пятки. Дворец конечно шикарный, не уступает ему и сад с экзотическими деревьями. Удивлен, что еще сравнительно недавно часть дворца была отведена под санаторий – да, пожить бы в таком месте! Недалеко расположен фуникулер на Ай-Петри, но очередь огромная, да и плата не маленькая. Едем купаться в наше любимое Санаторное и назад в Малореченское.

3.08.2003 Отправляемся на осмотр водопада Джурджур. Это совсем близко от нашей базы и мы быстро добираемся до места. Платим за стоянку и идем пешком с пару километров, по пути снова заплатив за посещение водопада. Водопад конечно красив, но очень много народу. Дальше едем купаться в Морское (километров тридцать) – там не доезжая до самого поселка есть отличный пляж вдоль трассы, а главное там чистое море и не много народу.

4.08.2003 По договоренности с друзьями, которые должны сегодня приехать в Керчь, мы тоже отправляемся туда. По дороге искупавшись в море у Морского и под Феодосией к вечеру прибываем в Керчь. Город нам очень не понравился – после крымских курортных городков Керчь выглядит очень запущенно и как-то что-ли по-советски. Встречаем друзей, заплатив по пути самый большой штраф за все путешествие (20грн после 15 мин торга).

5.08.2003. Вместе с друзьями возвращаемся на ЮБК. Заезжаем на Карадаг, через двери одним глазом смотрим на дельфинов в дельфинарии (на представление решили не идти). Ищем место для ночевки и находим кемпинг возле села Прибрежное (ехать через Солнечную Долину). Стоит пребывание в кемпинге 6 грн за место (одно место – машина, одно – палатка), количество народа не учитывается. Из удодств – бочка с водой, туалет типа сортир, киоск с пивом/печеньем и вроде где-то рядом была кафешка. Море – высший класс - песчаный пляж, чистая вода и отличный вид на Карадаг, правда с утра народу на пляже многовато. Во всяком случае место нам понравилось.

6-8.08.2003 – Завозим друзей в Керчь и 7-го утром стартуем назад домой. Ночуем на том-же самом месте на лимане под Николаевом и 8-го вечером мы дома.

Итоги поездки – всего пройдено 4500 км, расход 92-го бензина – 8,5 л (учитывая загрузку машины, скорость по трассе100-110 и древний карбюратор Вебер считаю совсем не плохо). На бензин, штрафы, еду, пиво, экскурсии и проживание у каждого из участников ушло около 800 грн. Машина проявила себя просто идеально, ни одной проблемы за весь путь. Достает конечно, что за все надо платить, ну да капитализм, что тут поделаешь. Общее впечатление – супер, машина на юге вещь незаменимая. Буду надеяться на новые поездки.

Всем удачи!

Главная страница

Rambler's Top100 Service

Hosted by uCoz